Люди, родные мои люди! Простите, если кого задел мой
предыдущий пост!
Это была моя усталость, только она. Никаких обид нет вовсе, всё было замечательно. Просто для моей домашней психики - было очень уж много всего. И не только фестивального. И не только радостного. Перегрузка вывела временно систему из строя. Теперь она восстановлена. Разрешите реабилитироваться.
Сейчас -- о читке пьесы "Телемама", которая завершила первый фестивальный день. Это моя монопьеса. Режиссёр -- Ольга Лысак. В главной роли - Олеся Иванцова, выпускница школы-студии МХАТ.
Посмотрите - какое попадание в образ, а!
Кто не в курсе -- прототипом главной героини пьесы является Валентина Леонтьева, "тётя Валя", которая вела "В гостях у сказки", "Голубой огонёк" и пр. передачи советского телевидения. Вот мысли о её невообразимой трагической жизни и привели меня к написанию этой пьесы. Текст
тут.
Аннотация. Один день из жизни Надежды Лаврентьевой, бывшей звезды отечественного телевидения, которая посвятила работе всю свою жизнь. Она вела самые популярные передачи для детей и взрослых, её любили и считали членом своей семьи почти все жители страны. Только её собственная дочь отказалась от "всехней" "телемамы", только её муж ушёл от общей "тележены", только её собственная мать не была даже похоронена вечно занятой "теледочкой"…
Письма из прошлого принесут осознание "вывернутости наизнанку" всей системы жизненных ценностей. Неужели "тёте Наде" суждено умереть, так и не получив прощения близких?
Первое потрясение от читки -- на сцену выходят и выходят люди. Это же монопьеса. А на сцене - три актрисы (Олеся Иванцова, сама Ольга Лысак и актриса, играющая дочь "телемамы" - Ирина Вилкова), импозантный актёр Алексей Суренский и двое детей (Никита Полицеймако, сын Ольги, и моя племянница Варвара, с которой я в этот день только познакомилась. О первой встрече с
родным братом и его семьёй расскажу потом отдельно).
Ольга, заметив Варвару на утренней читке детских пьес, сразу вручила ей слова и ввела в роль. Как оказалось, именно такой девочки для читки и не хватало. И Варвара отлично справилась!
Для читки Ольга придумала необычайно сильный ход -- все люди, о которых говорит в своём монологе главная героиня, они стали персонажами пьесы.
Вместо фотографии дочки -- дочка. У актрисы было не так много слов, но её присутствие на сцене, её взгляд, полный боли, её жесты, её проход вокруг матери -- сделали читку спектаклем, настоящим драматическим спектаклем.
Сама главная героиня настолько срослась с образом, что перед нами была настоящая Телемама, та самая, про которую пьеса. После читки я с удивлением узнала, что Олеся -- молодая красивая девушка. Перед нами была старуха -- несчастная, но мощная, сила и боль которой захватывает водоворотом с первых фраз и не отпускает до финала.
Ольга и Алексей Суренский играли остальных персонажей -- сестру Телемамы, её мужа, главу телекомпании и пр.
Дети читали только письма детей, которые героиня получает в подарок. Письма из далёкого прошлого, пришедшие когда-то на передачу, но отбракованные редакторами. И среди них -- письма дочери...
А теперь о моём кошмаре))) На первых же фразах, когда я поняла, что текст свой не узнаю, что это не совсем моя пьеса -- я вся издёргалась. Чуть не убежала и не расплакалась.
Вот представьте -- вы создаёте пьесу, долго и кропотливо, подбирая слова, фразочки, играя нюансами. А над этой пьесой я работала очень долго, хоть и написан сам основной текст был за пару недель, но собирался материал и обдумывался практически год. А тут в читке звучит -- пересказ событий пьесы. Эмоциональный, талантливый, но -- пересказ.
Потом Ольга объяснила, что это не планировалось вовсе. Были только некоторые сокращения. Просто актриса настолько вошла в роль, что в ней стала жить сама Телемама. Поэтому и волна энергии пошла в зал. Тут уж и не знаю, что предпочтительней -- бубнить текст или вот так его передать на уровне эмоций. В данном случае, я рада, что получилось так, как получилось. Пробубнить текст я и сама себе могу.
Но это я потом уже всё поняла, а тогда, с первых фраз, стало мне не по себе...
Но тут мне ооочень повезло с соседом. Слева сидел драматург Володя Зуев, который, заметив мои страдания, тихо сказал: "Анютка, расслабься, ты уже ничего не изменишь. Просто смотри и получай удовольствие". Что я и сделала. И это было даже не удовольствие, а какая-то детская радость. После этих мудрых слов я всю читку сияла и улыбалась. Пожалуй, я была одна такая дурочка в зале, где зрители плакали. Да-да, я была самая счастливая.
Спасибо всем огромное!
А потом было обсуждение...
И обсуждение вёл - о чудо! - Александр Молчанов. Это самый-самый желанный человек, которого я бы хотела видеть в такой роли. Саша, с твоего сценарного мастер-класса и началось, по сути, моё драматургическое творчество. Ты мой Учитель. И просто -- ты такой классный, что... вот сейчас, при твоей очаровательной жене и моём муже я тебе прямо так и скажу -- Саша, я тебя люблю!
И представьте моё состояние, когда этот человек начинает обсуждение со слов "Пьеса, на мой взгляд, грандиозная". Просто счастье уже выше крыши!
Постараюсь сделать еще стенограмму обсуждения, у меня есть запись. Думаю, начинающим драматургам будет интересно и полезно.
Чёрный зал Центра им.Мейерхольда был полон. Люди, как мне потом рассказали, действительно плакали и сопереживали героям, словно смотрели настоящий спектакль. Заслуга Ольги Лысак и актёров, которые прониклись "грандиозным" текстом и судьбой потрясающе талантливой и столь же несчастной женщины.
Ну, а это я -- в ночь перед первым днём Премьеры))
За фотографии огромное спасибо Маше Зелинской.
А тут -
http://agu-dar.gallery.ru/watch?a=yE2-dKCx - альбом с премьерскими фотками. Видимо, он будет еще пополняться.
Продолжение следует...