Авторская сцена-2. "Котенок на столбе". Репетиции. Часть 1.

Jun 17, 2011 13:22


Раньше, когда я не ездила на драматургические слёты, мне было очень любопытно -- как же там всё происходит. Но в сети люди выкладывали лишь обрывочные впечатления, по которым трудно сложить общую картину. Поэтому я решила, что буду рассказывать о своих поездках подробнее. В моем журнале есть рассказы о посещении " Свободного театра", " Премьеры", " Кино без пленки", " Театра читок", фестиваля " Ростовские чтения".
В ближайшие дни постараюсь рассказать о семинаре СТД " Авторская сцена", который проходил в Нижнем Новгороде 1-10 июня 2011.

Сегодняшний репортаж -- о репетициях и режиссере.
Мне уже приходилось бывать на репетициях в театре. Особенно часто я их посещала, когда работала в нашем Молодежном заместителем директора. И видела работу многих режиссеров -- местных и приезжих. Но присутствовать на репетициях по собственным пьесам мне еще не приходилось.
А это, оказывается, такой колоссальный опыт! Но, одновременно, и очень нервный процесс, требующий максимального погружения от всех участников, в том числе -- и от драматурга.

Думаю, именно в этом главное достижение и огромный плюс семинара "Авторская сцена" -- в проведении репетиций в присутствии и при участии авторов. Часто ведь как бывает -- авторов, наоборот, не пускают на репетиции. Даже на репетиции фестивальных читок. Выгоняют, не дают вмешиваться в процесс. Написал пьесу -- свободен. Может, когда автор уже опытный и вообще "театральная крыса", ему это и не нужно. Но для начинающих авторов присутствие на репетициях -- настоящая школа мастерства. Обязательно стремитесь попасть на них!

В Нижнем репетиции шли целых 7 дней (1-7 июня), потом 3 дня были показы. Не просто читки, а именно показы -- эскизы спектаклей, своеобразная презентация пьес для театра. С их помощью мы смогли приоткрыть завесу и посмотреть -- как наши пьесы могут выглядеть на сцене. Эти показы высветили как достоинства пьес, так и помогли нагляднее увидеть их слабые места, требующие доработки.

Лично для меня эти 10 дней многое изменили в моём понимании драматургии и театра. И главное -- после показа я не только почувствовала, что очень хочу переделать пьесу, но и поняла, как именно это сделать. Поняла, благодаря присутствию на репетициях, наблюдению за работой актеров и режиссера, а также благодаря поддержке и мудрым советам экспертов (Сергея Борисовича Коковкина, Дайниса Гринвалда и Риммы Павловны Кречетовой). В ближайшие дни и займусь доработкой пьесы.

Всего в семинаре принимало участие 5 авторов и, соответственно, работали 5 команд, которые каким-то естественным образом и без споров распределились по разным площадкам нижегородского театра "Комедiя".

Команда "Котенка на столбе" (режиссер Александр Ряписов rupasoff ) и команда, работавшая над пьесой Татьяны Голюновой "Не про нас" (режиссер Дмитрий Крюков) -- выбрали для репетиций и показов зрительское фойе.
Так мы и репетировали семь дней: на 3-м этаже "Котенок на столбе", на 2-м - "Не про нас":


Хорошо, что наши репетиции в основном проходили в разное время. Поэтому сосуществовали мирно и дружно. Другие пьесы готовились в привычном театральном пространстве, на сценах: "Черепаший бунт" Елены Ерпылёвой -- на большой, "Утечка" Виктора Калитвянского и "Свадьба-песня" Виктора Ляпина -- на малой.

Кстати, сначала мы даже думали показать "Котенка" на улице, перед служебным входом в театр. Но, к счастью, отказались от этой заманчивой и рискованной затеи. К счастью, потому что солнце в Нижнем было только в первые дни семинара, а потом начались холода, ливни и бури. Гроза была и во время моего финального показа.

А началось все с того, что в первый же день семинара, когда остальные режиссеры только забрали размноженные тексты и ушли собирать команду, мой режиссер Александр Ряписов, заранее ознакомившийся с текстом и собравший всю команду на первой же пресс-конференции семинара, сразу после ее завершения организовал с актерами читку всей пьесы. Читал сам, актеры слушали. Потом раздал тексты, распределил роли и назначил репетицию на следующий день.

И работа закипела! Сразу после читки актеры закидали меня вопросами -- почему мой герой поступает так, о чем он думает в этой сцене и пр. Актеры решили, что это достоевщина. Потом после первых репетиций сказали -- нет, это гоголевщина. Но после благополучно отбросили все определения и занялись историей, стараясь донести ее до зрителей максимально понятно и искренне.

Вот идут первые репетиции. Режиссер Александр Ряписов разбивает действие на мизансцены и "оживляет" пространство, превращая его в заснеженное поле, придорожное кафе "ГР...БЫ", землянку, речку Ольховку, вертолёт:


Надо признаться, что в первые дни я очень нервно реагировала на то, что от моей пьесы остались "рожки да ножки". В том смысле, что режиссер решил убрать все-все ремарки, которые составляют половину пьесы. Эта пьеса "киношная", в ней мало разговоров и много событий. И почти все эти события описаны ремарками. Как же без них? -- с ужасом думала я. Те, кто привык к формату доковских читок, меня поймут.

Я сопротивлялась, просила оставить хоть некоторые ремарки, боялась, что зрители просто не поймут, что там происходит. Но режиссер был непреклонен. За что ему большое спасибо! Потому что наш стремительный показ (он шел меньше часа) оказался захватывающим и абсолютно понятным по событиям, благодаря тому, что все ремарки были оживлены самым органичным образом. Я-то свою пьесу знаю -- ну что мне ее слушать еще раз. А вот как она может быть перенесена на театральную сцену -- для меня самой было загадкой. Но режиссер и актеры с нею справились. "На пятерку!" -- как сказал Сергей Борисович Коковкин после показа.

Еще в середине наших репетиций я это увидела и успокоилась, полностью доверившись режиссеру. Единственное, за что я продолжала бороться -- чтобы актеры не пересказывали оставшийся текст своими словами, а говорили его дословно, по бумаге или наизусть. В итоге актеры почти выучили текст и непопадания были незначительными и даже естественными -- так глубоко актеры проникли в суть своих персонажей.

Может, это какой-то авторский бзик, но я готова была смотреть финальные репетиции, показ и его видеозапись (которая, к сожалению, лишь отчасти передает энергию показа) -- еще и еще, так интересно наблюдать за рождением спектакля, за оживлением героев, за самой историей, ставшей в версии режиссера почти колдовской. Вроде бы я это придумала, но теперь уже и не только я -- история и герои стали другими, сойдя с плоскости страниц, более объемными, сложными, завораживающими.

Еще к финальному показу история дополнилась и многими "мелочами", которых нет в пьесе.
Вот Олег (Константин Кибардин) пришел с рыбалки и греется у печки, ведь зима. А Витёк (Артем Прохоров) зовёт его вызволять со столба котёнка.

      
В пьесе Олег просто скидывает одежду у печи, но режиссер придумал иной образ, более отражающий внутренний холод героя и его потребность в тепле. Такие "мелочи", рожденные в процессе репетиций (в основном по инициативе режиссера, но были и чудесные актерский находки), добавили атмосферы, завершили общую картину недостающими пазлами. Что-то из этих находок войдет и в новую версию пьесы.

Кстати, столбы в зрительском фойе оказались отличными декорациями -- они и печка, и двери, и те самые столбы, на которых ищут котенка. А уж сколько функций оказалось у пианино, так же "случайно" оказавшегося в фойе третьего этажа!..

На репетициях я поняла, что для хорошего режиссера нет сложных текстов, гиблых пространств и ленивых актеров. Он все заряжает своей энергией и заставляет работать на результат -- создание цельного живого образа, каким и стал финальный показ.

Режиссер Александр Ряписов и мышонок котенок на пианино на печи:



Меня многие спрашивали -- как же вы показали вертолет, играющий в пьесе значительную роль? Оказалось, что вертолёт на сцене можно легко и натурально изобразить, не привлекая никаких дополнительных средств. Режиссер на первой же репетиции придумал отличный ход! Актеры просто гудели, когда вертолет приближался-удалялся. Как на актерских распевках, с закрытым ртом. Потом покажу это на видео -- очень понятно получилось и точно передана суть этой железной убийственной громадины.

Вот весёлая компания летит в вертолете развлечься на Рождество -- покататься на снегоходах, попугать деревенщину.
Слева Ольга (Татьяна Киселева) и Веня (Александр Калугин), справа Сёмыч (Николай Шубяков) и Галка (Дарья Королева):



А это репетиция лирической сцены знакомства Ольги (Татьяна Киселева) и Олега (Константин Кибардин).


После актеры несколько раз собирались и репетировали сцену самостоятельно. Тут надо заметить, что актеры и режиссеры, принявшие участие в семинаре (кстати, все востребованные профессионалы, загруженные спектаклями и репетициями) -- не получили за участие в семинаре никакого вознаграждения. Но никто не отлынивал, наоборот, стремились попасть в команду, работали с полной отдачей, а после показа актеры просили режиссера привлечь их и на следующий год, если семинар снова пройдет в Нижнем.

И на эту музыкальную репетицию актеры пришли сами, по своей инициативе, в отсутствии режиссера. Пришли, чтобы распеться и выучить песню "У Ольховки", которая стала основным музыкальным фоном постановки.


Музыку к этой песне (как и к первой песне-заговору, которую поет Баба Бая в самом начале) сочинила Татьяна Ягунова, исполнительница роли Бабы Баи. Придумывала ночами. Было несколько вариантов мелодий, пока не родились те, которые и должны быть -- волшебные, сразу запоминающиеся и попадающие в душу. После показа многие зрители напевали эти песни и говорили, что они похожи на народные. Татьяна скоро запишет песни в студии. Обязательно выложу их у себя. Уже и не представляю "Котенка" без этого музыкального сопровождения.

Продолжение следует...

В следующем репортаже будет фотоотчет о репетициях.  Там уже появится и первый реквизит, вся бумажная часть которого сделана моими руками, что также было очень интересным опытом.
После расскажу о самом показе "Котенка" (есть и видео), о других показах, об обсуждениях, о быте участников семинара, о прогулках по Нижнему, о людях, с которыми посчастливилось встретиться, о... может и о наших ночных посиделках в гостинице. Спрашивайте, если что интересно, но осталось за кадром!

Другие репортажи: Авторская сцена-1. Команда.
Фотоальбом семинара (будет пополняться) -- http://fotki.yandex.ru/users/anna-donatova/album/161455/

поездки, драматургия, фото, Авторская сцена, впечатления, "Ольховка или Котенок на столбе", читки

Previous post Next post
Up