Московский модерн (2)

Jul 05, 2011 23:00

Продолжая свой неглубокий рассказ о московском модерне, сделаю пару лирических отступлений. Работая над первой частью, я опасалась комментариев: «Нашла новости! Да это всем известно и никому не интересно». Поэтому и решила избегать своей обычной многословности и ограничиться «подчищенными» фотографиями. Сейчас глянула - суховато как-то и для меня нетипично.



Это одна из ранних работ Ф.О.Шехтеля - особняк П.П.Смирнова (1901, Тверской б-р, 18). "Смирнов" можно писать как "Smirnoff" - это был сын и деловой партнер знаменитого водочного заводчика. Ранее здесь был классический особняк, возведенный в середине 19 века, который перестроили и облицевали по новой моде. Сейчас здесь гостиница с легкомысленным названием "Маруся" .

К слову, комментарии были самые благожелательные, даже от тех, кто живет рядом с описанными домами и ежедневно мимо них проходит по нескольку раз. Пишу для тех, кто вряд ли это будет читать - для «незнатоков» модерна, да простят меня искушенные историки архитектуры.



Доходный дом наследников Е.Е.Орлова (Смоленская пл., 1/4, 1906, арх.В.В.Шервуд). Если подойти поближе и рассмотреть лепнину (выполнена фирмой "Георг Поль"), можно увидеть виноградные лозы и павлинов

У термина «модерн» много имен-синонимов - арт нуво, югендштиль, сецессион и т.д. Зародившись в Бельгии, мода на архитектурный модерн в свое время охватила практически всю Европу. На смену строгому классицизму и вполне сдержанной эклектике пришли новые формы и пластика, это было зодчество, объединившее в себе как некоторые исторические черты, так и абсолютно новаторские.





Гостиница Я.М Толстого (Арбат, 29, 1904, арх. Н.Г.Лазарев). Пятый этаж достроен в 19012-13 гг. До этого посередине был граненый купол, а по бокам - аттики.

Фантазия художников и архитекторов словно вырвалась на свободу после долгого заточения в узких рамках классических традиций и умеренных вкусов. Представьте - то, что сейчас для нас покрыто живописной патиной старины, сто лет назад называлось «новым искусством»! На формирование модерна повлияло несколько факторов - и бурный экономический прогресс, и новые влияния в искусстве - к примеру, движение символистов, и идеи Ницше. Свой акцент добавило увлечение высшего общества экзотическими культурами - египетской, византийской, японской. Все эти составляющие причудливо смешались, дав жизнь новому стилю жизни и направлению в искусстве - модерну.  Это было удивительное время - взрыв роскоши, знаменующий осень аристократизма, прощальный салют отживающей эпохи, которой в скором времени суждено было сгинуть в жутком хаосе революций и войн. Чуть больше десяти лет в самом начале 20 века - для истории это короткий вдох и судорожный выдох: самое начало модерна - конец 19 века, яркий бенефис - Всемирная выставка в Париже в 1900 году, быстрый закат - после 1910 года.







Еще одна гостиница на Арбате - А.К.Ечкина (Арбат, 23, 1903, арх. Н.Г.Лазарев). Это здание сохранило практически первозданный вид со времен постройки. Кроме вывесок, разумеется.
Специалисты говорят, что здесь намешано много стилей - и венский, и бельгийский, и французский, однако в целом здание смотрится вполне гармонично.

В провинции еще пару лет по инерции возводились здания в этом стиле, однако Первая мировая война поставила окончательную жирную точку в истории модерна.  Как мало времени, и какое богатое наследие! Архитектура, живопись, мода, ювелирные украшения, интерьеры, посуда, даже кладбищенские надгробия и памятники, а также театральные декорации и костюмы - все, что было окружало капризного модника начала 20-века, должно было отвечать новому вкусу. Все детали непременно обязаны быть выдержанны в едином изысканном стиле.




Гимназия им.И. и А.Медведниковых (Староконюшенный пер., 18, 1903, арх.И.С.Кузнецов)

Позже модерн будут ругать за излишнее украшательство, неоправданную роскошь, вычурность, рафинированную буржуазность, но на заре 20 века мир был одурманен сладким ядом декадентства, преклоняясь перед «новым искусством».







Доходный дом наследников Н.П.Циркунова (Чистый переулок, 10, 1910, арх. В.С.Масленников)

С живописных полотен на мир глянули извивающиеся феи, прикрывающиеся каскадами собственных медовых волос (злопыхатели дразнили Альфонса Муху, критикуя эти волосы на его картинах, - их непочтительно называли «макаронами»). Руки светских красавиц серебряными змеями обвили тяжелые вычурные браслеты, в волосах засверкали диадемы в китайском и египетском стиле. Силуэт нарядов стал струящимся, легким, полы платьев покрылись паутиной чудесных растительных орнаментов.







Особняк В.Э. Тальгрен (М.Николопесковский, 5, 1902, арх. П.А.Заруцкий. Когда-то это был особнячок в стиле классицизма. После перестройки в 1902 году он "обзавелся" рокайльной лепниной и угловой башенкой, что сделало его одним из самых заметных памятников столичного модерна.

Стало модной быть странной, воздушной, оторванной от жизни, изнеженной. Порочность - томная, с ленцой, подразумеваемая, но не явная. Сексуальность - только дразнящий намек, немного кукольная, русалочья. Даже обнаженные женщины Климта - неземные, бестелесные, абсолютно недоступные (даже когда позирует известная венская проститутка). Жить втроем, курить, коротко стричься и рассуждать о равенстве - это чуть позже, это не сейчас, а пока - кудри, тени, блики, вздохи…




Особняк М.С.Саарбекова (Поварская, 24, 1899-1900, арх. Л.Н.Кекушев и С.С.Шуцман). Это был второй по счету особняк в стиле модерн, появившийся в Москве. В 30 годы он был несколько перестроен и лишился некоторых эффектных деталей.

И конечно же, самое осязаемое, фундаментальное (как это слово не вяжется с концепцией!), в камне запечатлевшее последние всполохи рассыпающегося старого мира - это архитектура модерна! Стены строений оплела причудливая лианообразная лепнина, покрыли майолики и мозаики, украсили маски чудовищ, соседствующих с нежными девичьими ликами. Встречаются линии и формы, позаимствованные из мира насекомых, рептилий, морских существ. Под крышами вытянулись ленты причудливых фризов - целые картины!







А это - первый особняк в стиле модерн в Москве - особняк М.Ф.Якунчиковой (Пречистенский пер., 10, 1899-1900, арх. Ф.Ф.Валькот)

Углы сгладились, линии смягчились, немыслимые сочетания и чередования объемов сделали дома похожими на грандиозные изукрашенные кондитерские изделия.
Отвечая на вопрос одной моей подруги, чем же модерн отличается от барокко и предшествующей эклектики, я коротко попыталась обобщить характерные его черты:
1) Преимущественно асимметрия планирования (но не всегда);
2) Сглаженность углов и плавность линий, «природные» формы;
3) Чередование разных по форме и размеру объемов;
4) Использование на разных уровнях и объемах различных по форме и размерам оконных и дверных проемов;
5)Популярная отделка - растительного характера декор: лепнина, фризы, мозаики, чугунное литье, иногда - скульптурные композиции и барельефы (но не всегда).
Прочитав этот перечень, все равно невозможно понять, что такое архитектурный модерн.







Доходный дом И.П.Исакова (Пречистенка, 28, 1906, арх. Л.Н.Кекушев.Один из самых ярких и интересных образцов московского модерна. Замечательно выглядит оформление окон; правда, сейчас большинство рам - пластмассовые, не объемные, как раньше. Часть утерянного декора попытались воссоздать относительно недавно, но получилось грубовато - стилистика модерна выдержана не точно.

Не всегда присутствуют эти признаки, кроме того, есть несколько направлений модерна: французско-бельгийский, венский, финский; благодаря Гауди, можно условно выделить барселонский, и совсем уже экзотический - португальский и калифорнийский. И русский, конечно. Он, несомненно, существует и имеет право выделяться в отдельное направление; даже на Украине есть его образцы. Чтобы лучше разобраться в модерне, нужно проникнуться этой эпохой, попытаться понять людей, которые жили тогда. Одно можно сказать определенно, вернее, несколько неопределенно - произведениям (и не только архитектурным) модерна присуща особая гармония, взвешенность, продуманность, особая изысканная эстетика, которую очень трудно воспроизвести. Похоже, модерн не может процветать в отрыве от своего времени. Можно попробовать сейчас построить здание в стиле модерн, однако, скорее всего, это будет похоже на Ренату Литвинову, которая пытается копировать Марлен Дитрих.






Гостиница "Метрополь" (Театральный пр., 1, 1899-1905, арх. Л.Н.Кекушев, В.Ф.Валькот, П.П.Висневский и др.)

Я видела несколько новоделов, довольно удачно стилизованных под модерн, однако при первом же взгляде (умеренной искушенности, как у меня), можно сразу с уверенностью сказать - подделка! Как же понять и прочувствовать модерн? Мое знакомство с ним началось давным-давно с Густава Климта - альбом с его репродукциями как-то приобрела в Венском аэропорту. . Вторая любовь - Альфонс Муха. Именно после знакомства с его  работами я стала практически безошибочно «узнавать» модерн. Потом я как-то посмотрела передачу про парижский ресторан «Максим», интерьеры которого выполнены в этом стиле. Теперь у меня есть книги, журналы, репродукции, посвященные этому направлению. И фотографии, сделанные уже мною. Можно сказать, я "коллекционирую" модерн - его много в моем журнале. Смотрите на орнаменты, читайте поэтов Серебряного Века, любуйтесь Мухой, Билибиным, Обри Бердслеем, Бакстом и… гуляйте по улицам. На Украине я видела здания в стиле модерн в Киеве, Харькове, Львове, Виннице, Одессе и даже в небольших Черкассах. В Москве же таких зданий довольно много - в каталоге Нащокиной перечислены более 150, и это не все.
По моим собственным наблюдениям, у московского модерна есть несколько характерных черт:
1) Ряд зданий перестраивались из особняков эпохи классицизма, если внимательно осматривать их, это несложно заметить;
2) Очень часто в декоре встречаются маски с девичьими личиками - можно сказать, пол-Москвы облеплено грустными мордашками. Да, город для нежных созданий непростой! Как говорила героиня Дины Корзун в «Стране глухих»: «Как страшно жить! Как страшно жить девушке, одной…»;
3) Для облицовки некоторых деталей часто используется зеленая абрамцевская плитка;
4) Определенная смелость, даже дерзость объемных решений;
5) Плачевное состояние некоторых зданий. Это, впрочем, для характерно не только для Москвы;
6) Ну, и любят же послы заморские московский модерн! Что ни особняк, то посольство
7) Эклектичное сочетание разных стилей в ряде построек - это из-за подражания зарубежным авторам.

А специалисты отмечают, что модерн в Москве особенно пышный, разноцветный, многообразный. Если делить модерн на различные направления, то в Москве можно встретить образцы буквально всех.


Дом Санкт-Петербургского общества страхования - О.Коробковой (Тверской б-р, 6, 1902, арх. А.У.Зеленко. Здание несколько раз перестраивалось, особенно радикально - в 1970-е. Сохранилось немного, в т.ч. балконные решетки. Не поверите, когда-то это выглядело так!:




И именно здесь встречается особенно много примеров русского модерна - такой сказочный, "теремковый" стиль. Если будете в Москве - проверьте!

И еще могу посоветовать без всякой рекламы: купите какую-нибудь книгу Нащокиной - весьма познавательно. У меня уже такая есть.
П.С. И неплохо было бы с исторических зданий поснимать яркие вывески и рекламные баннеры - их трудно убирать в фотошопе.   Дальше ЗДЕСЬ

особняки, Москва, доходные дома, модерн

Previous post Next post
Up