Те, кто давно следит за моим скромным творчеством, ранее имели возможность наблюдать довольно частые обновления в моем дневнике. Не знаю, какая из муз отвечала за мою работу - Клио, Каллиопа или Талия, однако пару лет назад ей был нанесен серьезный урон: пострадала она от жерновов дачного быта и неумолимых копыт золотого тельца (работа у меня нынче хлопотная, но платят за нее неплохо).
Институтская, 26. Особняк судьи Николая Ивановича Антонова (1904 год, арх. Е.Ф. Ермаков). Модерн, как видите.
Между тем у меня имеется довольно много необработанного фотоматериала, который остался со старых добрых времен, когда у меня было больше времени рыскать по Украине в поисках облезлых архитектурных шедевров и мало идентифицируемых развалин. Да чего уж там - и по родному городу бродить с фотоаппаратом стало недосуг. Человек я не религиозный, однако, совесть меня на всякий случай гложет - помнится, у парня, зарывшего в землю свои таланты, были какие-то неприятности.
Липская (Екатерининская), 16. Особняк
Н.Уваровой-Терещенко, (1911, арх. П.И.Голладский). В разное время усадьба принадлежала генералу Г.П.Веселицкому, графу
М.С. Воронцову, сахарозаводчику
Л.И.Бродскому. Извлекла я недавно из недр почти забытых файловых папок подборку фотографий, сделанных в киевских Липках более двух лет назад. Помнится, была ранняя весна, приятный выходной день, и я долго бродила по тихим улицам, фотографируя особнячки и многоэтажки, поражающие невиданной эклектичностью и странными соседствами: здесь и усадьбы 19 века, и вычурной архитектуры доходные дома, и модерн, и конструктивизм, и сталинский ампир.
Липская, 14. И
конструктивизму место нашлось
Интересных построек довольно много, история у ряда из них богатейшая, поэтому даже сейчас, набирая эти строки, я не знаю с чего начинать и за что хвататься. Тем более тяжела моя задача, учитывая то, что в Сети размещена уже масса материала об этом историческом районе Киева, в любом случае придется повторяться. У более нетерпеливых читателей заранее прошу прощения за некоторую «Б/У-шность» исторического материала, его можете не читать, а просто бегло просмотреть фотографии, местами не самые удачные; для остальных, менее искушенных я начну свой рассказ.
Липская 18/5. Городское начальное училище им. Н.Х. Бунге (1904, арх. Г. Шлейфер и
Э. Брадтман).
В сознании нынешних киевлян Липки - терра инкогнита. Это самый престижный район, в котором с советских времен живут представители заоблачно высоких слоев общества. Название это давно стало символом шика и достатка, поэтому новые микрорайоны для тех, до кого нам с вами не дотянуться, сейчас красноречиво называют «Печерскими Липками», «Оболонскими Липками» и т.п. Нахальные новоделы претендуют на престиж Липок, но Липками они никогда не станут. Не во многих старых местностях Киева сохранился особый дух уютной киевской старины, и Липки - одно из таких мест. Хотя, да, - "сливки общества" селились здесь издавна, поближе к царскому дворцу. И расположены исторические Липки на возвышенности,подальше от простых смертных, свысока взирая сотней рептильевых глаз «Дома с химерами» на приезжих провинциалов, толпами слоняющихся по нелепому Майдану Незалежности.
Знаменитый "Шоколадный домик" (1899, арх. В.Николаев). Усадьба известна киевлянам под эти именем, однако мало кто знает, что принадлежала она купцу 1-й гильдии
Семену Семеновичу Могилевцеву, на чьи средства построен Педагогический музей (Дом Учителя, арх.
П.Алёшин)
Между тем, гулять по тихим улицам Липок приятно и познавательно - район хорошо охраняется, учитывая «физическую близость» Власти; пивососущей босоты вы здесь, скорее всего, не встретите; шумных торгово-развлекательных комплексов здесь тоже нет.
Липская, 4. Особняк сахарозоводчика Маркуса Рафаиловича Закса (1873 - арх. В. Николаев, 1896 - арх. А.Краусс)
Да и вообще, людей тут немного даже в будний день: любование исторической архитектурой - развлечение нынче не самое популярное, да и боязно как-то вторгаться без повода на территорию небожителей и нарушать сонный покой нервозной элиты. Сказать по правде, совсем недавно здесь еще можно было встретить "старожила из клоповника", тщательно исследующего содержимое мусорных баков и внимательно высматривающего пустые бутылки в сквериках на улице Липской - разный люд населял старые дома, но теперь подобный типаж здесь встречается все реже и реже.
Липская, 10. Особняк статского советника М.О. Леопардова (1875, арх. О.Рубан). Нынешнее здание возведено практически заново и немного отличается от исторического. Особняк Уваровых и этот дом построены на участке некогда одной усадьбы.
Если попытаться извлечь из-под упомянутых жерновов несчастную Клио, можно узнать, что Липки не всегда были районом светским. Первые летописные упоминания об одной из его частей - Клове, встречаются еще в документах 11 (!) века. Здесь, возле Кловского ручья, ныне загнанного в трубы, опальный игумен Печерского монастыря Стефан основал Кловский (Стефанич) монастырь.
П.Орлика, 3. Особняк инженера путей сообщения Всеволода Яковлевича Демченко (1911, арх. А.Беляев). Участок Демченко преобрел у Л.Бродского, которому ранее принадлежал целый квартал в Липках
Этому предшествовало изгнание игумена из Печерского монастыря в 1078 г, после чего, пользуясь поддержкой киевских бояр, он основал другую обитель. На территории монастыря в конце 11 века была возведена церковь Богородицы. В 1963 г на территории 77-й школы были раскопаны фундаменты монастырских построек. Монастырь, по-видимому, прекратил свое существование во время Батыева нашествия, однако еще в 17 веке можно было видеть его руины. Более подробно можно посмотреть здесь.
Кловский дворец
Уже в 18 веке на обширном участке, принадлежащем Печерской лавре, были возведены другие монастырские постройки. Как писал в своем «Географическом описании города Kиевa» в 1784 г киевского гарнизона поручик Василий Иванович Новгородцев: «От крепости в расстоянии одной версты, Печерского монастыря загородный двор, прозываемый Клов, с каменными покоями в два этажа хорошей архитектуры; в том же дворе и деревянная церковь, также из фруктовых дерев и винограду пространный сад. Ныне в оном дворе от первой армии главный гошпиталь учрежден». Речь идет о Кловском дворце - одном из двух старинных киевских дворцов. Его строительство было начато в 1744 году и продолжалось 11 лет.
Банковая, 2. Особняк Ф.Ф.Трепова (сюда он сбежал из Питера, перепуганный покушением Засулич) (1879, арх.
В.Николаев). Позже дом принадлежал купцу С.И.Либерману. Сейчас здесь Союз Писателей Украины (интересно, что пишут)
Изначально постройка, действительно, была двухэтажной, но за 260 лет существования несколько раз перестраивалась и достраивалась. Тут планировалось разместить резиденцию лаврского высокого духовенства, а в особых случаях, во время визитов в Киев государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны, предполагалось держать здесь для нее апартаменты. Правда, практически одновременно с Кловским дворцом неподалеку спешно возводился Мариинский дворец. Надо сказать, первоначальный его вариант был не очень комфортным для проживания венценосных особ, но они, вышеупомянутые особы, предпочитали все-таки именно его. Мариинский дворец тот же поручик Новгородцев тоже скупо и лаконично описывает в своем «Описании»: «В расстоянии (от оной) одной версты, Ее Императорского Величества на каменном фундаменте деревянный дворец, и пред оным два флигеля и гаубвахт каменные, при оном же дворе хорошего расположения из разных фруктовых дерев и виноград сад.
Липская, 2. Особняк заместителя градоначальника Федора Васильевича Ивенсена (1884, арх. В.Катеринич)
Каменная оранжерея с иностранными фруктовыми деревьями, и с американскими цветами и травами; за оным дворцовым садом между дорога-ми внизу есть источник, где благоверного великого князя Владимира дети крещены, а на том месте построена небольшая часовня, и называется Крещатик». При Новгородцеве дворец еще не назывался Мариинским. Свое имя он получил позже, в честь супруги императора Александра ІІ. Марии Александровны. Она же приказала на месте «сада фруктовых деревьев», о котором пишет поручик, разбить регулярный парк.
Институтская 1-3. Бывший институт благородных девиц, давший название улице; ныне - кинотеатр "Кинопалац" (1838-1841, арх. В.Беретти)
Во время осмотра дворца вам обязательно бросится в глаза небольшой особняк, выстроенный в похожем стиле. На самом деле это не барокко, а поздняя стилизация (неорококо). Изначально, в 1799 году, домик был деревянным и состоял всего из 9 комнат, но его расположение - прямо возле царского дворца - говорит о высоком статусе его хозяина, предводителя губернского дворянства Демьяна Демьяновича Оболонского. Позже новый хозяин - помещик Владимир Ильич (не шарахайтесь!) Миклашевский обложил дом кирпичом и значительно расширил его; теперь здесь была уже 21 комната. Нынешний облик дом приобрел в 1910 году, когда архитектор Ф.Троупянский перестроил его по заказу нового хозяина - доктора Якова Лазаревича Полякова. Откуда деньги у бедного врача? Все очень просто - тестем его был сам Лазарь Бродский, знаменитый богатейший сахарозаводчик, взявший зятька в дело. А почему бы и нет? Родственник и в конторке по-может, и давленьице измерит в случае чего. Дом, надо сказать, довольно красивый, а вот сфотографировать его удачно не получилось - солнце светило в объектив. Скажу честно, эта горе-фотография делалась раньше, чем остальные - в одну из летних прогулок. При случае обещаю исправиться. Нормальные фото Мариинского дворца тоже не смогла сделать - в то время шла его реконструкции. Правда, этого добра в Сети предостаточно. Обещаю при случае исправиться и отдельный рассказ посвятить дворцу и его окрестностям.
Но я несколько отвлеклась, вернемся к Кловскому дворцу. Именно благодаря нему Липки и приобрели свое название - после возведения дворца вокруг здания была посажена обширная липовая роща, чуть поодаль располагался большой шелковичный сад, от которого до наших дней сохранилось название улицы Шелковичной. Во дворце, отвергнутом императрицей, размещалась Лаврская типография, потом, как вы уже слышали, госпиталь, женское духовное училище и, затем, целая череда организаций и учреждений. Куда делись липы? Говорят, деревья пришлось вырубить по приказу генерал-губернатора Левашова в 1832 году - город рос, необходимы были новые площади для перепланировки и застройки, а «зеленые» тогда работали слабенько.
Сделать удачные фотографии Кловского дворца мне тоже не удалось (ну, блондинка - чего ждать?), так как возле него толпились строители, и грохотала какая-то адская строительная машина - кажется, это называется экскаватор. Меня всегда пугали неопрятные пролетарии и измазученная техника, поэтому я попыталась сделать снимки с почтительного расстояния. Получилось не очень. К слову, передача дворца в бесконечной эстафете продолжается. Старательные строители не зря трудились в выходной день - здание теперь отдано под Верховный суд, после того, как из него изгнали… музей истории Киева. Комментировать не стану.
В 1787 году в Киев приезжала Екатерина II в ходе своего путешествия в Крым. Из Царского Села до Броваров ее обоз добрался за 22 дня, вступив в город в 29 января. Императрица пробыла в Киеве около трех месяцев и отпраздновала здесь свой День рождения. Останавливалась она в Царском (Мариинском) дворце и все время жаловалась на смертельную скуку, царящую в городе. Отметила она и жуткую переполненность города при явном недостатке жилья: в письмах она отмечала, что поглазеть на нее сюда «приехало пол-Польши» и видела она среди гостей «даже киргизов». Екатерина бывала здесь и ранее, приезжая в Лавру на богомолье. Киев она всегда ругала за провинциальность и запустение, однако денег на его обустройство не давала - все забирал Светлейший для освоения Юга.
Грушевского, 22. Особняк доктор Я.Л.Поляква
На этот раз киевляне готовились. Специально к приезду высокой процессии было возведено несколько добротных строений. Одно из них - дом для министра иностранных дел, занял тогдашний означенный министр - Александр Андреевич Безбородко. Дом и усадьба занимали довольно большую часть нынешних Липок. Сребролюбивый чиновник решил, что отныне усадьба будет постоянно принадлежать ему, а вскоре и соответствующими документами обзавелся. После смерти канцлера дом и участок перешли к его брату Илье Андреевичу. Потом усадьбы отошла в казну, а в 1869 профессор Медицины Фридрих
Меринг приобрел ее у генерала Трепова (того самого, который был крайне не симпатичен эксцентричной Вере Засулич) - эта часть Липок тогда принадлежала Жандармскому управлению.
Усадьба доктора Ф.Ф.Меринга на старой фотографии
До этого он скупил еще несколько участков в Липках - в 1855 г усадьбу аптекаря Эйсмана, в 1860 - усадьбу тайного советника Ильинского. Предприимчивый эскулап продолжал скупать земли, и постепенно практически все Липки вошли в состав огромного участка, принадлежавшего Мерингу.
Усадебный дом был деревянный, большую часть усадьбы занимал сад, куда по выходным пускали всех желающих. Киевляне так и называли это место: «Мерингов сад». Я уже писала где-то, что наследники Меринга поделили его огромную усадьбу на участки и попытались продать их под застройку. Предприятие оказалось не очень успешным, участки раскупались медленно. Самый неудачный участок на крутом склоне приобрел для себя известный киевский архитектор
Вацлав Городецкий - автор построек системы киевского водопровода,
караимской кенассы, здания Художественного музея и католического костела (а еще - шахского дворца в Тегеране, но это случилось гораздо позже). Его близкие считали, что место совершенно не пригодно для строительства, но архитектор-оригинал на спор построил здесь всего за два года уникальное сооружение - «Дом с химерами». В этом причудливом доме в стиле модерн он жил сам какое-то время, но затем вынужден был его продать - долги-с, знаете ли…
Банковая, 10. Дом архитектора В.Городецкого
Признаться, мне, большой поклоннице модерна, дом Городецкого не очень нравиться. Он, конечно, бесконечно оригинален, детали можно рассматривать часами, но уж больно их много - деталей. Как по мне - чуть-чуть перебор. С другой стороны, это дело вкуса. Мне даже больше нравится здание нацбанка, построенное по проекту архитекторов А.В. Кобелева и А.М. Вербицкого в 1902-1905 гг. В 30-х годах здание перестроили, добавив еще 2 этажа. Удивительно - не испортили! К слову, декоративные скульптуры на фасаде банка создал все тот же скульптор (и неплохой художник-портретист) Элио (Эмилио) Саля, что ваял и чудовищ для «Дома с химерами», и скульптуры для фронтона Художественного музея. Свою карьеру в России он начал с декорирования ряда построек в Петербурге, а затем, при проектировании Музея в Киеве, скульптор выиграл конкурс на лучшее его оформление и переехал на Украину.
Институтская, 9. Национальный банк Украины
Здесь он познакомился с Городецким, стал его другом и принимал участие практически во всех проектах архитектора. Грифоны Саля на фасаде банка смотрятся весьма органично. Так и слышен грозный рык этих внушительных охранников: а ну, брысь отседова, неча тут на казенные денежки пялиться.
Уморилась я что-то. Продолжим прогулку в следующий раз -
ЗДЕСЬ.