Теперь мы едем в Тригорье, где находится Свято-Преображенский мужской монастырь.
Ворота монастыря в Тригорье
Есть сведения, что основан он под покровительством князя Владимира Житомирского в 17 веке. ("Року 1611. Божиею благодатию начася монастырь Тригорский в пустыне Троановской, недалеко от Денешов над рекою Тетервю Преображения спасителева, отцем Кирилом Любарским игуменом." - Острожская летопись). Изначально был «приписан» к Бердычевскому монастырю, отсюда туда привозили рыбу и дрова.
Строительство курировал игумен Кирилл, средства выделили помещики братья Вороничи. С 1600 по 1723г был православным. После принятия Унии - католическим. В 1839 г. при игумене Леонтии Скибовском монастырь вновь становится православным. В 1920г монастырь был закрыт. Возобновил он свою деятельность в 1942г. В 1990 - отремонтирован и реставрирован. Стоит монастырь на высокой гранитной скале на берегу Тетерева. Сама река здесь очень красива - высокие скалистые берега увенчаны стройными соснами.
Монастырь небольшой - компактная Преображенская церковь, выпирающая навстречу входящим через
расписные ворота полукруглым барабаном апсиды, и вытянувшаяся одноэтажная постройка, в которой размещены кельи. Вокруг церкви прекрасный розарий. Невероятно - мужчины выращивают такие чудесные
Кельи монастыря
цветы! Может быть это потому, что они - монахи? Заходим в церковь. На входе сидит монах, который дружелюбно, но твердо предлагает мне надеть одну из сваленных у иконной лавки косынок. Поежившись от брезгливости, подчиняюсь, выбрав самую невесомую. Сама виновата - надо было брать с собой!
Марина
Роза Тригорья
Естественно, после таких строгостей фотоаппарат достать не решаюсь. В церкви тихо, людей много, но переговариваются они шепотом. У аналоя стоит пара - то ли венчаются, то ли кого-то крестят, хотя «крестимого» не видно, как и венцов. Одеты они скромно, женщина в простом белом костюме.
У ворот мы видели множество машин - масса приезжих. По бокам от алтаря - деревянные стулья, разделенные перегородками. Почему бы и мне не посидеть? Хорошая церковь. Благочинность и благолепие. Даже не хочется уходить, а надо.
Едем в Житомир.
Преображенский собор в Житомире
Его мы пролетаем быстро, сделав лишь одну остановку - чтобы сфотографировать прекрасный Свято-Преображенский собор в центре города. Житомир ждет отдельной моей поездки. Из окна города выглядит приятно. С общепитом тоже не сложилось, хоть и есть опять очень хочется. Ладно, на подъездах к Киеву что-нибудь найдем.
А по пути нам нужно еще заехать в Коростышев.
Город древний - первые племена, предположительно, мичане, селились здесь еще в 6-7 веке, хотя в письменных документах первые записи о нем, как о части Великого Княжества Литовского, обнаруживаются с 1500г. Долгое время принадлежал городок графам Олизарам. Именно отсюда родом был поэт Густав Олизар, выступавший шафером Бальзака. Густав заложил здесь интересный парк, где использовались особенности ландшафта, а именно гранитные скалы, выпирающие из земли. Скалам он дал имена, которые были высечены на вечную память.
Костел в Коростышеве
Костел Рождества Пресвятой девы в Коростышеве
Например "Mikhalin" или "Михайлин" камень - в честь Михаила Бестужева, друга Олизара. Издавна добывали в окрестностях Коростышева гранит, было тут когда-то множество минеральных источников, возле них пытались даже строить лечебницы. Когда-то этот вытянутый вдоль дороги городок был настоящий микро-Иерусалимом, здесь была масса культовых сооружений разных конфессий: православные церкви, костелы, протестантская кирха, еврейские молельные дома. Сейчас это небольшой город на 25 тысяч населения. Мы хотим посетить местный костел Рождества Пресвятой Девы - я его видила на фотографиях, он очень красивый. Заложил его еще в 1602г Адам Олизар, предок Густава. Дорогу к костелу нам указывает местная жительница, он находится несколько в стороне от основной дороги. Обнаруживаем его быстро. Я не жалею, что мы успели заехать сюда по пути в Киев, не смотря на голод и усталость: сооружение впечатляющее. Надпись на фасаде: «1608-2008» указывает годы открытия и капитального ремонта. В лучах заходящего солнца он выглядит волнующе невесомым. Костел закрыт - уже половина девятого вечера. Нам так и не удалось узнать его название - никого поблизости не оказалось, кроме памятника Густаву Олизару справа от входа; он, естественно, хранил упрямое молчание.
Портрет Густава Олизара работы Н.Раевского
Это была последняя достопримечательность на пути домой. Ресторан, в котором мы поужинали на самых подъездах к Киеву, ни исторической, ни архитектурной, ни, честно говоря, кулинарной ценности собою не представлял.