Нет, не Русланы Писанки, у нее музей в другом месте.
Это музей писанки как вида искусства, и собраны здесь настоящие маленькие шедевры. Но об этом чуть позже, вначале немного истории и архитиктуры, как водится.
В эту поездку я залезла на башню Ратуши и на Высокий замок. Не помню, откуда я снимала это длиннофокусным объективом.
По многочисленным львовским монастырям и храмам разных конфессий и орденов можно изучать религиеведение. Мы этим тоже займемся как-нибудь, сегодня у нас на повестке дня орден бенедектинок.
Монастырь совершенно не видно с улицы, он скрыт за этими скромными воротами
Это и не мудрено - Львов лежит на границе Восточной и Западной Европы, здесь всегда жили последователи множества культов; в основном, греко-католики (униаты) и римо-католики (латиняне).
Конечно, сейчас это никакой не монастырь бенедиктинок, почти 100 лет назад они покинули обитель и переехали в Польшу - вместе с остальными поляками, изгнанными при Советах в 1939 году. Сейчас здесь Свято-Покровский женский греко-католический монастырь Студийского устава.
Монастырь на старом польском рисунке (1837)
Активной каменной застройке города поспособствовало, как обычно, несчастье - в 1529 году Львов выгорел дотла: 3 июня, в самый разгар жары, что-то загорелось в пивоварне возле францисканского монастыря. Описания современников свидетельствуют, что пожар п крышам распространился мгновенно и вскоре охватил весь город и даже пригороды, что свидетельствует о том, что основная застройка была деревянной. Каменные готические постройки от сильного жара тоже были повреждены и впоследствии значительно перестроены.
Львов в 1616
Костел Всех Святых. Постройка массивная, похожа на оборонительное укрепление, но ей придает ренессансное изящество "корона", венчающая башню.
Ангел и ребенок-Христос на шаре-Вселенной.
К концу 16 века Львов совершенно преобразился, стал каменным, появилось много новых зданий, некоторые из них сохранились до наших дней. В их числе - монастырь и костел сестер-бенедиктинок. Костел всех святых весьма необычен на вид, он отличается от других культовых построек города. Его в 1595 году возвел архитектор Павел Римлянин. О нем известно немного, сохранившиеся акты свидетельствуют, что в том же 1595 он стал старшим цеховым мастером. Не известны ни его настоящая фамилия, ни год рождения; знаем мы только, что умер он в 1616 году. Мастер возвел также изысканный костел монастыря бернардинцев, Успенскую церковь с башней-колокольней Корнякта (эту в соавторстве с Петром Барбоном) и часовню Кампианов.
Архитектор создал монастырь-крепость, до сих пор сохранились участки мощных стен, да и само здание выглядело бы массивным, если бы не изящная «корона»-аттик на башне. К слову, не известно, была ли эта деталь задумана Римлянином - на изображении города 1616 года мы не видим ничего похожего. Здание перенесло пожар в 1623, в 1626 было восстановлено, а в 1748 несколько видоизменено в ходе очередной реконструкции.
В то врем в городе существовало 8 женских монастырей, бенедиктинская обитель была самой многочисленной. Речь Посполитая была восточным католическим оплотом крупнейшего в Европе ордена ученых-интеллектуалов и покровителей искусств. Интересно, что существовала и православная ветвь бенедиктинского обряда.
Бенедиктинки
Интерьер скромный, но по-своему элегантный
Главной покровительницей и инициатором создания монастыря во Львове была некая благородная дама Катерина Сапоровская, дочь Адама и Елизаветы Сапоровских. Семья пожертвовала часть своих земель обители, со временем всех их похоронили в крипте в алтарной части храма. Семейство Сапоровских долгое время было жертвователями монастыря, а также «поставщиком» аббатис.
Если вы забредете сюда, приятной находкой станет удивительная выставка писанки, подаренная монастырю монахиней Дарией, большую часть жизни прожившей в Канаде.
Наибольшего расцвета монастырь достиг в 1640-1687 годах, когда игуменьей была тетка короля Яна Собесского, Магдалина Дорота Данилович. Сам король неоднократно бывал здесь, число монашек тогда достигло 80.
Здесь собраны писанки из всех регионов Украины, представлены также авторские работы самой сестры Дарии. Классифицируются экспонаты по регионам и по цветам. Эти - на зеленом фоне; мне очень такие нравятся.
Обитель просуществовала до 1939 года, пока не пришли Советы. Монахини уехали в Польшу. В костеле устроили склад, в монастырском саду построили школу, в здании келий была музыкальная школа.
Сестра Васиана рассказала, что сестра Дария выставляла свои писанки именно так: на фосоли, обложив сухим мохом
В 1993 году комплекс построек вернули монахиням, на этот раз - Свято-Покровского монастыря Студийского устава Украинской греко-католической церкви. «Студийский» - устав, созданный Федором Студитом в 9 веке. Он не очень строгий, как и у бенедиктинцев.
Инструмента Дарии; слева - анилиновые краски
Я посетила монастырь в Пасхальное воскресение, и во дворе было совсем пусто, что очень непривычно: во Львове принято святить паски в субботу вечером, а в воскресенье уже никто в церковь не идет, все празднуют дома, в кругу семьи. Мне повезло, что храм был открыт - Трехсвятительскую часовню, например, мальчик-служка закрыл на ключ, как только я из нее вышла.
Так сестра Дария сушила разрисованные писанки - на пакетах для яиц с воткнутыми в них колючками акации
Внутри церкви совсем пусто, только в иконной лавке была одна монахиня. Лавка, надо сказать, не обычная - она вся по периметру заставлена стеллажами, буквально усыпанными разноцветными яйцами-писанками. Монахиня заметила, что я с интересом рассматриваю их, и спросила, интересно ли мне. Я ответила, что мне все новое и красивое интересно, и мы разговорились (если можно так сказать о моем «птичьем» украинском.
Это специальный инструмент, которым наносят краску на яйцо - писачок
Мы болтали почти час, вернее, я больше слушала. С удовольствием еще бы послушала, да у меня в планах было еще несколько посещений. Уже в самом конце беседы я узнала, что монахиню зовут Васиана. Потом я порылась в Интернете и узнала, что разговаривала со схимонахиней Васианой Гладкой. Очень, очень приятная женщина, замечательная рассказчица, увлеченная и преданная своему делу.
Писанки в Трипольском стиле
Васиана рассказала, что в монастыре постоянно экспонируется богатейшая коллекция украинских писанок, когда-то принадлежавшей сестре Дарии Дублянице (1927-1993) - украинке по происхождению, большую часть времени прожившей за границей (в Англии, Канаде, Германии).
Сестра Васиана Гладка (посередине) на презентации книги о Дарии (из Интернета)
Родилась Дария вместе со своей сестрой-двойняшкой в семье учителя гимназии из города Перемышль. В семье было еще две девочки. В 1944 году семья эмигрировала в Польшу, затем переехали в Австрию, потом в Германию, а затем - в Англию. Трое из сестер, когда выросли, составили девичье песенное трио, они выступали с концертами украинской песни по всей Европе и Канаде. В 1968 году Дария приняла решение посвятить себя монашеской жизни, получив благословение от самого Иосифа Слепого. С 1971 года она переселяется в Германию, где становится игуменьей Свято-Покровского монастыря в Кефельде (возле Дюссельдорфа).
Дария создавала свою коллекцию всю жизнь, и сама занималась пысанкарством (я не знаю, как это перевести на русский). Она изучала и расписывала писанки, воссоздавая стиль самых разных регионов Украины и разрабатывая собственные орнаменты по мотивам народных. Дария 10 лет трудилась над немецкоязычной книгой-каталогом писанок, которая была весьма популярна на Западе. Ей помогала Сестра Вероника Цибен (ныне здравствует), которая под влиянием Дарии сменила обряд и тоже увлеклась писанками.
Свою коллекцию сестра Дария завещала передать в Украину, где ей так больше и не суждено было побывать еще раз - она умерла от рака на чужбине в 1993 году.
Вот эту самую коллекцию мне и показала Васиана, любезно предложив сфотографировать все, что мне понравиться. Она рассказала также, что у них бывает много экскурсий, иностранцы с удовольствием покупают писанки. Отметила, что в последнее время заходит много турок, они с удовольствием покупают писанки с орнаментами на черном фоне почему-то. Недавно, буквально за день до нашего разговора, из-за Пасхи приезжало телевидение.
Авторские писанки современных мастеров. Можно купить
Так что очень хорошо, что была Пасха, и в монастыре не было туристов - мы смогли так интересно поговорить, и нам никто не мешал. Спасибо, сестра Васиана!
Вы пока полюбуйтесь писанками, а внезу еще несколько фотографий Дарии и книг.
Вот эти, в венгерском стиле, мне очень понравились - почти монохром, очень элегантные орнаменты
Трипольские мотивы
Справа, чуть побольше - на гусиных яйцах
А эти перфорированные, похожи на кружево
Это "травленая" писанка. Такие делала и мастер Тарас Городецкий.
Центральная Украина
Гуцульские писанки, вырезанные из дерева
Гуцульские коники
Вот эти нравятся!
Не удержалась и купила одну, конечно!
Это особая техника: краситель смешан с воском, орнамент рельефный
Рыбка - ранний символ Христа
Сестра Дария Дубляница
Дария в молодости
Из книги о Дарии и ее работах
Сестра Дария (справа)
Тарас Городецкий
Работы Городецкого (из книги). Углубления протравливают кислотой, автор еще подкрашивал их бледной краской.
Если будете в тех краях, обязательно зайдите! Монастырь находится под Высоким Замком, рядом с ул. Ужгородской, на ул.Вечевой, 2. Выставка работает с 10:00 до 18:00. Передавайте от меня привет Васиане.