Мемлингомания. О похищенной голове и последствиях отравления.

Sep 05, 2016 19:11



Ханс Мемлинг. Алтарь святых Иоаннов из Госпиталя Святого Иоанна (Синт-Янс)в Брюгге, 1494-97

Итак, очередной припадок болтовни начинается.
Мемлинга мы уж и так с вами изучаем-изучаем, и эдак, и все никак не изучим - понарисовывал же сколько, да еще, как мы увидим, деталей столько, что впору по каждой картине книги писать.

Давайте с вами рассмотрим такую интересную работу художника, как триптих Святых Иоаннов. Посвящен он двум святым - Иоанну Богослову (некоторые богословы считают, что он же является Иоанном Евангелистом) и Иоанну Крестителю. Еще одно известное название триптиха "Обручение святой Екатерины" или "Богородица с младенцем и святыми".

Заказан он был целой толпой народу, сразу четырьмя донаторами для городского госпиталя имени святого Иоанна в Брюгге.



Вот, кстати, все заказчики в одной куче, это оборотные стороны створок алтаря:
Антоний Сегерс (позади - святой Антоний, святые здесь чуть выше размером), Якоб де Кусник (со святым Иаковом, соответственно), Агнесса Каземброд и Клер ван Хальсен со своими святыми-покровительницами.



Госпиталя святого Иоанна в Брюгге на старой фотографии.

Основан госпиталь был еще в 11 веке. Постройка является старейшим в Европе дожившим до наших дней зданием лечебного учреждения, функционирование которого прекратилось только в 19 веке. Через дорогу от госпиталя располагалась церковь Богоматери (улица называлась "Мариестрадт"). С 11 века здание неоднократно достраивалось и расширялось. Два алтаря, которые были заказаны Мемлингу, предназначались для двух новых абсид, пристроенных к часовне госпиталя.

Сейчас в Госпитале располагается Музей Мемлинга, здесь выставлены сразу несколько известных его работ: рака святой Урсулы, мы о ней уже говорили, алтарь святого Иоанна, триптих Адриана Рейна, алтарь Флоренса, Диптих Мартина Ниувенхове (уже видели), портрет "Сибилла Самбетта" (уже смотрели), Триптих Адриана Рейнса.



Триптих Яна Флоренса. 1479. Экспонат Музея Мемлинга

В госпитале были огромные залы, в которых кровати располагались рядами. Существовал госпиталь на пожертвования богатых и не очень горожан, здесь бесплатно находили приют неимущие больные, ослабленные пилигримы, и разумеется, умирающие. Это было не муниципальное заведение, а религиозное. Задачей его была, в первую очередь, забота о душе, а потом уже о теле, если получалось. Тяжелобольной, умирающий должен был получить исповедь, молиться и каяться и получить соответствующие наставления, чтобы смерть его была "правильной", праведной, душа очистилась и провела как можно меньше времени в Чистилище после смерти.



Триптих Адриана Рейнса. Экспонат Музея Мемлинга

Часовни от палат не отделялись никакими дверями, алтари были расположены так, чтобы больной все время видел их и мог молиться. Он словно становился свидетелем и даже участником происходящего на картине.



Современный интерьер музея (из Вики)



Так выглядел интерьер госпиталя в 16-17 веках.

Так что алтари Мемлинга носили такой себе религиозно-утилитарный характер, впрочем, как и вся религиозная живопись.



Современный вид Госпиталя.




Вернемся к нашему триптиху.

Центральная панель изображает идиллическую картину Эдемского сада, где в беседке среди колонн располагается Мария на троне и младенец-Иисус, окруженные святыми. Сад этот правда - никакой не сад, а вовсе даже Брюгге. Слева от них на ковре сидит святая Екатерина Александрийская. Из-под подола ее платья выглядывает меч и колесо - орудия ее мученичества. Екатерину должны были колесовать (для нее специально придумали особое орудие казни из 4 колес), но спустившийся ангел разрушил колеса, и тогда девушку обезглавили. Иисус надевает ей на палец колечко - это сюжет известного откровения Екатерины, у нее было такое видение, поэтому ее считали мистической невестой Христа.




Справа от Богоматери на полу сидит святая Варвара. Ее часто изображают с книгой и башней - мы видим ее позади девушки. Варвару собственный отец заточил в башню, чтобы уберечь ее девство, и она там читала книги дни напролет. Ее обратил в христианство священник, проникший к ней под видом врача, девушка стала преданной верующей и отказалась выходить замуж, за что была обезглавлена отцом-язычником.



Также позади этой группы мы видим обоих Иоаннов: слева - Крестителя, справа - Богослова (Евангелиста).
Иоанн Креститель изображен с агнцем (он был пастухом), агнец - символ Христа.
У Богослова чаша со змеями - его когда-то по приказу императора Домициана пытались отравить вином с подсыпанным ядом, но из-за божьей защиты и молитв яд не подействовал.



Иоанн был самым юным и любимым учеником Христа, именно ему Иисус поручил заботиться о матери после его смерти.  Возможно, именно поэтому в Брюгге возвели госпиталь Иоанна прямо напротив храма Богородицы. Также считается, что Иоанн написал Откровение имени себя, или Апокалипсис (весьма поэтичное, хоть и жуткое произведение), так что он считается покровителей писателей и журналистов. Ну, и блогеров, как я понимаю.

Позади святого мы видим сцены из его жития:









Иоанна за его убеждения пытались сварить в масле, но он остался невредим. И вообще он единственный апостол, который умер своей смертью.



Ссылка на остров Патмос.



Еще интересная деталь - изображен знаменитый портовый кран в Брюгге.



Кран на старинной гравюре.

Порт в Брюгге был в свое время самым известным и одним из самых крупных в Европе, за счет порта шла бойкая торговля, пока в 16-17 веке гавань вдруг резко не обмелела из-за наносов песка. Вот еще кран:






..И еще.

Иоанн Креститель у многих Северян выглядит сдержано и даже элегантно, в то время как в других странах его изображают косматым, обернутым в шкуру и слегка безумным.



Позади Иоанна Крестителя виден костер, на котором сожгли его тело после обезглавливания:



Помните, да? Падчерица царя Ирода Саломея красиво сплясала перед гостями на пиру, и Ирод предложил ей просить за танец любую награду. Царица Иродиада, мать плясуньи, подучила дочь просить голову Иоанна Крестителя на блюде. Иродиаду оскорбило то, что Иоанн на всех площадях клял ее за "двоемужество" и обвинял ее мужа, Ирода Антипу в нарушении закона - он отнял жену у своего брата. После казни, говорят, она даже втыкала булавки в язык мертвой головы.



Иродиада после казни Иоанна спрятала его голову во дворце Ирода, но служанке Иоанне удалось ее похитить и перепрятать, Мемлинг показывает нам ее в нише стены. Потом голову "обретали" аж три раза в разных местах!



Левая створка, казнь Иоанна Крестителя.
Картина написана со всеми ужасающими подробностями. В небе мы видим Бога-отца.



На Саломее чудесные украшения и воздушная вуаль.




Позади мы видим миниатюрную сцену, изображающий танец Саломеи. Предполагается, что она танцевала перед Иродом восточный танец, что-то вроде танца живота, здесь же она явно танцует что-то нудное и средневековое. В традиции художников эпохи Мемлинга было рисовать библейских героев в облике и одеяниях современников и соотечественников. Я бы сказала, что итальянцам была доступна античная культура - они могли видеть архитектуру, фрески и скульптуры древности, а нидерландцы - нет, однако и итальянцы нередко изображали святых в средневековых "современных" костюмах. Думаю, это делалось сознательно - чтобы придать действию картины достоверность и современность, чтобы зритель невольно чувствовал "реальность" происходящего.



Чудесная и очень необычная живописная панель - "Откровение Иоанна Богослова"
Мемлинг умудрился в одной работе уместить сразу несколько апокалиптических сцен. Сам святой сидит на каменистом берегу и в небе над морем наблюдает за жуткими сценами - они явились ему как бы все сразу, одновременно. И он их, как видите, сразу записывает.




Мы видим Всадников Апокалипсиса, 24 старца апокалипсиса, горящий камень, падающий в воду, тонущие корабли и людей, прячущихся в пещеры.

"И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду".



"И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы..."



И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.



"Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить....  И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. ... Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей..."




"...И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными".




"...И я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы...".   "...По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие;
 и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов".

Саранча, пожирающая людей, по мнению Мемлинга выглядит как-то так.



"...И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю..."



"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его".

Там еще множество мелких деталек есть, которые практически все Откровение иллюстрируют.



Добавлю еще, что Мемлинг не раз обращался к изображению двух Иоаннов. Это Триптих Донна, 1470-е, Национальная галерея, Лондон.

Друзья мои, ну, не получается у меня коротко о таких интересных работах.

Оставшиеся две постараюсь все-таки запихнуть в один пост, но вам придется запастись терпением - там тоже деталей немало!

Ханс Мемлинг, Северный ренессанс, разговоры об искусстве, художники, нидерландские примитивы

Previous post Next post
Up