Родченко

Mar 18, 2016 00:10



Я очень люблю авангард 20-30-х годов, конструктивизм и поэзию Маяковского. Для меня это время немного безумного  креатива наивных романтиков, время смелого поиска и революционных экспериментов, короткое как вдох и выдох. Вдох - после свержения старых идеалов скучного академизма, выдох - до того, как им намертво сжали горло и перекрыли кислород вообще.

И время это немыслимо без фотографий Александра Родченко.
Позднее недоброжелатели его обвиняли в плагиате - дескать, свой стиль он "одолжил" у некоторых иностранных мастеров фотографии, ничего нового не изобрел, и т.п. Но нам ведь плевать на все эти злопыхательства, правда? Родченко интересен не только как мастер фотографии (причем бесспорный), но и как бесценный хроникер, свидетель эпохи, упорно желающий видеть в ней только хорошее (даже на съемках Беломорканала). Впрочем, за такой слепой оптимизм сам художник со временем был жестоко наказан.



Очень интересны эксперименты Родченко со светотенью - мне очень нравится, как у него получались блики на асфальте - контрастные, но все же мягкие.



Еще одно направление поиска - необычне ракурсы ("Пожарная лестница", 1925)



"Жизненную геометрию" острый глаз художника подмечает везде ("Лодки", 1926)



Фотографии в студгородке в Лефортово (1932).

Эстетика здорово напоминает ту, что мы видим позднее в фильме Лени Рифеншталь "Олимпия"



Там же



Хрестоматийная фотография - "За червями", 1933



"Пионер-трубач", 1930



Монтер на столбе. 1929



"Парад Динамовцев" 1928



"Сосны в Пушкино". 1927



Здание Моссельпрома оформлял Родченко с женой Варварой  Степановой, слоган "Нигде кроме, как в Моссельпроме" придумал Маяковский.



Даже историческую архитектуру можно снять с таким подвывертом, что и узнать невозможно (1928).



Обожаю конструктивизм!







"Железодорожный мост". 1926
Думаю, лет через 10 сам автор смотрел на эту фотографию с содроганием. Почему - узнаете дальше.



"Сбор на демонстрацию". 1928



"Укладка асфальта", 1929



"Шуховская башня".



"Белый лебедь". 1940



"Купание в тазу". 1937



"Летний день". 1929



Интересная серия - "Стекло и свет", 1926









Репортаж с фабрики-кухни. 1932



То же



То же



То же




Спорт - отдельная тема творчества, довольно обширная.



Особенно интересно рассматривать портреты современников и друзей Родченко, а они у него были интересные!



Александр Довженко




Актриса Юлия Солнцева, красавица-жена Александра Довженко (1930).



Портрет матери, 1924



Евгения Соколова (Жемчужная), вторая жена Осипа Брика. Одета в костюм, созданный по эскизам Варвары Степановой



Кинорежиссер Глеб Кулешов



Художница Любовь Попова, подруга и соавтор Варвары Степановой



Варвара Степанова и Любовь Попова



Поэт Николай Асеев



Эльза Триоле, сестра Лили Брик



Кинорежиссер Эсфирь Шуб

Особая страница творчества - портреты круга Маяковского-Бриков. Буквально подробная хроника их жизни!



Портретов Владимира Маяковского у Родченко очень много. Они были приятели и соратники по ЛЕФу.



Дома у Бриков. Слева направо: Маяковский (редкое фото, где он улыбается), Варвара Степанова, Осип Бескин и Лиля Брик (страшно худая!), 1928.



Портрет-шарж Осипа Брика



Маяковский привез из-за границы Лиличке "реношку", и она решила устроить пробег из Москвы в Ленинград (1929, Лиля уже развелась с Осипом, до самоубийства Маяковского остался год). Родченко взяла с собой в качестве фотокорреспондента. Отдых в пути, Лиля прихорашивается. Господи, ну что в ней такого?!



Автопробег закончился бесславно - в 20 км от Москвы пробили колесо и решили вернуться.



Лиля водила машину сама - она была первая женщина-водитель в столице. Здесь ей 38.



У Родченко не было романа с Лилей (вроде бы), однако он явно попал под обаяние этой демонической женщины.



Секрет притягательности "музы русского авангарда" на этой фотографии очевиден.



Лиля в платочке с принтом работы Варвары Степановой.
Разработка рисунков для тканей - один из самых известных видов деятельности жены Родченко. Она также занималась разработкой вывесок, рекламы, живописью и графикой.

Давайте же, наконец, и о Варваре вспомним.



Варвара на диване.1928

Они познакомились в художественном училище в Казани, где Варвара училась в 1910-14 годах. Долго жили в гражданском браке, расписались только в 1942 в эвакуации. Была у них дочь, сейчас еще жив внук. Прожили вместе 40 лет. Это был очень крепкий союз, не только любовный, но и творческий.



"Курьер". В роли Курьера - Варвара.



Мне очень нравится этот портрет - такой теплый и интимный. Любящие глаза (и объектив) Родченко видели некрасивую в общем-то жену такой. Кто скажет, что на этой фотографии она не привлекательна?!



Варвара в платье из ткани с рисунком по собственному эскизу.



"Улыбка" (Варвара, 1930)



А это то, обо что чуть не разбилась уютная семейная лодочка Родченко-Степановой.

На этой знаменитой фотографии "Девушка с "Лейкой"" (1934) изображена Женя Лемберг, юная ученица Родченко.



Родченко увлекся Женей всерьез, у них возникли отношения, тайные и мучительные. Фотограф разрывался между Женей и любящей его Варварой. Кроме того, его смущала разница в возрасте и в интересах - ему было 43, Жене - 26. После долгих сомнений он порвал с девушкой, но какое-то время они продолжали работать вместе. Закончилось все трагически - Женя погибла в железнодорожной катастрофе в 1934 году.



"Три репортерши" (Лемберг (сидит), Краснявская, Игнатович).

Интересно, что в роковую поездку Лемберг звала Родченко с собой, но он не поехал. Потом, судя по его записям в дневнике, Женя часто снилась ему живая, долгие годы. А чувства к Варваре так и не вернулись, хоть они прожили вместе до конца жизни.



"Девушка с "Лейкой" в 1992 году была продана на аукционе "Кристи" за 115 000 фунтов.

После войны для семьи Степановой и Родченко настали тяжелые времена. Авангард был фактически запрещен еще в конце 1930-х, ЛЕФ давно разогнали. Не было в живых Маяковского, Любови Поповой, Осипа Брика и многих других друзей. По стране торжественно шествовал соцреализм, новаторство и эксперименты были не только не востребованы, но и опасны. В 1951 году Родченко, "как формалиста", исключили из Союза художников (хорошо, что хоть не арестовали!). Пара художников месяцами сидела без работы, Александр теперь изредка снимал спортивные соревнования и артистов цирка, занимался живописью. Варвара работала художественным редактором журнала. Их преследовали безденежье и тоска от невостребованности.

В 1956 году гениальный фотограф умер от инсульта в возрасте 64 лет, Варвара пережила его всего на полтора года. Похоронили их рядом, на Донском кладбище в Москве.


разное, фотографы

Previous post Next post
Up