Истоки нидерландской живописи. Застывшее средневековье.

Jun 10, 2014 22:23



Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского". "Битва Архангела Михаила с драконом"
Братья Лимбурги


КАК ЧИТАТЬ: ЖИРНЫЙ ШРИФТ ПОД КАРТИНКАМИ - ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ КАРТИНОК, ОБЫЧНЫЙ ШРИФТ МЕЖДУ КАРТИНКАМИ - КОМУ ИНТЕРЕСНО ПОПОДРОБНЕЕ.

Начну с нытья - половину поста пришлось набирать второй раз, так как я как-то неправильно сохранила черновик, и все пропало; так пост появился бы еще в обед, пришлось заново перебирать. Но мне так понравилось рассматривать и анализировать книжные миниатюры начала 15 века, что я не смогла с вами не поделиться. Тем более, что их изучение - следующая ступень к познанию голландской живописи; начали мы, если помните, с истории.

Я не очень люблю религиозную живопись. Как-то так со временем произошло. Разонравилась. Что поделаешь - большая часть изобразительного искусства периода средневековья (читай - романского периода, ранней и поздней готики) - религиозная, да и мало ее. Все больше сохранилось скульптур, да еще пара витражей, хотя и они преимущественно религиозного характера. Как же проследить, какие национальные черты, присущие нидерландской, а потом и фламандской и голландской живописи перекочевали в ренессанс и далее?



Январь.
Пир при дворе герцога. Сам герцог сидит справа за столом, в синей мантии и меховой шапке. Заметьте - крупную псину кормят на полу у стола, а две мелкие моськи бегают прямо по столу. Количество золотой посуды поражает воображение - герцог явно был очень богат. Битва на заднем плане свидетельствует о том, что празднуют, скорее всего победу или перемирие. На миниатюре, как предполагают, изображены и сами художники братья Лимбург: два парня в красных шапках один за другим, и еще один - чуть повыше, в сером колпаке:



Эрман, Поль и Янекен Лимбурги (фрагмент миниатюры выше)

Ну, начнем с того, что идентифицировать готику по национальной принадлежности довольно сложно, ведь не зря ее называли "интернациональной". Хотя, несомненно, большое влияние на художников того времени оказывали французы: Франция, по сути, была религиозным и политическим центром Средневековой Европы.

Драгоценными крупицами информации с нами может поделиться книжная миниатюра. Вот говорят: "Темное средневековье". Для кого, может, и темное, а для кого - и обычная жизнь это была, хоть и нелегкая. А посмотришь на картинки из тогдашних книжек, так и вовсе диву даешься - какие же чудесные краски! Человечки, правда, немного смешные -, отличительной особенностью готического изобразительного искусства было намеренное обезличивание персонажей  и некоторая схематичность, однако с течением времени, по мере приближения к периоду ренессанса, индивидуальность изображений проявлялась все отчетливей.



Февраль
Самый холодный и суровый месяц. Справа - немного комичная фигура человека, который от холода закутался в покрывало до самых глаз и стремглав несется к дому, к теплу. Люди греются у огня, а на переднем плане трогательная в своей естественности девушка, приподнявшая подол платья, чтобы скорее высушить его и обогреть ноги. У ее ног мы видим белую кошку, которая тоже льнет к теплу. Овцы в загоне жмутся друг к другу, чтобы согреться, а вороны склевывают их рассыпавшийся корм. Даже в такой небольшой картинке прослеживается одна особенность нидерландской средневековой живописи: изображение можно разрезать на части, и разные группы на картине составят отдельные законченные картинки - хоть бери в рамки и вешай на стену.

На нидерландских миниатюрах, как позднее и в живописи, довольно четко можно проследить, что человек не является главным и единственным героем изображения. Он обязательно "вписан" во вполне натуралистичный пейзаж либо интерьер со множеством узнаваемых деталей. Со временем, в 16-17 веках, пейзаж и интерьер (и его часть - натюрморт) станут все более и более приближаться к зрителю, оставляя одушевленных героев картины на втором плане, а затем и вовсе обходясь без них - так, только парочка ящериц и гусениц разве.

Природа, на фоне которой запечатлены сцены из Библии или бытовые сценки, обычно выписана с такой тщательностью, что воспринимается как полноценный участник действия. Такая характерная "фотографичность" нидерландской живописи прослеживается еще в средневековой миниатюре, затем ее можно будет видеть и в "полноценных" картинах. Прежде, до Лимбургов, задний план изображали размытым, схематичным, либо украшали орнаментом.  И еще у нидерландских мастеров еще в средневековье уже было то, что так симпатично проявилось в жанровой живописи 16-17 веков - изрядная доля народного юморка.



Март
Здесь уже никакой знати. Идут крестьянские весенние работы. На переднем плане - вспашка земли (можно рассмотреть устройство средневекового плуга), справа - посев, слева - подготовка виноградника. Совсем позади слева - нечто плохо различимое: кажется, мужик овец пасет. Замок на заднем плане - не просто сказочная картинка и не заставка к фильмам Уолта Диснея. Это вполне реально существовавший замок Лузиьян герцога Беррийского, находившийся некогда в Пуату. Во время Религиозных войн он был разрушен. Дракон над одним из шпилей справа, это, оказывается, в таком виде у нас фея, покровительница рода (ну, вот такая странная фея).

"Книжки с картинками", которые украшались искусно выполненными миниатюрами, были настоящей драгоценностью - и по стоимости, и по виртуозности исполнения. А еще - довольно большой редкостью: их могли позволить себе только самые богатые и знатные вельможи и священнослужители. На изготовление такой книги уходило иногда несколько лет. Красивым рукописным текстом занимался один мастер (в случае "Беррийского часослова" - сразу пять), заглавными изукрашенными буквицами - другой, орнаментами - третий, а миниатюрами - четвертый. На деле выходило, что миниатюры создавала группа мастеров, причем иногда в разное время. У герцога Беррийского, которого я буду упоминать ниже, была на то время одна из самых больших в Европе частных библиотек рукописных книг  - около 300 томов. Больше было только у короля Карла Пятого, но у того и книжечки были попроще. Помимо "Великолепного..." Жанк Беррийскому  принадлежало еще несколько знаменитых часословов, например, "Часослов Богоматери" (или "Милано-Туринский") и другие, тоже очень богато оформленные.



Апрель
Феодалы потянулись на нерест. На картинке изображено обручение или свадьба, возможно, внучки герцога. Это она не "по залету" замуж выходила, это у них мода такая была. Замок сзади - еще одна квартирка герцога - Дурдан. Да не Дурдом!!! Сейчас во Франции есть такой небольшой городок  (на 10 000 населения) с этим самым замком. Правда, он теперь сильно перестроен.

Проиллюстрировать свой рассказ я хотела бы при помощи чудесных миниатюр как раз из упомянутого "Великолепного часослова герцога Беррийского". Большую часть иллюстраций или эскизов к ним сделали нидерландские художники братья Лимбург. В Сети много репродукций, их безошибочно можно узнать по необычайно яркому и красивому синему цвету - Лимбурги применяли ляпис-лазурь. Фамилия братьев происходит от места, откуда они были родом - город Лимбург в Северных Нидерландах. Старшим братом был Эрман; Поль и Янекен несколько младше. Поль, как считается, был самым талантливым, он и руководил небольшой семейной артелью.



Май.
Не поверите - это самая настоящая средневековая "маёвка"! Тогда в начале мая праздновали что-то вроде праздника весны и любви, а еще первого весеннего посева, чтобы открыто не праздновать полуязыческую Вальпургиеву ночь. Украшались ветками и цветами, жарили шашлыки и водили хороводы вокруг Майского дерева. Замок позади - либо Риоме в Оверни (принадлежал герцогу), либо и вовсе королевский дворец в Париже.

Предположительно, они были сыновьями гравера, помимо них в семье было еще трое детей, а дядя их был художником при бургундском дворе, куда со временем поступили на службу и братья. Позднее по заказу упомянутого герцога Жана Беррийского , третьего сына короля Франции, они работали над несколькими книгами, включая и "Великолепный часослов". К сожалению, работа не была завершена - все трое умерли, как считают, в один год, в 1416, не дожив до 30 лет, скорее всего, во время эпидемии чумы. Сам герцог, как ни странно, умер в том же году, возможно, тоже пал жертвой эпидемии, хоть он уже был в преклонном возрасте, мог и сам умереть. Часослов был доработан позднее уже другими авторами - примерно, в середине 1440-х. А потом еще в 1480-х. В целом работа над книгой продолжалась около 80 лет, за это время манускрипт сменил нескольких хозяев!



Июнь
Мужики косят с голыми ногами (у некоторых даже исподнее видать), бабы складывают сено в снопы. Заметьте - орудия труда за 600 лет не изменились. Это луг под Парижем, на острове Жуиф; замок сзади - Консьержери, и еще видна церковь Сен-Шапель - даже окно-роза выписано аккуратно!

"Великолепный часослов герцога Беррийского" - это уникальнейшее и драгоценнейшее издание.

Во-первых, он дошел до наших дней в отличной сохранности, что позволяет изучать в мелочах как технологию исполнения, так и исторические детали, запечатленные в документе.

Во-вторых, он позволяет проследить некоторые зарождающиеся национальные черты изобразительного искусства на стыке двух эпох - поздней готики и Северного ренессанса. Не смотря на то, что на миниатюрах изображены французы, одетые по бургундской моде, на фоне французских же пейзажей, нарисовала их рука (руки) мастера из Нидерландов, и любой искушенный эксперт это подтвердит.



Июль
На заднем плане - жатва при помощи серпов. Интересно, что авторы даже полевые цветочки среди колосьев нарисовали. И деревья аккуратно подстрижены. Справа - стрижка овец. Посмотрите, какие интересные ножницы - специально для этого приспособленные. Сзади - замок Пуатье в Пуату. Тоже принадлежал герцогу Беррийскому, и тоже разрушен.

В-третьих, это просто красивая и очень яркая книга, где каждая миниатюра - подлинный шедевр средневековья!

В-четвертых, на многих миниатюрах изображены реально существовавшие замки и храмы, некоторых из них давно уже нет и в помине. Зная скрупулезность голландцев в исполнении деталей, можно  предполагать, что именно так эти замки и выглядели. Что особенно ценно для меня лично - в часослове мы видим не только религиозные сюжеты, но и бытовые, что позволяет подглядеть, какой была повседневная жизнь вельмож и крестьян 600 лет назад! Увидеть, чем они занимались, как работали, как отдыхали, что ели, во что одевались и т.д.



Август
Выезд на охоту. Похоже - соколиную - птички сидят на руке дядьки справа, и другие участники тоже держат птиц. На заднем плане в пруду купается чернь, причем голяком. Еще дальше - крестьяне увязывают сено в снопы и складывают на телеги. Замок - Этамп в Эссоне. До наших дней сохранилась она из его башен-донжонов.

Часослов выполнен на 206 листах телячьего пергамента превосходного качества. Такой материал прекрасно впитывал и сохранял пигменты, что позволило изображениям и текстам сохраниться до наших дней практически в первозданном виде. Говорят, греческие, а затем и русские манускрипты делали на пергаменте с гладкой поверхностью. Он не очень хорошо впитывал краску, и она со временем начинала отслаиваться, поэтому сохранность наших рукописных книг хуже.



Сентябрь
Сбор винограда. Девушка слева - это уже не мода, это она, кажись беременная. Думаю, художник специально ее нарисовал, чтобы подчеркнуть плодородие этого месяца. Замок Сомюр в Анже. Сейчас он сохранился очень неплохо, относится к замкам Луары, только некоторые башенки утерял. Слева за забором видна белая труба печи - нечто подобное я видела в крепости-монастыре Межирич. Местность эта и поныне славится вином и виноградом. Мне в замке на картинке очень нравится мост.

Для текста применили черные и частично темно-коричневые чернила, для рисунков использовали минеральные пигменты. По составу краска несколько напоминала современную гуашь. Помимо текста и рисунков, в нем имеются еще и буквицы, как я говорила, а также филигранно исполненные вставки из орнаментов, причем над орнаментами работало как минимум три мастера, оставшихся безымянными.

В часослове на 412 страницах размером 21 Х 29 см изображены 65 больших (на всю страницу) и 66 малых миниатюр. 12 из больших миниатюр - календарь, который вы можете видеть на картинках в этом посте. Сохранился переплет из красного сафьяна, но он не аутентичный, 18 века. Первичный перепет утрачен. В книге есть несколько чистых листов, что говорит о том, что фолиант так и не был закончен. Большая часть миниатюр - сцены из Библии, но нам интересен календарь "12 месяцев".



Октябрь
Как мой День рождения - так какая-то фигня: голое поле, унылые мужики сеют озимые. А их тут же поедают сороки и вороны. Дядька на заднем плане быстро сориентировался - он, кажется, навязал на поле силков для прожорливых тварей, а еще из лука в них постреливает. На заднем плане - замок Лувр. Замок был со временем перестроен до неузнаваемости, как вы понимаете.

Цикл "12 месяцев" отображает бытовые сценки - забавы знати и сельхозработы, этим месяцам соответствующие, почему они и ценны, и так популярны у историков и таких дилетантов, как я. На первых двух картинках в этом посте я сохранила полукруглые навершия миниатюр. В каждом из них изображался бог солнца Фэб на своей колеснице, в левой части - символ знака зодиака, соответствующий началу месяца, в правой - концу. Календарь содержал также схематичный список церковных праздников, выпадавших на месяц. В остальных миниатюрах я "срезала" полукруги, чтобы иметь возможность показать вам миниатюры в несколько увеличенном размере. Если интересно, можете поискать их в Интернете, это тиражируемая штука.



Ноябрь
А это выпас свиней в лесу. Они такие лохматенькие, странная порода. И не лень же было художникам каждый желудь на земле выписывать?! Свинопас с голыми коленками, судя по его вдохновенной физиономии и позе, читает свиньям элегии, а неблагодарные твари либо смеются в лицо его собаке, либо вообще показывают обоим задницы. Ну, свиньи, что с них возьмешь?!

Вот я говорю все время "часослов" да "часослов". А все знают, что это такое? Это такая книга, в которой содержатся обязательные не меняющиеся тексты, которые нужно читать во время богослужений в течении дня. Вы спросите - такая книжища, и всего лишь набор молитв?! Давайте разбираться. В православии в него входят так называемые часы и междочасия, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени. Одних только часов - первый (7 утра), третий (9), шестой (12), девятый (15). Каждое молитвословие содержит строго определенный набор молитв, стихов и псалмов. А еще есть праздничные службы и т.д. В католичестве принцип тот же, но названия и термины, конечно другие.  В голове держать это очень сложно, поэтому и пользовались вот такими "шпаргалками". В списке молитвословий "Часослова" я насчитала 52 текста, еще с десяток утрачены либо не дописаны. Еще в нашем "Часослове", напомню, был еще календарь, рисунок "Анатомического человека" и... план Рима. Вообще, книги  с иллюстрациями назывались "иллюминированными", у нас манускрипты с картинками называли "лицевыми" (например, "Лицевой Летописный свод" Ивана Грозного. Интересно сравнить творение Лимургов с картинками этого "Свода", сделанными на 150 лет позже).



Декабрь
Охота на кабана. Заметьте, один дядька (в красной рубахе) пытается за уши оттащить пса от жертвы. Замок, изображенный за деревьями - Венсен. Сохранился, и довольно неплохо. Здесь, кстати, герцог Жан Беррейский родился.

Ну, и пара слов о заказчие, герцоге Беррийском. Как уже говорилось, это был третий сын французского короля Иоанна Второго Доброго. Полностью его звали Жан Первый Великолепный герцог  Беррийский и Овернский, граф Монпасье-Пуатье.



Герцог Жан Беррийский. Ганс Гольбейн Младший (набросок)

Во как! Судя при изображениям, это был коренастый круглолицый дядька, любитель пожрать прекрасного, меценат и страстный коллекционер. Настолько страстный, что после его смерти осталась куча долгов. Ну, и несколько уникальных часословов: наш, или "Великолепный", "Малый", "Брюссельский", "Турино-Миланский", "Большой" и "Прекрасный". Герцог прожил довольно долгую для того времени жизнь - 76 лет. Кроме книг он оставил несколько роскошных замков, но, кажется, почти все они со временем были разрушены.



Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского". "Введение Богородицы во храм".
Поместила сюда из-за храма, уж больно впечатлила меня миниатюра тщательным изображением архитектурных деталей. Готика, все-таки, не какой-нибудь вам функционализм 70-х годов 20 века!



Это уже не "Великолепный часослов", а другой - еще один, созданный для герцога Беррийского. Он называется "Турино-Миланский" или "Часослов Богоматери". Над ним трудились еще два нидерландских мастера - знаменитейший Ян ван Эйк и его брат Хуберт. Он создан немного раньше, чем "Великолепный". Видите, сквозные пространства интерьеров, характерные ренессансной живописи Нидерландов, прослеживаются уже здесь. Колорит и интерьер сходны со знаменитым полотном ван Эйка "Портрет четы Арнольфини".



Эта миниатюра "Крещение Иисуса" расположена продолговатой лентой под предыдущей, на той же странице. Она такая же по ширине. Удивительно передан тихий сумеречный пейзаж и зеркальная гладь реки.



Еще одна миниатюра из того же часослова приписываемая братьям ван Эйкам - "Обретение животворящего креста".



А это уже совсем другая книга - "Тезеида" Бокаччо, иллюстрация Бартелемьи д'Эйка, 1470. Издана намного позже, стиль немного другой, более зрелый, уже ближе к Ренессансу. Многие исследователи считают, что д'Эйк также был родом из Нидерландов. Во всяком случае, стиль его безоговорочно признают, как нидерландский. Предполагают даже, что он учился у своего почти однофамильца Яна ван Эйка.



И еще одна миниатюра все того же Бартелемьи д'Эйка (1470) в той же книге.

На этом позвольте откланяться. Надеюсь, вам интересно было читать. Ну, или хотя бы картинки рассматривать.

Источники - Вики, еще статейка, разные книги.

ПС. Только опубликовала пост, пошла смотреть ленту друзей. Обнаружила, что ув. zabzamok у себя вывесил еще один календарь из другого часослова, 1500 года: ВОТ. Просто удивительное совпадение!

миниатюра, разговоры об искусстве, Голландия

Previous post Next post
Up