Преображенская церковь в Мошнах
Следующее селение на нашем пути - Мошны. Это село, в котором проживает на сегодняшний день около пяти тысяч человек. Упоминается оно впервые в 1494 году в грамоте литовского князя Александра Ягеллончика, как сторожевое
Александр Ягеллончик
поселение. Позже оно было разрушено войсками Менгли-Гирея (основавшем крепость в
Очакове). В 16-17 веках здесь жили казаки, причем жили хорошо, зажиточно. В окресностях селения помимо традиционного земледелия и скотоводства развивались еще и ремесла. Мошны - единственное кроме Запорожья место, где строились казацкие лодки-«чайки». «Мошны» - от слова мошна, кошелек, богатство. Вероятно, жители поселения были богаче, чем их соседи. С тех времен существовал в округе Мошногорский мужской монастырь. В нем доживал свои дни Юрий Хмельницкий, сын Богдана. Владели издавна Мошнами все, кому не лень. Поначалу село принадлежало неким Ершовичам, Домонтам, потом Вишневецким, потом Радзвиллам, Моравским, Любомирским. Последние продали село Потемкину. Дальше - уже предполагаемая последовательность: после смерти Потемкина село перешло его племяннице Александре Васильевной Энгельгардт-Браницкой, позже она преподнесла его дочери
Елизавета Ксаверьевна Браницкая-Воронцова
Елизавете в качестве приданного, когда та выходила замуж за графа Воронцова (я об этом писала в заметках о
Белой Церкви). А вот тут начинается самое интересное. "Воронцов" - фамилия ничего не напоминает? Совершенно верно, Воронцовский дворец в крымской Алупке. Его, Михаила Семеновича (1785-1856гг), дворец. Посмотрите на фотографию Преображенской церкви (183-1840гг) в Мошнах. На
Преображнская церковь
филиал Воронцовского дворца (1840-е) смахивает, правда? Один и тот же стиль: романтизм с элементами тюдоровской готики. А это и не удивительно! Заказчик и исполнители-то одни и те же. Хоть церковь и дворец проектировали разные архитекторы: алупкинское чудо - работа англичанина Эдуарда Блора, а Преображенская церковь -
Воронцовский дворец, Алупка, Крым
Архивное фото 2001 года (не удержалась, прилепила)
создание итальянца Торричелли, но строили их одни и те же руки, воронцовские крепостные из Мошнов. Они на всю округу славились как отменные строители. Если вы бывали в Воронцовском дворце, никогда не забудете Голубую гостиную - на нежно голубом фоне стен прилеплены изящные белые цветочки из алебастра - ни одного повторяющегося! Эту драгоценную лепнину создал талантливый лепщик-штукатур
Голубая гостинная Алупкинского дворца
Роман Фортунов и четыре его товарища, крепостные мастера из Мошнов. Воронцов был страстным англоманом, что явно прослеживается в архитектуре его имений. Черчилль, останавливавшийся в Воронцовском дворце во время Ялтинской конференции, утверждал, что чувствует себя здесь как дома. Граф Воронцов вырос и воспитывался в Англии, там он перенял все привычки и вкусы англичан. В
Михаил Семенович Воронцов
обществе его считали по-английски сдержанным и холодным, даже слегка надменным, говорили, что в нем «вся английская складка, и так же он сквозь зубы говорил». И еще: «Высокий, сухой, замечательно благородные черты, словно отточенные резцом, взгляд необыкновенно спокойный, тонкие, длинные губы с этою вечно игравшею на них ласково-коварною улыбкою...». Графиня была полной ему противоположностью. Современник писал о ней: «Ей было уже за тридцать лет, а она имела право казаться еще самою молоденькою. Со врожденным польским легкомыслием и кокетством желала она
Храм Всех Крымских Святых в Алуште
нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она был душою, молода и наружностью. В ней не было того, что называют красотою; но быстрый, нежный взгляд ее миленьких небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видел, казалось, так и призывает поцелуи». Подробнее можете почитать
здесь. Есть еще одна известная постройка, инициатором которой был Воронцов: церковь во имя Всех Крымских Святых в Алуште. И сроил ее все тот же Торричелли. Подробно я расскожу о ней, когда буду писать о Крыме.
Церковь сейчас на реставрации, низкое солнце и густая листва деревьев мешают сделать качественные
Опять Преображенская церковь (запутаться можно!)
Интерьер церкви ("одолжено" в Интернете)
фото, однако даже на изображениях спорного качества видно, какое это удивительное строение. Представляю, как весело и нарядно будет выглядеть после ремонта белоснежная церковь на фоне темных елей.
Еще мы здесь обнаружили интересное строение в самом центре города. На территории какой-то «сельхоз-техники» высится кирпичная башня возле постройки с контрфорсами. Некоторые (повторяющиеся слово в
"Костел"-завод
слово, или, попросту, содранные друг у друга) повествования в Интернете утверждают, что это - бывший костел, построенные в «тевтонском» стиле еще при Радзвиллах. Меня, если честно, слегка гнетут сомнения. Ни один путеводитель, ни один официальный сайт подобной информации не дает. По свежести кирпича и стилю постройка более смахивает на промышленное здание (зернохранилище, мельницу, водонапорную башню, завод - ?) начала 20 века. Хотя, утверждать не стану. Если хотите, пусть будет радзвилловский костел. (Позже, уже разместив эту запись в блоге, я нашла информацию, что это действительно костел, но не радзвилловский, а построеный графиней Воронцовой после 1856г, когда она уже была вдовой. По-видимому, Елизавета Ксаверьевна была католичкой, как и ее отец). А еще в Мошнах (а вернее, в прилежащем селе Будыщи) на территории санатория «Мошногорье» сохранились остатки воронцовского парка. Там же когда-то была усадьба Воронцова, которая до наших дней не дожила. Парк мы не посетили - время поджимало. Есть в Мошнах бывшее деревянное здание больницы, которому более ста лет. Его, говорят, проектировал сам
Старая больница в Мошнах
Городецкий. Возможно, спорить не буду. Домик красивенький, пусть будет Городецкий.
Едем дальше. На нашем пути встречается еще один городок под названием Смела. Здесь сохранился интересный польский костел начала 19 века. Не плохо бы его найти. Встреченные и опрошенные нами аборигены поразили нас своим равнодушием - никто не знал, где находится костел, и что это вообще такое. Только шестая по счету спрашиваемая женщина, уже немолодая, воскликнула: «А! Стара польска церква?! Це там!» и довольно точно указала нам дорогу. Костел мы наконец-то нашли. Он оказался обнесен сетчатым забором и лесами, хотя хоть что-то разобрать можно. Сфотографировали. Разбирайте.
Успенский костел в Смеле
Успенский костел строили 10 лет 1818-1828г. Теперь его так же долго реставрируют. При «Совке» здесь был дом культуры, потом библиотека. В 2000 г костел вернули католикам, но они его не уберегли - в 2002г здесь был сильный пожар. Вот с тех пор он и стоит в лесах.
Живет здесь 68 тысяч человек. Вообще городок занятный, жаль, что нам не было времени по нему разъезжать - устали очень, да и солнце совсем низко.
Известна Смела с 1542г как казацкое поселение. В 1742г князь Любомирский возвел здесь деревянную крепость. Потом - обычная чехарда хозяев. Одним из самых выдающихся был Алексей Александрович Бобринский (1852-1927г), праправнук Екатерины Второй и Григория Орлова. Он был ярким государственным деятелем, гофмейстером, сенатором, губернским Петербургским предводителем дворянства, и, помимо всего прочего, увлеченным археологом. «Копался» он, в основном, возле Керчи, Киева и Черкасс. Написал, между прочим, труд ««Курганы и случайные находки близ местечка Смелы». Нашел золотой скифский гребень, хранящийся в Эрмитаже, и много чего другого. Вокруг своего имения в
Алексей Александрович Бобринский на Императорском костюмированном балу
Смеле он заложил парк, который сохранился, и до сих пор называется «Парк Бобринского». Кроме того, был он меценатом и построил здесь школу, больницу и несколько заводов. При нем городок расцвел. Был
Парк в Смеле
Бобринский, к слову, и фотографом-любителем, как и ваша покорная слуга. Интересный, в общем, дядечка.
Ладно, до свидания, Смела. Мы едем в Черкассы.Областной центр Черкассы интересен уже тем, что здесь когда-нибудь на одном из домов недалеко от рынка и мясокомбината будет висеть табличка «В этом здании в раннем детстве с 1972 по 1975г проживала выдающаяся краевед, писательница, историк и фотограф Елена Эдуардовна Попова (род в 1971г). И просто красивая и классная девчонка». Шучу, конечно, можно и поскромнее. На самом деле, я жила здесь три года с мамой, папой и сестрицей - папочку-офицера побросала судьба по Союзу, ну, и нас вместе с ним. Города я совсем не помню, так, только пару эпизодов. Не забыла только гипсового быка в натуральную величину у въезда в мясокомбинат - меня он в свое время приводил в неописуемый восторг. Он, говорят, и сейчас цел. Как-то во время моих черкасских командировок никак не получается специально к нему съездить - все дела-хлопоты.
Эти земли люди населяли еще 4 тысячи лет назад. Найдены следы скифских поселений. Город здесь существовал еще в 12 веке, во времена Киевской Руси. История его ничем особенным не отличалась - татарские набеги, литовское, а затем польское владычество, с 1793г - Российская империя. Разрушался он полностью неоднократно, поэтому старинных построек совсем не сохранилось. То, что мы сегодня видим - результат грандиозной перепланировки в 1815г под руководством архитектора-градостроителя шотландца Вильяма Гесте. Он знаменит реконструкцией Ижорских Заводов, перепланировкой Царского Села, созданием чугунных мостов в Петербурге. Своей планировкой ему обязаны Красноярск, Омск, Томск, Екатеринослав, Уфа. По примеру древнеримских городов Черкассы под прямым углом пересекли широкие протяженные улицы. И правда, искать что-либо в этом городе по карте совсем не сложно.
Сохранилось несколько чудесных зданий, которые мне хотелось бы показать.
1) Бывшая гостиница «Славянская», принадлежавшая предпринимателю Скорине, ныне банк.
Бывшая гостиница "Славянская"
"Славянская" на старом фото
Вот такое неоготическое голубое чудо конца 19 века. Самое печальное, что архитектор неизвестен.
2) Обожаемый мною модерн. На постройке надпись «1865» и "1914". Первая цифра, вероятно, означает год создания банка, а вторая - год постройки. Такие шедевры создавались как раз в самом начале 20 века. Считается, что над этим домом работал гениальный Городецкий. Раньше здесь был Общественный Банк, сейчас - редакция газеты и музей.
Бывший Общественный банк
Кстати, я все "Городецкий", да "Городецкий". Киевляном-то он хорошо знаком, а вот всем остальным? Уточняю - Владислав Городецкий (1863-1930гг), поляк по происхождению, талантливийший архитектор-модернист, "киевский Гауди". Он создал множество оригинальных строений
Владислав Владисавович Городецкий
в столице, да и по всей Украине и не только: караимская кенасса и костел в Киеве, гимназии, мовзолей Потоцких в Печере и даже дворец шаха и вокзал в Тегеране! Самым известным и примечательным из его творений является "Дом с химерами" (1901-1903) на Банковой. Это был его собственный доходный дом. Сам президент недавно облюбовал дом себе под резиденцию (губа не дура!). Одна из центральных улиц столицы названа именем Городецкого, а в Пассаже ему недавно установили памятник возле одного из кафе: бронзовый Мастер в расслабленной позе сидит с чашкой кофе за фронзовым столом. Вот его главное творение, полюбуйтесь:
"Дом с химерами", Киев
3) Еще одно уникальное чудо, построенное в 1892г - бывший особняк промышленника Щербины. Здесь был Дом культуры, потом - Дворец пионеров, а сейчас - Дворец Бракосочетаний, или, как его называют, «Дворец счастья» (весьма саркастичное название, вы не находите?). Сама постройка
Особняк Щербины (Дворец бракосочетаний)
Особняк Щербины на старой открытке
совершенно удивительная - какая-то ажурно-курчавая, воздушная и светящаяся, вызывающее восторг и умиление, как пирожное-бизе у толстухи, сидящей на безуглеводной диете. Здесь выходила замуж моя сестра. До 1980г, говорят, сохранялись флигели и хозяйственные постройки усдьбы, такие же резные и витиеватые, но их снесли и на их месте построили "девятиэтажку". Хорошо, хоть сам особняк остался!
Все эти постройки я видела и сфотографировала, все они расположены в двух шагах от гостиницы "Росава", где мы остановились. Есть в Черкассах еще несколько интересных строений, есть и парк, куда моя сестрица бегала на свидания, но их я посетить не успела. Думаю, вы меня простите.
Виды Черкасс на старых открытках:
Табачная фабрика
Женская гимназия (автор - В.Городецкий)
Старые Черкассы на гравюре Логвина