Кносский дворец. Мегарон царицы (реконструкция). Источник изображения указан на полосе слева.
И что же там такое произошло три с половиной тысячи лет назад?
Все взорвалось, ушло под воду, а потом пришли дикие народы, «народы моря», и все доели…
Но сначала надо вспомнить, что же было до этого.
Я говорила уже о том, что Греция должна Шлиману, как земля колхозу - он подарил ей годков эдак 2000 истории. А то все по-прежнему думали бы, что родители строителей Парфенона только-только слезли с пальм и сразу пошли ваять венер милосских.
Вид на руины Кносского дворцы с самолета.
Стала я изучать, что же было ДО, и обнаружила, что до Классики была Архаика, а потом некие Темные века, а до этого произошла какая-та катастрофа, которая погубила удивительную цивилизацию Бронзового века - Микено-Минойскую, начавшуюся 4, а то и 5 тысячелетий до н.э. Правильнее было бы назвать ее Миное-Микенской, но как-то уж очень странно звучит. Расцвет культуры пришелся на третье тысячелетие и длился до середины второго, и в результате какой-то ужасной катастрофы вдруг внезапно все прекратилось.
Минойский ритон в форме львиной головы
История наставила много темных пятен, а если говорить об истории древней, то там как раз сплошное темное пятно, а на нем редкие светлые вкрапления - редкостные и ценнейшие находки, вокруг которых ученые с упоением строят свои теории. Найдут они необычный кувшин с костями - и пошли писать новую главу! Представляю, как взорвется мозг у тех, кто через три тысячи лет раскопает где-нибудь в Нью-Йоркской пустыне руины завода по производству пластиковых стаканчиков!
Пабло Пикассо. "Минотавр и обнаженная" (вообще-то, я думала, он их ел...)
Не понятно, откуда они пришли. Возможно, здесь, на Крите, они жили всегда. На территории современной Турции, в древней Анатолии, несколько тысяч лет назад жили носители очень похожей археологической культуры, халафской - и керамика у них сходная, и культ быка присутствовал, и антропологически они были почти такими же, как минойцы - крупноносыми, темноволосыми и смуглыми; ученые называют такой тип «кавказоидами». Предполагают, что носители удивительной и живописной культуры пришли как раз оттуда, из северной части Анатолии.
Пабло Пикассо "Минотавр" (Что-то ему в этом сюжете явно не давало покоя!)
Первые следы их существования на Крите датируются более чем 5 тысячелетием до нашей эры - задолго до вторжения эллинов на территории материковой Греции. Сами греки, намного позже пришедшие с Севера, со стороны современной Македонии, называли аборигенов пеласгами. Это была самый многочисленный народ из так называемого «догреческого субстрата», а еще были карийцы и лелеги. Островитян греки-ахейцы называли «народами моря», причем совершенно заслуженно - они были настоящими хозяевами морей, причем полноправными. Видимо, минойцы жили не только на Крите, но и на других островах архипелага.
Западная часть Кносского дворца (реконструкция)
Легендарного царя Миноса первым назвали талассократором - властелином морей. Минойцы активно контактировали с Сирией, Финикией, Египтом, имели большой флот и с легкостью достигали их земель на кораблях. Поэтому своеобразные минойские изделия сейчас находят на большой удаленности от Крита. Критяне были прекрасными мореходами и угроз с моря не боялись совершенно. Поэтому дворцы их полностью лишены оборонительных сооружений - им некого и нечего было опасаться, кроме, пожалуй, страшных землетрясений, сотрясавших их остров практически постоянно, причем крупные, разрушительные землетрясения происходили с регулярностью примерно раз в 50 лет.
Дедал и Пасифая (помпейская фреска)
Впрочем, «народами моря» греки, похоже, называли всех, кто к грекам не относился, так же, как римляне потом называли варварами всех пришельцев. Дикие племена, разрушившие и поглотившие множеств цивилизаций Бронзового века, также фигурируют в источниках, как «народы моря».
Долгое, очень долгое время нам о минойцах было ничего неизвестно. Историков очень удивляло то обилие значимых мифов и легенд, в которых упоминался Крит, но в то же время в обозримом прошлом остров являлся такой себе глухой провинцией, в которой и следа не осталось от мифических героев. Не могли же эти легенды появиться на ровном месте?!
Паоло Веронезе "Похищение Европы"
Напомню, кстати, парочку мифов. Один из самых распространенных - похищение Европы. Как понимаете, речь идет не о части света, а о прекрасной девушке, дочери финикийского царя. Зевс влюбился в нее, но времени тратить на ухаживание у него не было - как и многие гадкие бабники, он боялся мести своей жены, злобно и вездесущей Геры, а уболтать «по-быстряку» невинную царскую дщерь он вряд ли смог бы. Поэтому он превратился в прекрасного белого быка с позолоченными рожками, вышел из рощи к Европе, гуляющей с подружками, и принялся игриво скакать по лугу, периодически бросая на царевну томные взгляды. Девушку заинтересовало такое нетипичное поведения парнокопытного, и она смело подошла к быку (Девушки! Никогда не подходите смело к незнакомым быкам!).
Халафскую культуру (керамика на картинке) Анатолии и Минойскую ученые находят во многом родственными
Даже грубые быки умеют делать «глазки раненого олененка» , а на любопытных девушек это действует безотказно; и вот они уже вместе скачут по лужку, а вот уже Европа лезет к быку на спину, чтобы покататься (Девушки! Никогда не соглашайтесь, если незнакомые быки предлагают вам покататься!), и тут вдруг бык включает пятую передачу и стремглав несется к морю! Зевс прыгнул в пенные волны и, как торпедный катер, двинул в сторону Крита. Там он уже превратился в кого надо и сделал с несчастной Европой то, что обычно делают незнакомые быки, когда неосмотрительные девушки соглашаются покататься.
Игры с быком. Кносская (минойская, вверху) и тиринфская (микенская) фрески.
После такой вот прогулочки за море у Европы родилось три сына - Минос, Радаманф и Сарпедон. Зевс, как это принято у женатых мужчин, со временем охладел к несчастной, но судьба у нее все-таки сложилась неплохо, как ни странно: она вышла замуж за бездетного царя Крита, который через какое-то время помер и оставил свое царство сыновьям Европы (Девушки, если вас с тремя детьми бросил женатый любовник, не отчаивайтесь! - Всегда есть шанс встретить хоть пожилого, но царя!). Так Минос стал царем. Да таким известным, что в честь него назвали целую цивилизацию - минойская.
Золотое украшение в форме двух ос, найденное в минойском дворце в Малии
Бык - животное почитаемое практически во всем древнем мире, и в хараппской, и в египетской, и в шумерской цивилизациях мы можем встретить обожествление этого мощного животного. Он является символом мужской силы, мощи, плодородия. В Егейском мире он был одной из ипостасей Зевса. Крит не был исключением, что отражает местная мифология и произведения искусства.
Пасифая с младенцем-Минотавром. Роспись на античной тарелке.
С именем Миноса связан еще один миф. Не поверите, но и тут имела место грязная интрижка с быком. Минос, получив царство в свое распоряжение, решил отблагодарить бога Посейдона и пообещал принести в жертву самого красивого быка. Бык тут же появился из морской пены и волн (ну, была у них там такая особая водоплавающая порода), и был он красив, как Брэд Питт! Миносу жалко стало отдавать на растерзание такого шикарного носителя отборного генофонда, и он быка спрятал в своем стаде, а в жертву принес другого. Естественно, каким-то образом, как это обычно бывает, Посейдон практически моментально узнал об этих махинациях и не на шутку рассвирепел. На быка он наслал бешенство, чтобы он стал не очень разборчив в связах, а на жену Миноса Пасифаю навел такую очень специфическую порчу - она вдруг до визга возжелала быка, причем отнюдь не в виде стейка - видимо по каким-то параметрам он ей глянулся, особенно в сравнении с мужем. Как технически осуществить свои надежды с не совсем вменяемым животным, затейница-Пасифая не совсем представляла, поэтому она обратилась к мастеру на все руки Дедалу (я не знаю, после провальной истории с его сыночком Икаром я бы не рискнула).
Реконструкция интерьеров минойского дворца
Тот смастерил макет коровы, обтянул его настоящей шкурой, запихнул распутницу внутрь и отправил к чокнутому быку. Даже представить себе боюсь, как это могло выглядеть в реальности, но, говорят, у «влюбленных» все получилось. И даже родился у Пасифаи сыночек. Правда, был он здоровенный и прожорливый дебил с головой быка, но об этом будет уже другая легенда.
Такая. Теленка-мутанта не выкинули на помойку, как можно было бы предположить, а дали человеческое имя, но не Минотавр (это скорее кличка, означающая «бык Миноса»), а Астрей - «звездный» (у минойцев было прелестное чувство юмора!). Выродка решили спрятать, чтобы перед людьми не позориться. Все тот же рукастый Дедал в подвалах Кносского дворца соорудил для него уютное стойло в виде лабиринта, а покушать ему приносили прекрасных юношей и девушек. Однажды среди снэков затесался паренек Тесей, который вдруг взбунтовался и отказался войти в питательный рацион быкокоглового урода. Да так распереживался, что взял, да и убил Минотавра-Астрея. Кулаком! (вот только не понятно, отчего такая простенькая идея не пришла в голову никому из предыдущих жертв).
Дворец в Фесте (реконструкция)
Вообще, проблема лабиринта была, похоже, не столько в прожорливой твари, а в самом лабиринте. Есть много версий по поводу зловещего места. Говорят, пленников ослепляли перед тем, как спустить в лабиринт, и злобная корова находила их без труда и отъедала от них по кусочку, пользуясь их увечьем. Еще один вариант - жертв просто заводили в лабиринт и бросали там, и те не могли найти выход, лишались сил, и с ними, умирающими, с легкостью справлялся рогатый мутант. Тесей, как вы помните, предусмотрительно воспользовался клубком нити, подаренным влюбленной в него Ариадной, и нашел выход.
Керамика Камарес
Страшный лабиринт, описанный в легенде, действительно существовал, только это не было логово чудовища, это был дворец-город, где жил царь и еще множество жителей. Он занимал площадь около 16 000 м. кв., в нем насчитывалось более 300 комнат. Некоторые постройки дворца были двух-трехэтажными. Снабжен был дворец сложной системой водопровода и отвода отходов. Была и разветвленная сеть подвалов. Дворец не был таким огромным и запутанным с первого дня. Он достраивался и разрастался с момента своего возникновения до самого полного упадка. Кроме того, несколько раз он разрушался землетрясениями, выгорал практически дотла и восстанавливался вновь. Материковые греки никогда не строили таких огромных сооружений, и конечно, если попадали на Крит и видели дворец минойского царя, они впадали в ступор. В сложной последовательности комнат и переплетении ходов мог ориентироваться только местный, иностранцы, как герои мифа о Лабиринте, с легкостью могли потеряться.
Кошка на охоте. Фреска из Агиа Триада
Подвалы, скорее всего, служили для всяческих хозяйственных нужд. Какие-то темные делишки в них все-таки творились: ведь не зря родилась легенда о жертвоприношениях чудовищу. Учеными во время раскопок были найдены человеческие кости со следами коровьих зубов насильственной смерти. Историки не могут поверить, что минойцы, создатели прекрасных фресок и утонченной керамики, могли промышлять такими гадостями, как человеческие жертвоприношения, но ведь и Гитлер на заре своей карьеры тоже малевал премиленькие акварельки.
Минойские фигурки. Спрва - Богиня со змеями
Керамика на Крите, действительно, была изумительная - тонкостенная, украшенная удивительными извитыми узорами. Самая ранняя называлась «Камарес», ее делали в раннедворцовый период (2000-1700 лет днэ). Название Камарес стиль получил от названия грота, где были сделаны первые подобные находки. Сосуды покрывали очень своеобразными светлыми орнаментами на темном матовом фоне. Использовалась черная, коричневая и красноватая краски. Керамика была так популярна, что ее фрагменты до сих пор находят при раскопках по всему Средиземноморью и даже в Сирии и Египте; ведь Минойское царство, напомню, активно торговало с заморскими соседями.
Керамика Камарес из дворца в Фесте
С 1650-х годов днэ керамика изменяется - появляется морской стиль - очень красивая роспись темным на светлом фоне в виде осьминогов, раковин, моллюсков и рыб. Были и другие минойские стили керамики - ранний, исчерченный, а еще растительный. Рисунок на более поздних керамических изделиях (с середины 15 века днэ) стал грубеть и упрощаться. После смешения культур критян и ахейцев, когда Минойская культура сменилась Микенской, керамика несколько изменилась, рисунок на ней стал совсем другим - несколько стилизованным, формальным.
Фрески в Акротири
Я начинала свой рассказ со Шлимана, который сделал немало для изучения истории Греции, однако должна добавить, что совершил он в своей жизни одну ошибку, о которой, наверное, очень жалел. Он раскопал Трою и Микены, а мог бы стать еще и первооткрывателем минойских древностей, не будь он так упрям и принципиален. Он очень интересовался теми мелкими находками, которые иногда делали местные жители на Крите, и имел серьезные намерения раскопать холм Кефал, в котором, как он предполагал, «прятался» дворец царя Миноса. Генрих в 1886 году начал переговоры с хозяином земли, на которой находился холм, но хитрый грек заломил невиданную по тем временам суммы - 100 000 франков.
"Мореходная" фреска в Акротири. Деталь:
Шлиману удалось вполовину сбить цену, однако грек продолжал «мухлевать» - перед самой сделкой он потребовал доплатить за несуществующую оливковую рощу. Такой наглости Шлиман снести не мог - он разругался с греком, развернулся и удалился. О, как же он, наверное, об этом потом жалел!
А вот англичанин сэр Артур Эванс оказался намного более сговорчив. Он купил землю с холмом в 1900 году и раскопал Кносс.
Ларнакс (саркофаг) из Феста
Не могу себе представить, что чувствовали эти люди, когда на их глазах из под песков времени появлялись стены давно забытых древних дворцов! Какое волнение они ощущали, извлекая из праха расписные амфоры, изящные статуэтки, отчищая волшебной красоты фрески, которые до этого не видел никто примерно лет 3500! Иногда копаясь в земле на своей даче, я молю о возможности выкопать хотя бы один трипольский черепок, а тут целый город! Ведь минойские дворцы действительно были целыми городами.
Шликерный стиль керамики (с рельефоной массой)
Они состояли из непосредственно дворца, являвшегося ядром комплекса, где обитал царь, его родня и масса придворных, жрецов, их слуги, рабы и родственники. Также здесь располагались мастерские, места для собраний, молений и т.д. В самом центре дворца находился большой внутренний двор - такая традиция планировки до сих пор популярна в Средиземноморье. Этот двор использовался для процессий, празднеств, собраний и молений. Интересно, что отдельных культовых построек не было. Храмы не строили, видимо, для ритуальных и религиозных целей использовали специально отведенные помещения дворца. За пределами дворца располагались «посады» - менее долговечные постройки, в которых жил простой люд. Стен не возводили - незачем было. Города Минойской цивилизации сообщались между сбой широкими мощеными дорогами.
Морской стиль минойской керамики периода расцвета
Вернемся к Эвансу. Просто любоваться руинами ему быстро надоело, бледные аристократичные руки у британского сэра зачесались, и решил он слегка подновить дворец. Да увлекся, да еще и раскрасил! Причем сэр особенно не утруждался жестким следованием достоверности, да и где же ее, эту достоверность возьмешь? Как-никак, 4000 лет назад дворец строился, и архивы строительно-монтажного управления не сохранились по какой-то досадной причине. Поэтому Эванс делал так, как представлял, как считал нужным. К примеру, от колонн остались только основания, ведь колонны были деревянными, не могли достоять до наших дней. Эванс сделал их бетонными, а форму придал такую, как видел на фресках - слегка расширяющуюся кверху. А вот цвет выбрал красный. Так вот ему захотелось. Возможно, все-таки где-то увидел такие на фресках.
Эту милую девушку Эванс в шутку окрестил "Парижанка". Фреска Кносского дворца.
Сейчас многие ругают Эванса и обзывают его дворец «Диснейлендом», но, однако Артур Эванс делал то, что ему нравилось - ведь это была его собственная земля и его «личный» дворец. С другой стороны, он выстроил яркий туристический объект - толпы туристов осаждают Кносс по сей день и будут осаждать всегда, даже я надеюсь когда-нибудь затесаться в этих толопах. Да и не та уж плохо видеть дворец глазами сэра Артура Эванса - это свежий взгляд и смелый. Судя по фотографиям - живенько так и фантазийно. У нынешнего обывателя с воображением сейчас не очень, поэтому не грех воспользоваться фантазией Эванса.
"Принц с лилиями" (Кносс)
Было найдено довольно много фресок, причем удивительных и не похожих на настенные изображения в других регионах. Мне лично кажется, что некоторые мотивы и способы изображения людей чем-то смахивают на египетские росписи, но минойские выглядят живее и динамичные. Учитывая то, что фрески сохранились и в других микено-минойских дворцах, можно говорить не просто о фантазии и особом самовыражении некого отдельного художника или группы художников, а об определенном сложившемся стиле, характерном для всей цивилизации. До сего момента обнаружены и раскопаны несколько дворцов - в Фесте, Кноссе, Закре, Малии и Тиллисе. Рядом с Фестом, километрах трех от него, обнаружен дворцовый комплекс поменьше. Его минойское название не известно, поэтому пользуются поздним, византийским - Агиа Триада. Еще один дворец с неизвестным названием - раскопки Акротири.
Фрески Акротири - "Боксеры" и "Рыболов"
Во время реставрации фрески аккуратно срезали и собрали буквально по кусочку. Часть восстановили из фрагментов осыпавшихся кусков расписанной штукатурки. Многие из них восстанавливал сам Эванс, причем по своему разумению. Получалось выразительно и красочно, но не всегда достоверно. Так, знаменитый «Принц с лилиями» собран из фрагментов трех фресок. Не исключено, что голова принца вообще женская, судя по специфическому тюрбану. Еще одна фреска «Собиратель шафрана» ранее была изображением обезьянки.
Дамы в голубом (фреска из Кносса)
Сейчас копии настенных росписей можно увидеть в самом дворце, а отреставрированные оригиналы - в музее Ираклиона (знаю, куда хочу поехать следующим летом!). Они дивные! Мальчик-рыбак со связками рыбы (из дворца в Акротири), прекрасные девушки в роскошных нарядах, молодые люди то ли борющиеся, то ли танцующие с пятнистым быком, полуобнаженный юный принц с лилиями - если вы хоть раз видели эти изображения, то не забудете их никогда и ни с чем не спутаете! Еще один из типичных минойских артефактов - статуэтки богини змей. Мне она чем-то напоминает дымковскую игрушку, только вместо коромысла она держит в руках змей.
Фрагменты микенских фресок
Сверяя то, что мы видим на фресках, с внешним видом богини, можно сделать предположение, что дамы на Крите наглухо закрывали низ - они носили тяжелые, возможно многослойные, юбки, при этом островитянки смело открывали верх - на них надето что-то вроде кофточки с абсолютно отсутствующим лифом, то есть, тема си... открытой груди раскрыта полностью! Длинные волосы, похоже, было модно носить как у женщин, так и у мужчин. Волосы, возможно, завивали, но не исключено, что у местных жителей они просто вились от природы. Морская тематика была очень популярна. Изображения морских существ мы встречаем не только на керамике, но в декоре помещений.
Саркофаг из Агия Триада
Конечно, теперь сложно судить, насколько мир, созданный Эвансом, соответствует действительной атмосфере древнего Крита, но скорее всего, мы уже никогда не будем представлять его иным. В защиту археолога-любителя можно сказать, что те сохранившиеся аутентичные находки, которые донесли до нас неповторимую эстетику древней цивилизации, во многом повлияли на «поделки» Эванса. Ему удалось безукоризненно передать их стилистику. Чувство утонченного вкуса не отказало смелому экспериментатору. Британия, родина множества блистательных дилетантов, в лице лорда Артура Эванса получила еще одного полубезумного гения, хоть чуть-чуть, но повлиявшего на картину современного мира и наше его восприятие.
"Львиные ворота" в Микенах (на монетах, найденых сравнительно недавно, фигурируют похжие ворота. Оказывается, у фигур были головы не львов, а грифонов!)
Вернемся на Крит. Повторюсь, жители острова активно общались с внешним миром. Естественно, шла бойкая морская торговля. Отсюда везли керамику и изделия из бронзы, оливковое масло, ячмень и вино. Бронзы лили много, а медь для нее возили с Кипра, целыми такими слитками-пластинами. А еще на Крит везли золото (из Египта), слоновую кость и скорлупу страусовых яиц - очень популярное сырье для всяческих поделок.
Микенская керамика
Примерно в 17-16 веках днэ уже на материковой Греции стали появляться города-государства - Афины, Тиринф, Микены, основанные прибывшими с Балкан греками-ахейцами. Они, очевидно, переняли у минойцев их утонченную культуру, несколько упростив и огрубив ее. Эванс отзывался о культуре Микен с некоторым презрением, считая, что ахейцы всего лишь копировали все то, чего удалось достигнуть минойцам. Причем переняты были всего лишь художественные и некоторые технические приемы (кораблестроение, например). Жизненная философия и менталитет у ахейцев был совершенно иным. Если у минойцев сохранились отголоски древнейшего матриархата, то культура микенцев была совершенно иной - мужской, более агрессивной. В фресках появляются охотничьи и военные мотивы, изображения вооруженных воинов мы видим на вазах, постройки становятся не просто огромными - циклопическими! Чего стоят «львиные» ворота в Микенах - уму непостижимо, как древним строителям удавалось обработать такие исполинские глыбы камня! Блоки ворот весят в среднем 12 тонн, а самые большие - до 20!
Теодор дю Монсель, 1845 "Львиные ворота"
Не смотря на эти различия, слияние культур и постепенный переход одной в другую произошли постепенно и, по всей видимости, бескровно, поэтому культуру стали называть микено-минойской. Культура существовала, вполне себе процветая, до 13 века, пока не произошло ЭТО.
ЭТО называют «Катастрофой бронзового века» или «Коллапсом бронзового века». В 15-14 веках днэ случилось нечто, что погубило одновременно несколько крупнейших древних цивилизаций, отбросив далеко назад в развитии практически весь древний мир. Даже древний Египет, мощнейшее из царств того времени, потерял былую силу, упустив из-под своего влияния важнейшие колонии - Сирию и Левант. Погибло Хеттское царство, полностью угасла отдаленная Хараппская цивилизация, погиб сирийский Угарит, разрушены были крупные города Леванта, не избежали этой участи города-государства материковой Греции и Крит. В результате подавляющее большинство крупных городов были разрушены и разграблены варварами, исчезли даже некоторые письменности, резко снизилась численность населения, примитивизировалсь культура, снизилась грамотность. Наступили Темные Века. На 400 лет!
"Милитаристская" керамика Микен
Причин называют много - и изменение вооружения и тактики ведения боя, и засуха, и т.д. Большинство ученых склоняются к тому, что произошел крупнейший природный катаклизм, вызвавший изменение климата, что повлекло за собой переселение народов и нашествие варваров.
Крит в наибольшей степени пострадал от сильнейшего землетрясения, эпицентром которого был вулканический остров Тира (Санторин, Санторини). Поселение на самом острове Тира было разрушено сильнейшим землетрясением, а потом засыпано многометровым слоем пепла и пирокластическим потоком. Остров буквально взорвался, наполовину уйдя под воду! В центральной части его образовалась воронка. Извержение вулкана продолжалось несколько дней, засыпая вулканическим пеплом все вокруг.
Кносский дворец (реконструкция). Некоторые постройки имели до 5 этажей.
Сейчас на острове Санторини продолжаются раскопки, археологический комплекс называется Акротири, какое имя носило настоящее минойское поселение, не известно. Ученые установили, что жители города успели покинуть жилища, когда началось землетрясение. Они переместились на побережье, но удалось ли им спастись хотя бы частично, не известно. В Акротири найдены уникальные по сохранности фрески - уцелели целые комнаты с разноцветным стенным декором.
Мощные подземные толчки вызвали неимоверной силы цунами, затопившее прибрежные районы материка и Крит. С гибелью Санторина связывают легенду об Атлантиде.
Извержение вулкана Санторин в 1950 году
Гигантская волна разом уничтожила минойский флот, сделав остров абсолютно беззащитным перед любым вторжением. От Санторина в строну крита направились убийственные пирокластические массы (раскаленная смесь газов и пепла), довершив смертельную жатву. Когда воды вернулись в море, почва была напитана солью, отравлена и размыта, сильно пострадал плодородный ее слой. Плотное вулканическое облако закрыло небо на долгое время, отчего, вероятно, произошли некие необратимые изменения в климате. Ученые находят в глубоких слоях антарктического льда, датируемых тем же временем, что и эта катастрофа, следы вулканического пепла с Санторина!
В довершение всего, по некоторым сведениям, после катаклизма наступила засуха, уничтожившая и без того жалкий урожай. Наступил голод. Дикие и воинственные народы в поисках пищи снялись с насиженных мест и двинулись к некогда богатым городам, разрушенным землетрясением, в поисках припасов. Они без труда смели с лица земли все, что сохранилось после землетрясения и связанных с ним пожаров. Минойские дворцы погибли сразу и все практически одновременно. Кносс запустел почти сразу. Он остался стоять в руинах, его никто больше не восстанавливал, только оголодавшие жители окрестных селений, а также полудикие пришельцы, грабили его на протяжении долгого времени, пока больше не осталось ничего, что еще можно было стащить. Поэтому на территории дворца при раскопках найдено было не так много артефактов. Похожая участь постигла и другие дворцы. Часть была заброшена, забыта и занесена песками, как Кносс, на других выросли новые города. Из разрушенного Феста люди не ушли, они стали строить новые дома; город просуществовал до нашей эры.
Реконструкция дворца в Закросе
Что-то ужасное сотрясло древний мир 3400 лет назад. После этого он долго приходил в себя, боясь пошевельнуться. Примерно веке в восьмом до нашей эры история началась практически с нуля. Такой, как ее знали до Шлимана и Эванса.
Минойцы не могли, конечно, погибнуть все, но возродить свою культуру в том виде, как она существовала, у них, конечно, не хватило сил. Надо сказать, генетические исследования, проведенные современными учеными, показали, что потомки древних минойцев до сих пор населяют Крит.