Рыцарский Родос. Предисловие

Aug 23, 2013 12:54



Дворец Великого магистра. К сожалению - почти полностью новодел середины 20 века.

Лень - мерзкий порок, почти такой же, как глупость. Но с глупостью бороться сложно, а вот с собственной ленью я стараюсь все-таки бороться. На Родосе я была год назад, тогда же разместила обзорный беглый пост. Полгода назад написала это, но лень было подготовить фотографии и поместить все это в журнал. Вот, наконец дошли руки. Кому интересно - читайте, остальные картинки смотрите (я знаю, все вы, на самом деле, так и делаете!)))



Госпитальеры (стащила ЗДЕСЬ)

«Рыцарский Родос». Есть у меня такая книга, купленная на этом самом Родосе. Потом были еще книги, фильмы, статьи. Все это я старательно изучила и не покидала меня в то время мысль: что же не так? Почему же так все обыденно и даже… скучновато? Может, я что-то упускаю? Может, рыцари - это туда, ближе к игре в солдатики? Может, такое больше мальчикам нравится?



Ионический банк и городская Пинакотека на площади Аргирокастру. Раньше здесь находился "Язык" (резиденция, штаб землячества) Оверни

Пост зрел долго, и все же я решилась, ведь Родос без рыцарей не был бы тем Родосом, который мы видим сейчас, и 200 лет правления родосских рыцарей - самая важная часть истории острова. Уж точно будет не интересно, если я просто вывешу кучу фотографий, этого добра в Сети и так навалом (хотя, будет и куча).



Здание Старого Госпиталя (1360-е). Перед ним - ранне-христианский баптистерий

С чего же начать? Казалось бы, рыцари - это так романтично и таинственно, девочки в восторге! Сидят в своих башнях из кастрюль, подушек и визгливых младенцев и до 70 лет украдкой поглядывают в окно: а не появится ли из-за угла 16-этажки напротив некто невыносимо прекрасный, в ослепительно сияющих доспехах, чтобы вытащить их из этого дурдома и увезти в более подобающую обстановку.



"Рыцарь, Девушка и Смерть", Ганс Бальдунг, 1505

Будем разбирать этих сверкающих красавцев по косточкам.

КОГДА?

Когда рыцари жили на Родосе? Вспомним, что здесь вообще происходило, кратенько так. Беглая история острова. 14 века д.н.э. - минойский (критский) период, потом - микенский, затем, после дорийского вторжения (8 век до нашей эры), когда на Средиземное море пришли северные народы, начался, соответственно, дорийский период. 4 век - эллинизм, затем, в начале нашей эры - римское владычество - тут ничего нового, как во всей Греции. В период эллинизма, к слову, примерно в 290 веке д.н.э. в родосском порту был построен легендарный Колосс Родосский, позже разрушенный землетрясением. С 395 года начался византийский период. С 7-го века участились нападения мусульман и пиратов на остров. Противостоять им смогли родосские рыцари, обосновавшиеся здесь в 1309 году. Ну вот, до нужного периода добрались.



Слева - дом некоего Хасан-Бея, справа - рыцарская постройка

КТО?

И кто они вообще такие - рыцари? Ну, не вот эти, родосские, а вообще.

Очень классно написано в Википедии, бывает с ней иногда такое: «Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати».

На первый взгляд, все ясно, но, с другой стороны, понятие - «рыцарь» - очень широкое. В Европе оно появилось в 7-8 веках, на старо-немецком языке слово «риттер» означало «конник».



Родосская крепость в 1490-е (гравюра по рисунку 15 века)

В каждом государстве в это понятие вкладывалось свое значение, общим было то, что рыцарь - это и обязанность, и особая почетная привилегия, кто попало рыцарем быть не мог. Это своего рода каста, высший класс. Им мог стать человек знатный, либо выделенный за какие-либо заслуги своим господином, и, при этом, как сказали бы сейчас, военнообязанный. В большинстве стран обязательным условием было владение землями. Во время боевых действий рыцари входили в отборную конницу, боевой конь был обязательным атрибутом, и удовольствие это было не из дешевых.



Ветряные мельницы в порту

КАК ЭТО ВЫГЛЯДЕЛО?

Легендарные рыцарские доспехи (тоже довольно дорогостоящие цацки, в стоимость четырехкомнатной квартиры по нашим меркам, как я слышала в интервью одного историка) позаимствованы частью из римского вооружения, частью от сарматов. Тяжелые латы использовались только для турниров, в бой надевали легкие кольчуги. Кольчуга состояла из множества металлических колец, каждое из которых клепалось по отдельности. В Первом крестовом походе наблюдался некоторый фешн-разнобой, ко второму выделились некоторые тенденции (тренды?). Так, мечи стали использовать более длинные, так как выяснилось, что с короткими сражаться на коне очень неудобно. Исполинские мечи, богато украшенные драгоценными камнями - те, что мы сейчас видим в музеях, в бою вообще не применяли - они использовались только для церемоний и шествий. Имела значение и национальность рыцаря - бургундцы, к примеру, использовали щиты в форме удлиненной капли.



Бастион святого Николая, защищающий порт

О ЧЁМ ВЫ?!

Привычный нам романтический образ рыцаря сложился гораздо позже средневековья, во многом благодаря произведениям писателей викторианской эпохи. Конечно, определенный кодекс чести рыцаря существовал, но по нашим понятиям он был, мягко говоря, не идеален, и не включал некоторых важных для нас пунктов (для нас, воспитанных на либеральных ценностях).



"Король Кофетуа и Нищенка" Эдвард Берн-Джонс, 1884

Сказочки о всяких там тристанах и изольдах стали появляться примерно к Третьему крестовому походу, все в них было красиво, грустно и нестерпим романтично, но скорее всего, имело место только в воображении авторов. Мало ли чего может насочинять пропагандистская пресса? Настоящие рыцари меньше всего походили на благородных героев, большую часть времени сочиняющих поэмы в честь полупрозрачных златокудрых красавиц. На самом деле, упомянутых красавиц нередко похищали у мужей и родителей, после чего обходились с ними более, чем непочтительно, да и сами красавицы были весьма далеки до идеала. Нередко дамы возглавляли небольшие феодальные армии во время земельных споров, пока их супруги были в походах (глядя, как некоторые мои соседки по даче работают в огородах, я ничуть не удивляюсь!).



Церковь Благовещения - копия средневековой, разрушенной. Возведена в 20-м веке. Вид вполне аутентичный.

В Средневековье жилось нелегко. Плодородных земель, богатств и даже пищи на всех не хватало. В средневековой Франции, к примеру, не были еще изобретены соусы, скрывающие вкус плохих продуктов, и приходилось есть просто плохие продукты. Захват уже готовых обустроенных замков обходился гораздо дешевле строительства новых. Не всем мелким феодалам удавалось пристроиться поближе к изобильным монаршим дворам. Многие рыцари были небогаты, голодны, но зато неплохо вооружены. Взаимоотношения между «добрыми соседями» в средневековье можно было бы охарактеризовать такими некогда популярными терминами, как «крышевание» и «кидалово». «Благородные» рыцари не брезговали обыкновенным разбоем, грабя купцов, насилуя симпатичных селянок и отнимая друг у друга замки - ни дать, ни взять - наши 90-е.



Сейчас между двумя линиями стен проложены пешеходные дорожки, спокойно гуляют туристы, а когда-то эти укрепления были абсолютно неприступны:



Старинная карта укреплений Родоса

Вроде, разобрались. Такие себе ребята в доспехах, тёмные и необузданные, и романтики в них не более, чем в унитазном бачке. Разобраться-то разобрались, но вот, правда, эти рыцари к нашим, родосским, отношение имеют частично.

ЗАЧЕМ?

Рыскающие по полям Европы многочисленные «бандформирования», возглавляемые рыцарями-феодалами, грызлись между собой, сея вокруг смерть и разорение, и сладить с ними иногда не под силу было даже римскому папе. Германские короли и их рыцари к папе вообще относились весьма прохладно. С другой стороны, отношение людей средневековья к вере и религии нам, по прошествии 9 веков, понять сложно. Ведь такой полезной гимнастики для ума, как Call of Duty еще не было, пабы и ночные клубы в страшном дефиците, вот и владела религия умами безраздельно. Кроме того, папа Урбан Второй был человеком практичным и хитроумным. Он понимал опасность, которую представляли расплодившиеся мелкие, но злые феодалы, жаждущие крови и богатств.



Церковь Богоматери Крепости год назад была на реконструкции, а вообще там даже росписи частично сохранились.

А тут как раз и случай подвернулся в лице Византийского императора Алексея и полубезумного пилигрима Петра Амьенского. Первый уже долгое время ныл, что ему досаждают мусульмане, грабя средиземноморские острова и не давая преуспеть в этом самим византийцам. Второй, вернувшись из Иерусалима, устроил настоящую истерику, негодуя по поводу того, как замечательно чувствуют себя иноверцы-фатимиды в непосредственной близости к Гробу Господню, и как они обижают несчастных христианских пилигримов, обзывая их грязными свиноедами и даже иногда поколачивая. Полупомешанный Петр Амьенский производил своими воплями сильное впечатление на жителей христианских селений, через которые он возвращался в Европу; они считали его святым и пытались отщипнуть хотя бы кусочек от его потрепанной рясы или выдернуть волосинку из хвоста его ослика.



Новый Госпиталь (1440-1485). Здание было повреждено, но все же сохранилось, в отличие от Дворца Магистра

Стенания императора Алексея папа слушал вполуха - совсем недавно Западная и Восточная христианские церкви  разделились, их главы эффектно придали друг друга анафеме, поэтому поддержание братьев по вере было всего лишь предлогом. Европу по-настоящему страшили орды сельджуков и арабов, рвущиеся на Запад, падение Византии означало бы прорыв некоего заслона. Да и к тому же, общая вера - это хорошо, когда нужно срочно занять чем-нибудь оголодавших и обтрепавшихся рыцарей, чьи мечи давно уже ржавели в ножнах - того и гляди пустят их в ход каким-нибудь неприятным для папы образом. Объединив их благородной миссией и отправив от греха подальше, можно было избежать назревающих неприятностей в самой Европе.



Так Новый госпиталь выглядел при турках



Внутренний дворик Госпиталя, где ныне размещен Археологический музей (это мой отпрыск гуляет)

Папе было чего опасаться - ведь еще каких-то 50 лет назад папство напрямую зависело от капризов знатных феодалов, накануне Первого крестового похода оно только набирало силу, приобретая имперскую мощь. Просьба о помощи византийского императора пришлась как нельзя кстати. Пройдет всего сто лет, и очередной Крестовый поход выберет своей целью уже не сарацин, а «братский» Константинополь.



Верхняя галерея Госпиталя



Вид на внутренний двор с галереи

Итак, причин первого крестового похода было несколько:

-Занять чем-то вооруженную знать и отправить ее подальше;
-Овладеть богатыми трофеями и реликвиями, хранящимися в Палестине;
-Побряцать оружием перед носом у своевольной Византии;
-Усмирить мусульман, обрушив на них свой праведный гнев;
-Поднять престиж папского престола;
-Причины, официально задекларированные: защитить христиан, освободить Гроб Господний, бла-бла-бла… Повторяю, не стоит недооценивать религиозность людей в те времена.



Главный зал Госпиталя. Здесь рядами размещались кровати, на которых лежали немощные

Более, чем достаточно! Однако, как же это произошло?
На примере Гитлера и Муссолини, мы давно уже убедились, что тщательно подготовленное публичное выступление способно творить чудеса. Судя по всему, папа Урбан тоже был неплохим оратором. Его пламенная речь во французском Клермоне в 1095 году как-то сразу подняла на ноги всю Европу, и не просто подняла, но и заставила парней в тяжелых стальных пиджаках отмахать несколько тысяч километров на Восток по жаре и бездорожью. Урбан был не первым папой, имевшим зуб на мусульман, или сарацин, как их тогда называли, но, по всей видимости, он оказался самым красноречивым «сарациноненавистником».



Сад во дворе Госпиталя (второй этаж)

Суть его воззвания была проста: «Наших бьют!». Пряча перекрещенные пальцы за спиной, Урбан сообщил, что когда Господь говорил «Не убий!», он не имел в виду иноверцев, так что выпускать кишки мусульманам - это вовсе никакой не грех, а очень даже и богоугодное дело (некоторые уверенны в этом до сих пор). И еще папа вскользь добавил, что тому, кто пойдет в поход, будет счастье, Царство небесное, а так же ровный загар и экзотические фрукты. Приободренные французские рыцари возопили: «Хочу фиников!», с лязгом развернулись и ринулись в сторону Палестины, заодно на всякий случай, вырезав по пути всех евреев - ведь те всегда нравились французским дамам, не оставлять же на них своих жен!



Сад Госпиталя. В галерее слева - выставки римских мозаик, котрые рыцари вывезли с отстрова Тира

За французами потянулись бургундцы, бельгийцы, англичане, венгры, итальянцы и другие жители Европы, которым надоел ее промозглый климат и скудный рацион - всего более 60 000 человек по скромным подсчетам. Правда, дошли до Иерусалима аж через четыре года и всего около 20 000.



Сад Госпиталя

К слову, несмотря на то, что Палестина уже давно была в руках мусульман, паломничество к христианским святыням практически никогда не прекращалось. Отношение к пилигримам местных иноверцев зависело от самодурства религиозного радикализма того правителя, который правил там на данный момент - некоторые были вполне терпимы, другие обращались с христианами крайне негостеприимно. Однако зверства, которые так красочно живописал папа Урбан на соборе в Клермоне, были, мягко говоря, преувеличены. Зато сами крестоносца обходились с мусульманами, встречающимися на их пути, с изуверской жестокостью.



На стенах укреплений  можно видеть гербы разных "языков"

Я не буду в подробностях освещать Первый крестовый поход, скажу лишь, что в 1099 году Иерусалим был взят, и к концу похода на Востоке были основаны четыре христианских государства:

• Графство Эдесское
• Княжество Антиохии
• Графство Триполи
• Иерусалимское королевство



Это укрепление создано "языком" Германии

Посмотрим, что творилось в это время в Иерусалиме.

А ЕСЛИ БЛИЖЕ К ТЕМЕ?

Монастыри в Иерусалиме существовали чуть ли не со времен Христа, а вот упоминания о первом госпитале для паломников встречаются с 7-го века, В 600 году папа Григорий направил в Иерусалим аббата Проба, который стал основателем госпиталя, который находился неподалеку от Гроба Господня, в монастыре Санта Мария Латина. Тогда за больными и пожилыми верующими ухаживали монахи-бернардинцы и добровольцы, ведущие праведный образ жизни, однако к монастырю официально не принадлежавшие. Подобных лечебниц-хосписов существовало еще две - одна мужская, и другая женская.



Сейчас крепость чистенькая, фотогеничная - все для туристов. Ядра по бокам от дороги - бутафория

Возможно, похожие прибежища были еще где-нибудь в Иерусалиме, однако они существовали в бедности и со временем захирели. Упомянутые же три госпиталя содержались на пожертвования купцов из итальянского города Амальфи и вполне себе процветали. Лечебнице при С. Мария Латина суждено было стать прародительницей госпиталя иоаннитов.



Восстановительные и ремонтные работы не прекращаются по сей день

Конечно, до Палестины доходили слухи о надвигающихся войсках. Христиане, проживающие на территории мусульманских городов, стали своего рода заложниками. Так, при осаде Антиохии турки вывесили на стены клетку, в которую посадили престарелого Патриарха Антиохийского. Из Иерусалима при приближении крестоносцев были выдворены все христиане, кроме, как ни странно, бернардинцев. Они продолжали ухаживать за больными. Даже во время осады города их не тронули. Руководил ими некий Жерар. Уже после захвата Палестины крестоносцами Жерар получил особую папскую привилегию, делавшую орден независимым от местного духовного и светского начальства, и патрон ордена стал с тех пор называться Жераром Благословенным. Именно он стал первым Великим магистром и основателем ордена св. Иоанна Предтечи (госпитальеров, иоаннитов). Его череп до сих пор бережно храниться в одном из храмов на Мальте.



Эта башня с часами построена в середине 19 века, но органично вписывается о окружающее "средневековье". Как и мечеть.

Орден быстро стал популярным. Его отделения появились в Испании и Франции. Массовый приток новых членов в орден нашему современнику можно объяснить с большим трудом: согласно уставу ордена на иоаннита налагались очень жесткие ограничения, такие, как обет бедности и безбрачия. Не полагалось иметь накопления и личного имущества. Если после смерти монаха-рыцаря у него обнаруживался укрываемый скарб, его хоронили без отпевания, как иноверца или самоубийцу. Если же «заначка» обнаруживалась при жизни, виновного полагалось с позором прогнать в рубище по улицам Иерусалима, а затем наложить строжайшую епитимию и несколько недель держать на хлебе и воде. Не знаю, насколько строго эти правила соблюдались, но упоминания о них есть в Уставе.



Дворец Магистра. Вид с улицы Орфеос

Когда монахи-лекари стали военными? Это не совсем ясно. Первые документы, в которых упоминается, что ордену даровалось оружие и кони, встречаются с 1130-х годов. В 1149 году за участие в военном походе госпитальеры получили в подарок Ампосту, в Испании. До сих пор на флаге города красуется мальтийский крест (он же - крест иоаннитов). Это был не первый замок, дарованный госпитальерам, ранее орден получал их в качестве пожертвований: Калансю, Кастель-Руж и Бейт-Джибрин в Палестине, Крак-де-Шевалье и Джабал-Аккар в Триполи и др. А в 1182 году появляется первое задокументированное указание на то, что в составе ордена были военные.



Здание "Кастеллания" на площади Иппократус - чать средневекового торгового центра. На втором этаже размещался суд.

Милитаризация населения палестинского региона была неизбежна - вряд ли мусульмане безропотно отдали бы в руки крестоносцев один из важнейших своих форпостов, угроза ответного вторжения висела над Иерусалимом, как дамоклов меч. Христианские жители Палестины постоянно чувствовали себя, словно на медленно накаляющейся адовой сковородке. Вооружение монахи со временем надели неизбежно, иначе в таких условиях не выжить. Есть еще одна интересная версия - ордена воинствующих монахов были созданы по образу и подобию мавританских риббатов, появившихся задолго до этого в мусульманской Андалузии. Это были исламские воинско-духовные братства, я уже писала о таких, именно от слова «риббат» получила название нынешняя столица Марокко Рабат.



Во многих домах Старого Города до сих пор живут. Подушки видите?

После того, как иоанниты стали рыцарским орденом, самым первым, через какое-то время орден основали и тамплиеры, или храмовники. Они считались служителями Храма Господня, в их обязанности входило охранять паломников. И храмовники (тамплиеры), и госпитальеры поначалу придерживались очень строгих нравов и вели буквально нищенский образ жизни. Орден тамплиеров, к примеру, поначалу состоял всего из восьми рыцарей, у которых было по одному коню на двоих, так они были бедны. Это намного позже храмовники оплели ростовщической сетью всю Европу и стали могущественной богатейшей организацией, за что, в конечном счете, и поплатились.



Арка перед входом во двор Дворца Магистра. Она была почти полностью разрушена, как и сам дворец. Так это выглядело:



Вдаль уходит популярнейшая Улица Рыцарей

Удивительным было то, что воинствующие рыцари совмещали в своей идеологии вещи совершенно несовместимые - исключительное милосердие, которое они должны были проявлять по отношению к беднейшему из паломников, и крайнюю жестокость к иноверцам. Молитва и убийство - как это может уживаться вместе?!



И здесь вы видите Улицу Рыцарей

Тамплиеры и иоанниты были не единственными духовно-рыцарскими орденами, но, несомненно, самыми могущественными. Позднее появились другие: испанские ордена Алькантара и Калатравы, германские тевтонцы, лазорианцы и т.д. Госпитальеры - самый древний рыцарский орден и один из немногих до сих пор действующих.



Улицу Рыцарей очень любят "киношники"

Были созданы уставы орденов. Довольно быстро среди госпитальеров установилась жесткая иерархия и разделились обязанности. Многонациональное сообщество рыцарей делилось на три большие группы, различные по социальному статусу: братья-капелланы, братья-рыцари (самые привилегированные) и братья-сержанты. Рыцари имели более тяжелое вооружение, им полагалось иметь оруженосцев, сержанты, как правило, имели более легкое вооружение. К 13 веку выделилась еще одна группа - невоенные братья-служащие; капелланы были рукоположенными священниками, были еще и братья-монахи. Тогда же установился закон, согласно которому магистром ордена мог стать только рыцарь. К слову, магистр - должность выборная.



...И цыганские дети-попрошайки

Тут важно понять следующее - все рыцари, прибывавшие на Восток в составе Крестовых походов - крестоносцы (они украшали свои плащи вышитыми крестами), однако не все они принадлежали к духовным орденам.
Положение крестоносцев на востоке всегда было шатким. Оторванность от родины, недостаток воды, непривычный климат, дефицит продуктов и вообще хронический дефицит ресурсов делал их уязвимыми. Захватить-то можно, а вот как удержать?



Вид на Улицу Рыцарей из окна второго этажа Госпиталя

Приходилось постоянно маневрировать и поддерживать некий баланс. Покинуть Иерусалим крестоносцам пришлось из-за одного дурака. Вернее, рыцаря Рено де Шатильона, князя Антиохийского. Этот почтенный человек имел весьма странное хобби - он грабил караваны и группы паломников, видимо, еще в Европе пристрастился, и все никак не мог отвыкнуть. В 1187 году заключенное ранее четырехлетнее перемирие крестоносцев с султаном Салах-ад-Дином было прервано: Рено ограбил караван султана и захватил его сестру, в ответ Салах-ад-Дин двинул на христиан свои войска. В битве при Хаттине Салах-ад-Дин разбил войска крестоносцев, многих взял в плен, а Рено де Шатильону собственноручно отрубил голову.



На часовне "языка" Франции при рыцарях было установлено это изваяние Богоматери. Турки его сбили, это восстановленное.

В этой битве войска тамплиеров и госпитальеров составляли чуть ли не основную часть войска; после трепки, которую им задал султан, ряды их существенно поредели. Один из рыцарей, Балиан Д’Ибелин (чуть не сказала «дебилян»), избежал плена и вернулся в Иерусалим, чтобы возглавить его оборону. Его в фильме Ридли Скотта «Царство Небесное» сыграл тонконогий Орландо Блум (к слову, события фильма лишь отдаленно напоминают реальные, но можете глянуть - Ева Грин там очень хороша). В конечном итоге, защитники Иерусалима от обороны отказались, сдав город - редкостное по тем временам благоразумие. Им пришлось заплатить султану выкуп, после чего им позволили покинуть город вместе со скарбом. Убраться пришлось и орденам воинственных монахов.



Видите справа то место, где стояла Богоматерь? Вид на Улицу Рыцарей времен турецкого владычества

Теперь основными «гнездами» госпитальеров стали крепости Крак-де-Шевалье и новая крепость Маркаб в Сирии (см. очень интересный документальный фильм «Рыцари замка Маркаб»). В Европе венгерский король выделил для госпитальеров целый район Северин. Главный госпиталь был перенесен в Акру (Акко подле нынешней Хайфы) в 1191 году после того, как город был временно освобожден крестоносцами во время Третьего крестового похода. Здесь же обосновались и тамплиеры, и воины недавно основанного ордена тевтонцев. Акра стала столицей Иерусалимского королевства, но и здесь рыцари продержались недолго, всего 100 лет, после чего их вышибли из Палестины мамелюки. Рыцари переместились на Крит, но там тамплиеры и госпитальеры с трудом уживались, остров был маловат для обоих орденов.



Порт. Слева - Морские ворота. Старинная гравюра

Ну вот, теперь история родосских рыцарей только начинается, до этого они были просто иоаннитами или госпитальерами.
Не будем забывать, что рыцарь - это в первую очередь человек военный, и не важно, при этом, принадлежит он к духовному братству или является светским человеком. Без битв и кровопролития рыцари скучали и начинали хиреть. Трудно представить, чтобы рыцари подолгу сидели у окон своих уютных бастионов и штопали кольчуги, насвистывая под нос увертюру к «Персифалю». Конечно, они искали битв, и, если не оборонялись от нападавших, то нападали сами. Так они напали и на остров Родос, который в то время контролировали генуэзцы.

Ну вот, это была только предыстория, мы только стали подбираться к Родосу, а вам уже столько пришлось прочитать. Я дам возможность отдохнуть вам и себе, остальное расскажу в продолжении. А вы пока можете посмотреть оставшиеся картинки:



Морские ворота - самые красивые в крепости



Барельеф, украшающий ворота



Мечети - свидетельства длительного пребывания турок на острове



Церковь Святой Троицы возведена в 15 веке. Турки превратили ее в мечеть. Сейчас она заброшена



Гавань



Эти ворота пробили итальянцы в 20 веке



Руины храма Бургосской Богоматери



...Руинами были давно.



Шумная и многолюдная улица Сократус или "Длинный базар"



А есть и такие улочки - тихие, узкие и безлюдные



По таким местам очень приятно бродить без всяких экскурсий. Правда, не забудьте прихватить с собой план Старого Города



Родосское котэ



Это тоже следы присутствия иоаннитов - монастырь на холме Филеримос



Монастырь на Филеримосе



Жители Родоса (старинные изображения)



Богатая жительницы Родоса. Старинная гравюра


А это вам бонус.

Спасибо за внимание!

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Родос, Греция, дворцы, замки, мечети, храмы

Previous post Next post
Up