Про горе и терапевтов

May 13, 2015 13:22

Засада, на самом деле, очень простая в описании (и сложная в реализации, как всегда)

Беда в том, что никто никогда не учил, как обходиться с чувствами, своими и чужими. Наверное, это задача следующих поколений - заниматься эмоциональным интеллектом, как обходиться с собой, как разбирать свои чувства и находить опору в море противоречивых эмоций (а она всегда есть, да).

Так вот, недавно мне задали вопрос - почему, когда плачешь у психотерапевта, то становится легче. А когда с друзьями, то нет. Почему?

Потому что терапевта научили, как обращаться с чужими и своими чувствами, а обычных людей - нет.

Это все опять же, до смешного просто - и невероятно сложно. Когда человек плачет, то у любого мало-мальски эмпатичного собеседника внутри поднимается своя буря чувств. Если я не знаю, что с ней делать, то в 99 случаях из ста я буду ее подавлять. Чтобы подавить, надо что-то делать с тем, кто плачет - чтобы он перестал. Отрицать его действительность, срочно его спасая, отрицать его чувства, обесценивать его переживания, затыкать ему рот, стыдить его, ну полный набор, все умеют. Смотрите сами:

"да брось, ничего страшного не случилось"
"я знаю, что тебе нужно. пойдем напьемся и все пройдет/ найдем нового мужика"
"да ты что, дура, что ли, из-за такой херни плакать?"
"время лечит"
"бог простит"
"тебе надо сделать вот это и вот это/ я бы на твоем месте..."
"да он просто мудак, выкинь из головы"

И это я еще без жести "а что ты хотел(а), сам(а) виноват(а)", "стыдно должно быть плакать" и "а я тебе говорил(а)!"

На самом деле, человеку нужно, чтобы его выслушали и увидели в горе. Нужно почувствовать шкурой, что есть кто-то, кто не разрушается от моего горя, не бежит от него, и не начинает меня считать отвратительной. Что-то типа "Я вижу тебя. Ты плачешь и тебе больно. Твои слезы меня трогают, я очень сочувствую твоему горю. Плачь, сколько тебе нужно, я побуду с тобой." То есть, ничего не надо делать. Это и есть самое сложное.

По идее, это бы надо делать своим детям в детстве. Тогда ребенок вырастает способным переносить чужое горе и не расплющиваться от него. Но те, у которых такие были родители, это журнал вряд ли читают, так что что поделать, придется самим: "Я поплачу, а ты пожалуйста, не советуй мне ничего, а просто гладь меня по голове и говори, что ты меня любишь, ок?"

Потом уже можно заниматься советами и помощью - но теми, которые подходят. Бессмысленно тащить депрессивного человека в салон красоты, или спортсмена в театр. С кем-то надо помолчать, а кого-то обнять.

Хаха, как просто, да?
Эх.

public

Previous post Next post
Up