Кодорское ущелье сменило автомат на туриста. Сваны бежали от войны

Jan 02, 2014 15:54



После освобождения Кодорского ущелья и признания Россией независимости нашей страны туризм наконец начал активно развиваться и в Восточной Абхазии. Не удивлюсь, если через несколько лет Кодорское ущелье и дорога к нему начнут теснить Рицу по популярности.

Уже этим летом совсем юная фирма «Прогулки по Абхазии» возит желающих в Кодорское ущелье на два дня с ночевкой. Конечно, сейчас, когда дорога еще сильно разбита, путь занимает 5-6 часов, но это не сплошное сидение в машине по дороге: есть водопады, где можно освежиться, и прекрасные виды, ради которых стоит захватить фотоаппарат и видеокамеру.

Туристы проживают в благоустроенном сванском доме с баней, и к их услугам прогулки на сакенские нарзаны, пешком или на лошадях к озеру Лашхрена-дауш, осмотр самого высокогорного (1600 метров над уровнем моря) храма Абхазии, церкви Георгия Победоносца (Х-ХI век), и рыбалка: поймать самому форель - нехилое удовольствие!

На Южном приюте, конечной точке маршрута, есть база, где можно пожить, сколько хочешь, чтобы основательно погрузиться в горную тишину. Недалеко и Башкапсара с лечебной водой. Та же фирма возит на озеро Амткял и Шакуранский водопад, где еще нет никакого сервиса, зато первозданная прелесть природы представляет особую ценность для любителей.

На этом направлении много неизведанных массовым туризмом мест, которые обещают в недалеком будущем стать весьма популярными. Среди них - раскопки Цибилиума, самой мощной крепости древней Апсилии, охранявшей с IV века один из отрогов Великого Шелкового пути. Три года назад путь к раскопкам расчистили, но из-за отсутствия посетителей тропа снова заросла. Самим раскопкам грозит полное разрушение под наступлением растительности. Государству стоит позаботиться об этом замечательном памятнике культуры и истории, который при принадлежащем уходе и эксплуатации будет приносить немалый доход.

Заброшено и имение известного ученого-историка Юрия Воронова «Ясочка», которое тоже могло бы привлекать российских туристов: дед Воронова сотрудничал с Герценом, это одно из примечательных мест русской культуры в Абхазии.

Недавно абхазская делегация была в Турции, посещая потомков махаджиров, и выяснилось, что никто не знает слова «Дал»: видимо, выходцы из этой высокогорной местности уже растворились в чужом краю. Чтобы противостоять забвению, можно было бы сделать на этом месте хотя бы мемориальный камень с текстом, сообщающим основные сведения. Есть повесть Даура Зантария «Енджи-ханум, обойденная счастьем», действие которой происходит в этом горном гнезде, на камне можно было бы сделать отсылку к этому произведению.

Ниже находится Цабал, Цебельда - это целая маленькая страна, в ее верхней долине особое ощущение пространства, здесь бы выстроить центр народного творчества и проводить фестивали фольклорной музыки под звездным небом.

Самые активные туристы не ждут наступления сервиса и тащатся на свой страх и риск. Помню наше изумление, когда в пятом часу дня российская семья с пятилетним ребенком приехала по скверной дороге в Джампальское ущелье (это вверх за Цебельдой). Мы уже собирались домой, накупавшись в горной реке и полазав по окрестностям, и с интересом наблюдали за ними. Спокойно, как будто дело происходило в близком Подмосковье, они уселись на пригорке и раскинули скатерку.

Видимо, им даже в голову не приходило, что совсем недавно ездить сюда было небезопасно. Но для нас это был хороший знак: наконец семейный турист чувствует себя в безопасности в наших горных районах.

Водопады по этой дороге - отдельная песнь! Их много, и они дарят горожанам прекрасную возможность расслабиться. Час-полтора часа езды от абхазской столицы, и ты ныряешь в чистую горную воду, а потом устраиваешь пикник на зеленой поляне.

Отдаю должное предприимчивости людей, которые создали в 7 км от Черниговки водопад-ресторан «Белый камень». В живописнейшем ущелье протяженностью в километр выстроена тропа с фонариками, проходя по которой, любуешься неистощимым разнообразием мелких водопадов в белых известковых вымоинах, контрастирующих с зарослями самшита. В начале ущелья над водой разбросаны апацхи, сидя в которых, наслаждаешься горной прохладой в летний зной. Единственное, что царапнуло глаз, это неубранность территории перед входом и выкрашенные разной краской мостки и поручни - нет ощущения ансамбля. Неплохо было бы устроить в конце ущелья и купальню, что заодно стимулировало бы и аппетит посетителей.

В советское время с Северного Кавказа по этой дороге летом шел непрерывный поток любителей горного туризма. Когда соединят асфальтом Южный и Северный приют, этот отрезок древнего Великого Шелкового пути вернет себе мировую славу. Тогда хозяева «Белого камня» станут миллионерами, а земля вдоль трассы сравняется по цене с европейской.

Восточная Абхазия богата тысячелетними храмами и термальными источниками, у нее есть Отапская пещера, конкурирующая с Ново-Афонской. Туристическое оживление в нынешнем сезоне дает надежду на всплеск деловой активности в этом регионе.

Надежда Венедиктова
ЭХО АБХАЗИИ, 08.09.2009
http://www.abkhaziya.org/server-articles/article-1b3fb74574ee5e07dcc045016752c979.html

Сколько гражданских сванов выехало из Кодора в Грузию, сказать сложно. Абхазы называют цифры от 1200 до 1500 человек. Но те же абхазские генералы рассказывают про кодорское военное подразделение «Охотник», в котором служили сваны числом 800 человек. Если прибавить к ним членов семей, то получается тысяч под пять.
Я прошелся от одной сакли к другой, к третьей. Покричал безнадежно так: «Люди! Люди!» В ответ послышалось ржание, и две молодые лошади скоро подскакали на голос. Они увязались за мной, как преданные собаки, отчего мне вдруг стало тревожно. А если где-то в горных кустах некий сван из отряда «Охотник» подумает, что я тут краду лошадей? И пальнет ведь, недолго думая.
Сваны будто бы ушли из своих домов час назад. Даже белье с заборов не успели снять...[...]

Утром с военными приехали в некое село Сакени. Здесь осталось немного русских. Сюда же пришли несколько местных сванов от криминального мира, которые раньше скрывались от грузинского правосудия. До 2006 года, пока в Кодор не вошли грузины, тут вовсю выращивали мак. Грузины кого-то посажали, но часть наркодельцов сбежали. Теперь тут главный «авторитет» - «вор в законе» Бача. Огромный широкоплечий Бача ненавидит грузин. Они посадили в тюрьму его маму на восемь лет. По словам Бачи, «за якобы незаконное хранение оружия». Баче удалось скрыться.
- Бача, чем ты зарабатываешь на жизнь? Криминалом?
Бача как-то криво ушел от этого вопроса.
- Он уже предлагал нам деньги, - рассказывают российские офицеры, - вроде так, за знакомство... Мы послали его далеко-далеко. Жаль, что привлечь нельзя! Политика - сванов не обижать.[...]

Читать полностью: http://www.kp.ru/daily/24156/371130/





Водопад в Кодорском ущелье



Летние домики близ минерального источника на реке Сакен





Охотничий балаган



Дорога в Кодорском ущелье



Кодорское ущелье близ Омаришары







ЛЭП в Кодорском ущелье



Водопад в Кодорском ущелье







Дерево-мост близ южного приюта



Пастуший балаган в верховьях Кодорского ущелья





Водопад в Кодорском ущелье



Амткьял, по дороге в Кодорское ущелье









Сухумский район, верховья Кодорского ущелья, село Генцвиш. Дом сванов.















За перевалом Птыш (откуда стекают облака) находится Абхазия, Кодорское ущелье.



Панорамный вид на юг с г. Мусса-Ачитара. То бишь в сторону ГКХ, сразу за которым находится Кодорское ущелье (Абхазия).
По порядку слева-направо:
Домбай-Ульген (северный и южный), Птыш, Золотушка, Джугутурлючат.

Рекомендую смотреть в оригинальном разрешении источник





Селение Ажара находится в Кодорском ущелье. Большинство домов, после абхазско-грузинской войны пусты...









Абхазия! Кодорское ущелье , в районе реки Ацгара!



































Сваны, Война, Туризм, Фото, Кодорское ущелье

Previous post Next post
Up