Оригинал взят у
bg_irkutsk в
О ЧЁМ ГОВОРИТ «ДЕЛО ЛЕОНИДА РАЗВОЗЖАЕВА»? Леонид Развозжаев, наш земляк, родился в городе Ангарске в 1973 году. С 1998 года он, профессиональный оппозиционер, работал в аппарате партии «Родина», участвовал в создании Союза молодёжи «За Родину!» и движения «Левый фронт», был председателем профсоюза работников торговли и услуг, сейчас член Координационного совета российской оппозиции и помощник депутата Госдумы Ильи Пономарёва.
С одной стороны, земляком с такой активной жизненной позицией можно гордиться, ставить в пример молодёжи и даже присвоить звание «почётного гражданина города Ангарска». Это при условии, если бы Развозжаев был единоросом, создал движение «За Путина» и был членом совета «Эхо страны» (пилил бы бюджетные деньги). Шутка.
В жизни профессиональный оппозиционер - враг. В октябре 2012 года Развозжаева обвинили в подготовке массовых беспорядков, в разбое (в связи с нападением в 1997 году на квартиру торговавшего меховыми изделиями предпринимателя из Ангарска), в незаконном пересечении российско-украинской границы. А 18 января 2013 года возбуждено еще одно уголовное дело по статье о заведомо ложном доносе. Сейчас Леонид находится в Иркутской области, в следственном изоляторе (СИЗО №1, г. Иркутск).
В конце декабря 2012 года Леонида Развозжаева этапировали из московского следственного изолятора «Лефортово» по делу о разбойном нападении пятнадцатилетней давности в город Ангарск. Этапировали не уведомляя об этом родственников и адвокатов. Супруга оппозиционера Юлия Смирнова рассказала, что 17 декабря, когда он был еще в Москве, ей одобрили свидание, но она узнала об этом уже после того, как его увезли в Иркутскую область. Юлии не удалось повидаться с мужем и в Иркутске. 17 января она вместе с московскими адвокатами прилетала на следственные действия.
Вот, что рассказал президент Ангарской городской коллегии адвокатов, депутат Думы Ангарского района Вячеслав Иванец, который вместе с московскими адвокатами Леонида Развозжаева был на следственных действиях.
«…У меня осталось двоякое впечатление. То есть с одной стороны подписывалась куча бумаг, был следователь, было два московских адвоката, которые защищают по делу о Болотной-2: Александр Денисов и Дмитрий Аграновский. Но это двоякое ощущение осталось, потому что остался вопрос: а почему эти документы нельзя было подписать в Москве? Абсолютно никакого препятствия здесь не было. Никакие следственные мероприятия, связанные с участием ангарского потерпевшего, либо свидетелей, не проводились. То есть все это происходило между следователем, который приехал из Москвы, адвокатами, которые приехали из Москвы и Развозжаевым, который тоже приехал из Москвы, точнее, был этапирован с какими-то там приключениями с Челябинском и со всем остальным», - прокомментировал Вячеслав Иванец.
Приключения оппозиционера Леонида Развозжаева в Сибири (в рамках расследования уголовного дела о грабеже ангарского предпринимателя в 97-ом году) обсуждали во всех СМИ. Дошло до того, что в Интернете появилась новость (на уровне слухов), что Развозжаева уже нет в живых. Ангарский адвокат Вячеслав Иванец, который в это самое время выразил готовность помогать оппозиционеру и своё слово сдержал, высказал свою точку зрения по поводу этапирования в Сибирь.
«Уместно сказать о не очень хорошей практике, которая существует в правоохранительных органах: формировать дела, по так называемому принципу «в пристяжку». Это когда недостаточно одного состава, для того чтобы человека, как принято говорить у следователей, «закрыть», или решить какие-то иные задачи, которые стоят перед следствием, начинают выдумывать, или поднимать, или вспоминать какие-то другие дела, какие-то другие материалы, которые формируются по принципу «до кучи». В последующем, как это ни прискорбно звучит, и суды, мотивируя тем, что тут не одно уголовное дело, не один состав, а сразу несколько преступлений, они в результате назначают наказание в пристяжку, в том числе связанное с лишением свободы, только потому, что составов было несколько, а не один. То есть если несколько составов более легких сложить, то получается, что наказание можно назначить, связанное с лишением свободы. Но в моем понимании, как общественного человека, как лица, которое вероятнее всего поддерживает оппозицию, я считаю, что и в политике, я достаточно оппозиционно себя веду, у меня есть ощущение, что это уголовное дело - это часть кампании по дискредитации оппозиционного движения как такового», - сказал Вячеслав Иванец.
Другими словами, сам факт этапирования Леонида Развозжаева в большей степени связан с необходимостью убрать его из Москвы, чтобы решить какие-то другие задачи, «вряд ли связанные со следствием».
В пользу этого заключения говорят дальнейшие факты, которые развернулись вокруг так называемого «дела Леонида Развозжаева».
17 января в ходе следственных действий оппозиционер подтвердил свое решение прекратить дело о разбое за истечением срока давности.
«Леонид жаловался на боли в сердце, на проблемы с давлением, на проблемы со спиной, с ногами. У него все эти проблемы были и в Москве, но здесь они обострились. …Мы подтвердили, что согласны с прекращением уголовного дела в связи с истечением срока давности, но это не означает признание вины, сразу могу сказать. И поэтому теперь мы просим незамедлительно отправить Леонида в Москву, в «Лефортово», где ему будет проведено обследование и соответствующее лечение», - сказал адвокат Дмитрий Аграновский.
18 января активист «Левого фронта» Леонид Развозжаев стал фигурантом нового уголовного дела. К обвинениям в незаконном пересечении границы с Украиной, организации массовых беспорядков в Москве и разбойном нападении на ангарского предпринимателя в 1997 году, теперь добавили заведомо ложный донос. Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин заявил, что Развозжаев лгал, когда говорил о том, что его пытал следователь Следственного комитета. По словам В.Маркина, по статье 306 УК РФ оппозиционеру грозит до трех лет лишения свободы.
Тем не менее, Леонид Развозжаев остается в СИЗО №1 города Иркутска, где он пробудет предположительно больше недели. Перед предъявлением нового обвинения Леонид внезапно на какое-то время снова пропал из поля зрения родственников и адвокатов, которые находятся в Иркутске. Его супруга Юлия Смирнова понесла в СИЗО №1 передачу, но ей сказали, что принять не могут, так как Леонида отправили в Ангарск. В Ангарском следственном изоляторе № 6, куда его этапировали из Москвы (через Челябинск), его тоже не оказалось. Адвокат Вячеслав Иванец уже начал бить тревогу. Несколько часов в пресс-службе ГУФСИН по Иркутской области не было информации, где находится оппозиционер Развозжаев и когда его этапируют обратно в Москву. Позднее выяснилось, что Леонид - все-таки в СИЗО №1. На вопрос корреспондента радио «Свобода»: «почему в таком случае у его супруги Юлии Смирновой сегодня не приняли передачу?», ответили, что просто она общалась с некомпетентным человеком, который не мог владеть информацией о том, где находится ее муж. Тем не менее, ГУФСИН по Иркутской области экстренным образом в этот же вечер провел пресс-конференцию. До не многочисленных представителей прессы (нужно сказать, что представителя нашей редакции на пресс-конференцию пригласили) довели, что состояние здоровья обвиняемого Развозжаева оценивается как удовлетворительное, в экстренной медицинской помощи он не нуждается. Хотя оппозиционеру назначили плановую коррекцию, которую он проходит амбулаторно.
19 января стало известно, что подана заявка на этапирование Леонида Развозжаева в Москву. Однако кто и когда повезет его, будет решаться вышестоящим управлением этапирования и конвоирования. Об этом сообщил начальник СИЗО №1 Игорь Макеев Вячеславу Иванцу и Юлии Смирновой во время встречи. Увидеть Развозжаева он им не разрешил, но заверил, что никакой операции по удалению пули из позвоночника Леониду не делали. Информация об операции накануне появилась в некоторых СМИ. Ранее ее опроверг Уполномоченный по правам человека в Приангарье Валерий Лукин, ссылаясь на генерала ГУФСИН по Иркутской области Павла Радченко. Оппозиционера перевели на ослабленный режим, он находится не в больнице, а в обычной камере под наблюдением сотрудников медсанчасти. Адвокат Вячеслава Иванец сообщил, что уже решен вопрос о проведении телемоста между иркутским СИЗО и Мосгорсудом, где в понедельник, 21 января, будет проходить слушание по жалобе на продление Леониду срока содержания под стражей.
Необходимо отметить две важные детали в связи с прибытием активиста «Левого фронта», обвиняемого Леонида Развозжаева в Иркутскую область.
Во-первых, заместитель начальника ГУФСИН по Иркутской области Виктор Архипов, председатель Общественной наблюдательной комиссии Иркутской области по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Олег Сафронов и Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин оперативно сделали заявления о том, что Развозжаев находится в комфортных условиях и чувствует себя хорошо. Вот цитаты из официальных заявлений.
Виктор Архипов: «Для нас нет разницы, какая у задержанного фамилия. Поэтому Леонид Развозжаев будет содержаться наравне со всеми остальными. Обвиняемый, как и другие в СИЗО, обеспечен надлежащим трехразовым питанием и медицинским обслуживанием. Никаких жалоб по процессу этапирования в Иркутскую область и размещения в СИЗО от задержанного не поступало».
Олег Сафронов: «По условиям содержания вопросов у нас не возникло, в камере тепло, она оборудована всем необходимым. Каких-либо жалоб Леонид Развозжаев не высказывал, на здоровье не жаловался, и в целом был в хорошем настроении».
Валерий Лукин: «Каких-либо жалоб на условия содержания от него не поступило». (Позднее Уполномоченный присутствовал во время личного приема Леонида Развозжаева исполняющим обязанности начальника СИЗО-6 А.Мажидовым. В ходе приема после настоятельной просьбы Уполномоченного Развозжаеву предоставили тексты нормативных актов, регламентирующих права и обязанности лиц, содержащихся под стражей).
Но, по словам всех адвокатов Леонида Развозжаева, задержанный чувствует себя плохо.
Леонид сообщил Вячеславу Иванцу, что правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которые по требованию иркутского омбудсмена ему передали, в тот же день забрали без объяснения причин. Леонид жаловался также на состояние здоровья и плохое питание. Несмотря на то, что у него есть деньги на внутриучрежденческом счете, ему не дают воспользоваться магазином: приобрести продукты, газеты, фрукты. Леонид Развозжаев сказал адвокату В.Иванцу, что условия содержания в ангарском следственном изоляторе намного жестче, чем в московском СИЗО «Лефортово», и в Челябинском СИЗО, где он находился при пересылке.
«Категорически запрещают под угрозой карцера не только укладываться, даже присаживаться на койку. В условиях больного позвоночника задержанного это фактически означает пытку. Леонид уже обращался за медицинской помощью по данной ситуации, но результатов в виде ослабления условий содержания не видно. Внешний вид Леонида оставляет двоякое впечатление: опрятный, и в то же время - невыспавшийся, в тяжелом расположении духа, объясняет свое состояние это условиями содержания: подъем в 6-00 и до отбоя никак отдохнуть нельзя. Говорит о пытке бессонницей», - рассказал В.Иванец.
«Большая часть вещей, включая бритву, конверты, другие необходимые постоянно предметы, находится в так называемой «каптерке», откуда получить их фактически невозможно. Также нет ни радио, ни обязательной по закону возможности пользоваться библиотекой. Изъяли художественные произведения - рассказ и стихи, которые Леонид хранил при себе. Причин ужесточения условий администрация не сообщает. Фактически по описанию эти условия в большей степени напоминают отнюдь не следственный изолятор. Похоже, что Леонид содержится на настоящем тюремном режиме, с многочисленными нарушениями Правил содержания», - продолжает адвокат Иванец.
По данным фактам в ГУФСИН Иркутской области была направлена жалоба на условия содержания Леонида Развозжаева в СИЗО-6 города Ангарска и на многочисленные нарушения Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Во-вторых, нахождение оппозиционера в Иркутской области подняло волну местного протестного движения. По инициативе представителей незарегистрированной партии «Другая Россия» в Иркутске состоялся пикет в поддержку «политзаключённого Леонида Развозжаева». Акция протеста была немногочисленной. Хотя её посетили представители иркутского горкома КПРФ, но флагов выставлять не стали. Иркутские анархисты, которые сами проводят подобные мероприятия и разъясняют горожанам о том, кто такие политические заключенные и почему они находятся за решёткой, отказались принять участие. По информации иркутских представителей «Другой России», если Развозжаев будет находиться на территории области, протесты продолжатся, также как и попытки объединения политических сил в поддержку политзаключённых.
Акция «Другой России» 17 января прошла спокойно. Молодые люди держали плакаты «Свободу полит з/к» (т.е. заключенным), «Свободу Развозжаеву», «Свободу Таисии Осиповой». Вот как комментировали активисты своё участие в протесте.
«Я здесь, для того чтобы выступить в поддержку Леонида Развозжаева, политического заключенного. То есть сегодня власти пытаются нас убедить в том, что он является организатором массовых беспорядков, но в действительности это ложное обвинение. ...Просто группа, находящаяся у власти, в Кремле, заинтересована в сохранении этой власти, передаче ее по наследству. В силу этого обстоятельства люди, которые представляют хоть малейшую угрозу для этих людей, они оказываются за решеткой», -сказал участник акции протеста Александр Власов.
«Леонид Развозжаев - наш земляк. Завтра на его месте может быть любой. И я проявляю свою гражданскую инициативу в защиту этого человека. Я считаю незаконным был его арест и инсценировка его задержания смеху подобна», - сказал участник пикета Дмитрий Толмачев.
Будем ждать развития ситуации.
Владимир Левин
© 2013, еженедельная газета «Байкальская Сибирь»
материал опубликован на
Ньюсленде Рамблер новости