Режиссер Тимофей Кулябин - российский Шарли?

Mar 07, 2015 19:52


Очередной повод для либерального негодования - история со спектаклем "Тангейзер" в Новосибирском оперном театре ( Read more... )

армагеддон, злободневное, злое

Leave a comment

Comments 29

aksuk March 7 2015, 17:46:15 UTC
Александра, аналогичный случай был в Германии. И тоже с Тангейзером. И и тоже с гротом Венеры. Спектакль сняли по просьбе публики. Это важно. Не по суду, а после долгих общественных дебатов. Так правильно. У нас всполошились не ради режиссера (он оскорбляет мои чувства любителя Вагнера помимо прочего), а ради дурного прецедента.

Reply

agni_8 March 7 2015, 19:39:16 UTC
+++ Спектакль сняли по просьбе публики. Это важно
Но ведь публика просила, около двух месяцев. Ее проигнорировали.

+++ради дурного прецедента.
Прецендент уже был - Пусси Райот.
Кажется, именно после их дела ввели статью за "оскорбление чувств верующих", прежде ее не было.

Я не за суд, но за то, чтобы снять спектакль и извиниться. Это только естественно. Чтобы не повторять судьбу Шарли.

БГ пишет, что, если так пойдет, станут жечь книги.
Но книги уже жгут. На Украине.

Reply

aksuk March 7 2015, 20:24:55 UTC
Кажется настоящая проблема в том, что публика пошла не на ТВ, не в газету, даже не к самому режиссеру с директором театра, а сразу к епископу за силой (!). Вот в этом вижу подмену.
Прецедент новый. То была политика в храме, теперь сцена театра.
Да, именно снять и извиниться. И именно, что не через суд. Эти прецеденты унижают не столько "творца", сколько самих верующих.

Reply

agni_8 March 7 2015, 22:25:47 UTC
Вряд ли мы знаем, как было на самом деле, и что предпринималось до обращения к митрополиту.
Но сейчас поддержка театра ОЧЕНЬ мощная - и в Новосибирске, и в Москве. В защиту выступили такие мэтры, как Табаков и Калягин, как организаторы Золотой Маски (которые признаются, кстати, что спектакль не видели).

Верующих заклеймили как невежественных агрессивных мракобесов.
А накалять страсти в стране, где и без того градус ненависти зашкаливает, где общественное сознание расколото на враждебные группы - это, видимо, признак утонченной культуры...

Reply


benev March 8 2015, 13:02:13 UTC
Саша, есть такое общее место богословское: Христос распинается нашими страстями. Т.е. не один раз когда-то 2 тясячи лет назад Он был распят, а распинается всякой нашей страстью. И Вавилонская блудница - именно она изображена на одной из картинок - может вполне рассматриваться как обобщенный образ похоти, т.е. страсти по преимуществу, которая распинает Христа. Я не знаю, что именно хотел сказать режиссер, т.к. спектакль не смотрел, но изобразительный ряд, на котор. ты ссылаешься - неплохое свидетельство истины, известной хорошо всякому, кто хоть чуток в курсе дела - Христос распинается нашими страстями.
Если ревностные православные не понимают такую символику, нужно набраться терпения и им объяснять.

Reply

agni_8 March 8 2015, 15:17:57 UTC
На картинке Венера. Это постер фильма, который снял кинорежиссер Тангейзер о 18-ти годах (не упомянутых в Евангелиях), которые Иисус провел, предаваясь плотским утехам. Т.е. "распинается" он не нашей похотью, а своей собственной.

+++Если ревностные православные не понимают такую символику, нужно набраться терпения и им объяснять.
Ревностные православные могут не понимать богословских или эстетических тонкостей, но это им и не нужно: хватает того, чтобы отличать свет от тьмы, а свободу творчества от кощунства.
А вот книжникам и богословам, полностью убившим в себе голос сердца и оправдывающим из соображений толерантности любое издевательство над Христом, стоило бы объяснить. Но бесполезно: не услышат.

Когда явное кощунство и богоборчество поддерживается уже даже теми, кто позиционирует себя воцерковленными христианами, когда в головах происходит полное смешение света и тьмы, чистоты и грязи, добра и зла - это, по моему скромному мнению, один из признаков скорого прихода антихриста.
Неужели не страшно, Гриша?

Reply

benev March 8 2015, 16:29:33 UTC
ну, ж сюжет его пьесы не знаю. Но смотрел фильм по роману Казанзакиса, он мне понравился, хотя тоже был расценен как кощунственный. Ты смотрела?
+++

ну вот и получается, что если герой пьесы кинорежиссер снимал фильм про хриса, распятого похотью,, то, как всякий автор, он снимал фильм о себе. Это похотью этого героя (кинорежиссера) и был распят Христос евангельский. Мне кажется, что не нужно быть семи пядей во лбу, чтоб это понять. Каждый создает Христа по своему образу и подобию, тем более это касается художников. И в меру своей греховности создает "христа", распинаемого своими страстями. Однако ж, это именно проецирование, а не истинный образ Христа. И в худ.лите, и в кино, это происходит сплошь и рядом. На мой вкус даже Христос Пазолини не особо соответствует церковной традиции, т.е. тоже может восприняться как "оскорбление", ну или вред для истинной веры. Но я вовсе не стану призывать запрещать из-за этого фильм Пазолини.

Reply

agni_8 March 8 2015, 16:58:00 UTC
Фильм "Последнее искушение Христа" смотрела. Не могу сказать, что понравился, но возмущения или иных отрицательных эмоций не вызвал. Глубоким, заставляющим задуматься он не показался. Мюзикл "Иисус Христос суперзвезда" - где образ Христа также далек от евангельского - безусловно нравится.

При таком подходе можно оправдать любое кощунство - самовыражением творца, культурными традициями (Шарли). Таким образом само это понятие - кощунство - исчезает.
Мне бы не хотелось, чтобы моя дочь или внуки видели этот спектакль, однозначно.
Есть физическая тошнота (съел что-то протухшее) и тошнота духовная. И это как раз второй случай.

+++не нужно быть семи пядей во лбу, чтоб это понять
Гриша, опять подчеркиваю: при чем тут интеллект или эрудиция? Это касается не ментала, а духовных вещей. Странно (и горько) что ты этого не понимаешь...

Reply


benev March 8 2015, 21:06:05 UTC
а вот эту песенку Летова, тоже запретим? http://www.youtube.com/watch?v=wjkR2wESSrw

Reply

agni_8 March 9 2015, 08:46:12 UTC
Песенка неожиданно понравилась (хотя Летова вообще не люблю).
В комментариях есть дельные мысли, что она не так проста, как кажется, и речь идет о внутреннем Христе - совести.

Reply


benev March 9 2015, 04:12:14 UTC
что касается "эстетического", то пьеса ж прошла худ. совет. или ты считаешь этого недостаточным?

Reply

agni_8 March 9 2015, 08:51:39 UTC
Гриша, тебе самому не смешен этот довод? А вот стихи Бродского в свое время не проходили худсоветы.)

Очень возможно, что либералы сделают из Кулябина героя-мученика - как в свое время из станцевавших в храме канкан девчонок, и его пьеса пройдет по центральным каналам ТВ. И вот тогда я ее посмотрю.
Но вряд ли поменяю мнение: будь автор уверен в своем таланте, не стал бы "укреплять" свое творение скандалом и провокацией.

Reply

benev March 9 2015, 10:18:34 UTC
Я имел в виду формальный критерий. - прошел худ-совет, не значит гениален, а значит "можно выносить на зрителя", а дальше уж пусть зритель решает, голосует ногами и кошельком. Честно говоря, я не знаю, какой еще метод возможен, чтоб мракобесия не было. А я как раз против запретов в т.ч. и язычества. И жить в тоталитарном гос-ве сова не хотел бы. Удивляюсь, что ты, столь свободолюбивая, готова к этому. 20 лет назад кто бы сказал, никогда б не поверил. Считай, что теперь я сам стал "левым", а ты - правой. Метаморфоза, однако!

Reply

agni_8 March 9 2015, 11:17:27 UTC
Метаморфоза, да. Но я не стала "правой" - лишь перестала быть "левой". (Отчего, как нетрудно догадаться, получаю пинки и уколы с обеих сторон ( ... )

Reply


benev March 9 2015, 11:12:59 UTC
в случае Летова ты вот готова давать толкования. А почему запрещаешь себе идти тем же путем в случае этого спектакля. Вон, люди, готовы вполне к толкованию: http://mikeura.livejournal.com/537283.html?mode=reply#add_comment

а ты осуждаешь, даже не посмотрев.

Reply

agni_8 March 9 2015, 11:58:16 UTC
Кураев потерял остатки моего уважения после недавней истории с Шарли. Когда он объявил на всю страну: "Я Шарли", а через три дня (наверное, рассмотрев карикатуры): "Я не Шарли ( ... )

Reply

benev March 9 2015, 14:06:04 UTC
про изобразит. ряд я с тобой согласен, но вырывать из контекста нельзя. а чтобы ты изучла контекст, я не вижу.

Reply

agni_8 March 9 2015, 13:27:11 UTC
Кстати, на мой довод о разнице между вербальными и изобразительными образами, что я привела в его ЖЖ, А. Кураев ответил так: "А еще надо оскорбиться изображением бесов, змея и палачей на иконах, ибо "любой гуманитарий знает, что изобразительный ряд действует намного сильнее вербального".
По-моему, он не опроверг сказанное, а подтвердил. Бесы писались не для оскорбления, а для устрашения, и вполне с этой ролью справлялись.)

Reply


Leave a comment

Up