Промолчу, как безъязыкий зверь. Чтоб узнать, что у меня внутри, Разложи меня как тряпочку в траве и скажи: "Умри, лиса, умри". ........................................ Что тебе, девочка, к чаю желаннее - мороженое или унижение? ......................................... А мы-то знаем, как приходят тараканы - их носят карлики, как лебедей, на ручках. .......................................... и много-много ещё
Про лису хорошо... Я не про то, что цитат интересных нельзя набрать. Нет. Но вот целого стихотворения на уровне шедевра - как у Шварц - ни одного. Хотя они во многом похожи. Обе - творят миф о себе с неизбывной силой. Обе абсолютно уверены в собственной гениальности.(Правда, у Шварц оснований на порядок больше.) Есть и различия, очень существенные. Но они вне дискурса поэзии и искусства вообще.
В чем неожиданность в стихе Шварц? В том, что душа покойника - как женщина, нелюбимая жена - обвиняет тело (мужика), что он с ней как-то плохо поступал. Обвиняет как живого, простить его не может, не может простить и попрощаться. Обвиняет, как будто душа какое-то слабое пассивное начало, а тело - активное. Рассмотрим это в триаде: ум (дух), душа-тело. Лирический герой (Лавиния) стоит на месте духа, созерцающего «коммунальную» тяжбу души с телом. Нельзя сказать, что дух однозначно принимает сторону души (душа ведь мешает духу молиться - читать Псалтирь). Можно подумать, что душа не сама виновата, что тело с ней так поступало. А теперь вот обвиняет его… То есть душа тоже изображена не слишком лицеприятно. Так что тут налицо разыгрывание конфликта души и тела, при том, что имплицитно речь идет и о духе, которому душа мешает молиться… Дух вроде не принимает сторону ни души, ни тела. Но факт остается фактом, хотя дух вроде молится упорно и твердо, но тяжба души с телом занимает его все больше и больше, т.к. душа, спихивающая
( ... )
Думаю, сама Лена возмутилась бы столь рациональному разбору, разъятию "музыки" стиха на составляющие...) Логически оно бредовое: мертвое тело по сути - тело плюс душа, ноющая душа - сознающая часть души, не получившая вожделенного слияния с духом.
Comments 7
Чтоб узнать, что у меня внутри,
Разложи меня как тряпочку в траве
и скажи: "Умри, лиса, умри".
........................................
Что тебе, девочка, к чаю желаннее -
мороженое или унижение?
.........................................
А мы-то знаем, как приходят тараканы -
их носят карлики, как лебедей, на ручках.
..........................................
и много-много ещё
Reply
Я не про то, что цитат интересных нельзя набрать. Нет. Но вот целого стихотворения на уровне шедевра - как у Шварц - ни одного. Хотя они во многом похожи. Обе - творят миф о себе с неизбывной силой. Обе абсолютно уверены в собственной гениальности.(Правда, у Шварц оснований на порядок больше.)
Есть и различия, очень существенные. Но они вне дискурса поэзии и искусства вообще.
Reply
Reply
Логически оно бредовое: мертвое тело по сути - тело плюс душа, ноющая душа - сознающая часть души, не получившая вожделенного слияния с духом.
Reply
Reply
Спасибо:)
Reply
Одно из самых моих любимых у Лены Шварц... )
Reply
Leave a comment