«Гондола - одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми фигурными оконечностями». Это можно прочесть в энциклопедии. Венецианцы с таким сухим определением никогда не согласятся. Гондола, для них, во-первых - символ Венеции. Во-вторых, - королева лодок. И, наконец, - это прекрасная женщина. Роберто Трамонтин с гондолами знаком не понаслышке. Он их делает - всю свою сознательную жизнь. Мастер считает, что именно строгость форм и цвета королевы лодок и производят на всех такое сильное впечатление.
Мастер Трамонтин прав на все сто. Простота и естественность только подчеркивают красоту. Но венецианцы пришли к этой истине не сразу. Поначалу их гондолы были больше похожи на разряженных куртизанок. Существует, правда, и другая версия лодочной реформы. Как-то к жене не слишком молодого дожа повадился любовник на черной гондоле. Она появлялась у дворца каждую ночь. И тогда мудрый дож повелел все гондолы сделать черными. И «порочащие его имя» разговоры прекратились. Ну, как теперь поймешь, кто именно приплывает ко дворцу, если ночью, - да и днем тоже, - все гондолы черные!
Может, это и легенда. Но в жизни венецианцев немало легендарного. История жизни мастера Роберто Трамонтина тоже из области легенд. Людей, подобных этому человеку, в мире почти не осталось.
Для постройки гондолы используется до восьми пород дерева. Это дуб, ель, вишня, орех, липа, красное дерево, вяз. Еще при расчётах нужно учитывать вес гондольера, чтобы лодка достигала лучшей маневренности и скорости. Основные инструменты до сих пор -топор и лучковая, натяжная пила.
По словам гондольера Роберто, «носовой декор» гондол позволяет правильно оценить ситуацию: когда нужно ловко наклониться, чтобы не втемяшиться головой прямо в мост. А то, чуть зазевался и все - моментально окажешься в воде.
Венецианские гондольеры обожают свои гондолы, но в слепой любви их упрекнуть трудно. Они точно знают все её достоинствва и судят о её преимуществах как истинные знатоки. Стать гондольером, конечно, намного проще, чем мастером гондол. Но и здесь нужно постараться. Ведь сегодня во всей Венеции всего около пятисот гондольеров. Конкуренция очень велика. Чтобы попасть в элитный клуб венецианских гондольеров, нужно сдать много экзаменов: среди них - по английскому языку, плаванию и маневрированию. Но те, кому повезло, считают, что жизнь - удалась!
В наше время даже «отдельная плата» не всегда позволят услышать чарующие звуки баркаролы - песни гондольеров. Как я ни предлагал денег за музыкальное сопровождение нашего плавания, желающих заработать вокалом так и не нашлось. Оказывается, было холодно и гондольеры берегли горло. Даже всегда любезный Роберто ограничился звуком, напоминающим клаксон - «Ой!». Ойкая, гондольеры, как говорят речники, дают друг другу отмашку: «Вас вижу, плывите спокойно». Современные гондольеры, увы, не горят желанием исполнять чувственные любовные серенады. В прохладном воздухе они готовы только «ойкать».
Вопрос, сколько нужно времени на изготовление гондолы, не имеет однозначного ответа. Дерево должно сохнуть несколько лет, прежде чем пойдет в работу. И даже после этого каких-то стандартных сроков не существует. На счету предков Роберто и другие достижения - дизайнерские. Эта фамилия стала законодателем современной лодочной моды в Венеции.
Свою первую гондолу мастер Роберто Трамонтин сделал в 1994 году, хотя учиться этому ремеслу начал в начале 70-х. Чтобы стать специалистом экстра-класса ему потребовалось двадцать пять лет! Да, гондола, действительно, королева лодок. И внимания одного мастера ей явно недостаточно.
Опытный гондольер никогда не расстается со своей уключиной. Привязывая на ночь гондолу возле причала, он обязательно заберет форколу с собой. Это не удивительно. Ведь стоит такая мудреная деревяшка целых девятьсот евро. Принцип работы уключины Саверио показал нам на примере большой двухвесельной лодки. На классической гондоле все то же самое, только отсутствует ложа для второго весла. Для того чтобы сделать хорошую уключину для гондолы, нужен ствол не менее шестидесяти сантиметров в диаметре. А потом Саверио, как настоящий художник, отсекая все лишнее, начинает вырубать из него свое изумительное творение. Инструменты всё те же - топор и пила.
Геометрия уключины напрямую зависит от материала: есть ли сучки, каково расположение волокон - все имеет значение. Без самой гондолы здесь тоже никуда не денешься. Хотя это уже давно не транспорт, а обычное развлечение для туристов. Но представить Венецию без гондол невозможно. Прекрасная королева лодок просто так свой трон никому не отдаст.
Воздвиженский Дмитрий
Корреспондент
http://ihnravy.ntv.ru/sujet/2600/ Фото : Agnes Sitenson " Осеннее путешествие по Венеции ... Прогуляемся ? "