Приют имени генерала Евреинова Часть 1.

Feb 02, 2024 23:45


Часть 1. Генерал-майор Николай Михайлович Евреинов

Комплекс зданий, располагающихся по адресу 2-й Муринский, д. 12 корпус 1 (сейчас там размещается филиал Невского колледжа имени А.Г. Неболсина) включает в себя перестроенное здание бывшего Приюта вдов и сирот офицеров Гвардейского корпуса имени генерал-майора Н.М. Евреинова. О самом Николае Михайловиче Евреинове, о его завещании, о создании Приюта и строительстве для него здания в соответствии с завещанием и хочу рассказать в небольшом цикле статей.



филиал Невского колледжа имени А.Г. Неболсина, 2-й Муринский, д. 12 корпус 1





О Николае Михайловиче Евреинове известно не так много. Приведу здесь статью из книги В.Н. Смердова "Сборник биографий бывших юнкеров Александровского военного училища и кадет Александринского сиротского кадетского корпуса". - М., 1903-1905. часть 1, 1903 г. И буду сопровождать текст своими дополнениями и комментариями.

«Выпуск 1859 г.

Генерал-майор в отставке Николай Михайлович Евреинов

Из дворян, записан в родословные книги Петербургской и Рязанской губерний. Предки служили на военной службе.

Родился в 1841 году, 5 апреля, в Петербургской губернии. До поступления в корпус воспитывался в доме родителей».



Фото Николай Михайлович Евреинов

Здесь в первый раз прерву изложение статьи, чтобы немного рассказать о семье Николая Михайловича.

Его дед - Яков Михайлович Евреинов (1785 - 1847), коллежский секретарь (1826), с 1827 чиновник особых поручений при Министерстве юстиции. За ним и его женой «состояли 460 душ крепостных и винокуренный завод в С.-Петербургской губернии» (сайт svrt.ru). Был судьей в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии, владел поместьем под селом Кярово того же уезда. По-видимому, в этом поместье его внук, Николай Михайлович, и родился. Жена - Анна Ивановна Евреинова. Супруги похоронены в Кярово.

К какой ветви Евреиновых относился Яков Михайлович так и осталось для меня загадкой. По мнению сайта Российского Родословного фонда (https://www.rgfond.ru/rod/60546 ) дедом Якова Михайловича был президент Коммерц-коллегии Яков Матвеевич Евреинов (1700 - 1772). А вот на форуме Союза возрождения родословных традиций (https://forum.svrt.ru ) предлагается сразу три варианта того, кто был отцом Якова Михайловича Евреинова, что не может не настораживать. Пока вопрос считаю открытым.

Отец - Евреинов Михаил Яковлевич (1809 - 1874), майор. В службу вступил юнкером в л.-гв. Кирасирский полк Наследника-Цесаревича 16.10.1826; произведен в эстандарт-юнкеры (11.02.1828), в корнеты (8.07.1829); прикомандирован к л.-гв. Гусарскому полку 28.11.1831; пожалован в штаб-ротмистры (3.12.1834), в ротмистры (4.09.1837); отставлен майором в 1841. Имел серебряную медаль за взятие Варшавы и польский Знак отличия за военные достоинства 4-й ст.; награжден орденом Св. Анны 4-й ст. 9.12.1844 внесен в III ч. ДРК Рязанской губ.

Мать - 1-я жена отца - Прасковья Николаевна Жданова (ум. до 1858), дочь гвардии поручика. За ней в 1844 состояли 88 душ в Егорьевском и Касимовском уездах Рязанской губ.

2-я жена отца - Надежда Михайловна Евреинова (1846 - 1873), дочь генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Евреинова (1805-1871) и Ольги Андреевны Коссиковской (1811-1875). Если верна версия родословной РРФ, Надежда Михайловна была дальней родственницей своего мужа.

Кстати, получается, что мачеха Николая Михайловича - родная сестра известной Анны Михайловны Евреиновой - первой в России женщины, получившей степень доктора права (в Лейпцигском университете). И двоюродная сестра не менее выдающейся женщины - Юлии Всеволодовны Лермонтовой, первой в России женщины, получившей степень доктора химии (Геттингенский университет). И обе были подругами выдающейся женщины-математика - Софьи Ковалевской. Такая вот необычная родня была у мачехи Николая Михайловича. Мачеха, правда, была моложе "пасынка".

Родной брат отца - генерал-майор Иван Яковлевич Евреинов (1812 - 1855), кавалер ордена Св. Георгия IV степени (1850 год; за выслугу лет). В лермонтовской энциклопедии о нем пишут так: «…знакомый Лермонтова; поручик л.-гв. Конной артиллерии, однополчанин Анд. Н. и Ал. Н. Карамзиных».



Портрет Ивана Яковлевича Евреинова

В статье «Лермонтов в отряде генерала А.В. Галафеева в 1840 г.» Л.Н. Назарова пишет: «С И. Я. Евреиновым поэт мог быть знаком еще в Петербурге, посещая с 1838 г. семью Карамзиных. Ведь Александр и Андрей Карамзины были однополчанами И. Я. Евреинова. Именно о нем писал один из братьев другому в 1837 г. из Красного Села, называя его «добрый великан Евреинов».

В этой же статье автор описывает участие Лермонтова и Евреинова в сражении при речке Валерик 11 июля 1840 года, нашедшее отражение в творчестве поэта. А также подробно разбирает рисунок из альбома П.А. Урусова, на котором изображены, в числе других лиц, М.Ю. Лермонтов и И.Я. Евреинов.

Продолжу цитировать биографию Н.М. Евреинова:

«В 1857 году поступил в Александринский Сиротский кадетский корпус экстерн-юнкером. Произведен в прапорщики во 2-ю гренадерскую артиллерийскую бригаду в 1859 году. В 1863 году прикомандирован лейб-гвардии к 1-й артиллерийской бригаде, куда переведен подпоручиком в 1866 г. Командирован в Окружную фейерверкерскую школу учителем, где пробыл с 1868 по 1871 год».

Комментарий. При незнатных родителях (дядя-генерал к тому времени уже умер) Евреинов, тем не менее, сумел попасть в гвардию: в 1-ю лейб-гвардии Артиллерийскую бригаду - с которой будет связана почти вся его служба. А от гвардейцев-артиллеристов требовалось не только вальсировать по паркетам Зимнего дворца. Видимо, по профессиональным качествам молодой офицер гвардии подходил.

«В штабс-капитаны произведен в 1870 г., в капитаны - в 1874 г., и в полковники - в 1878 г., с назначением командиром 6-й батареи лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, коей командовал до 1892 г., когда был произведен в генерал-майоры с увольнением, за болезнью, от службы с мундиром и пенсиею.

Награжден орденами: св. Анны 3-й степени в 1873 г., св. Станислава 2-й степени с мечами в 1878 году, св. Анны 2-й степени в 1888 г., св. Владимира 3-й степени в 1885 году.

Его Величеством Королем Прусским награжден орденом Короны 2-й степени в 1888 г.

Имеет светло-бронзовую медаль в память русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. и Румынский железный крест.

Н.М. находился в походах и военных действиях в Европейской Турции во время войны 1877 - 1878 гг. в составе Гвардейского  корпуса с 23 августа 1877 г. по 14 сентября 1878 г.  Участвовал: в переходе через границу в Румынию, в переходе через Дунай, в отряде Плевненского обложения князя  Карла Румынского, в западном отряде генерал-адъютанта Гурко, в переходе через Балканы, в походе в Сан-Стефано и в отплытии в Россию.

Участвовал в делах: в артиллерийском деле под Горным Дубняком и взятии в плен всего неприятельского отряда;  в блокаде Плевны в Высочайшем Государя Императора присутствии; в перестрелках против Араб-Конака и Шандорника 19, 21, 23 29 ноября и 19 декабря; в занятии неприятельских позиций на Араб-Конаке, Шандорнике и Татар-Базарджике; в переправе через реку Марицу, в брод, во время ледохода; в трехдневном бою под Филиппополем и взятии этого города и окончательном поражении Сулеймана паши и в занятии Сан-Стефано под стенами Константинополя».

Об участии Н.М. Евреинова в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. можно получить сведения из Описания «Действия батарей лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады в Турецкую войну 1877 - 1878 гг.» (составитель Н.М. Хитрово). Почти всю войну капитан Евреинов провел в составе 5-й батареи и был на батарее в должности старшего офицера (старшим по званию после командира). Так сложились обстоятельства, что до середины ноября 1877 года 5-я батарея почти не участвовала в сражениях. Было много незаметного, будничного, тяжелого ратного труда, с которым для артиллериста связаны любые передвижения. А уж маршей гвардейской артиллерии выпало совершить немало. Однако "палить" приходилось редко. При замыкании блокадного кольца вокруг осажденной русскими войсками Плевны, а именно, в боях за Горный Дубняк, 1-й артиллерийской бригаде пришлось активно участвовать, но 5-я батарея находилась в ее резерве. Отличилась 5-я батарея уже позже, когда в составе Западного отряда генерала И.В. Гурко, участвовала в боях под Шандорником и на Араб-Конакских позициях.

Чтобы запереть перевалы на Балканах, через которые турки могли бы попытаться ударить в спину осаждающим Плевну русским войскам, 15 ноября был выслан передовой отряд генерала Дандевиля. Спуск к Софии через Вратешский перевал перекрывала турецкая укрепленная позиция у горы Шандорник, насчитывающая семь отдельных редутов, обильно снабженных артиллерией. С ней и предстояло сразиться гвардии. Но сначала туда надо было взобраться с пушками и боеприпасами, что в конце ноября, в горах, было настоящим подвигом! 9-ти фунтовое орудие вместе с лафетом весило более тонны, а вместо дорог - горные тропы.



Позиции 4-й и 5-й батарей Л.-гв. 1-й Артиллерийской бригады у Шандорника ноябрь - декабрь 1877

Для подъема в горы 5-ю батарею (всего 8 орудий) разделили на три отряда. Вот как говорится о действиях батареи 17 - 18 ноября 1877 года (по старому стилю) в Описании:

«...четыре орудия, под командою капитана Евреинова и подпоручика Харькевича, тронулись в 10 часов утра, когда с вершины Вратешского перевала спустились к драгунскому бивуаку четыре роты л.-гв. Финляндского полка, присланные генералом Дандевилем. Прибывшие роты, вместе с оставшимися на драгунском бивуаке тремя ротами Измайловского полка, потащили на высоты остальные орудия 5-й батареи. ...Каменные глыбы, преграждавшие путь, заставляли поднимать орудия на руках на два, на три фута от земли. Ко всем этим затруднениям прибавилось еще новое, случайное, происходившее от движения сползавших с высот по крутым скатам потоков глинистой грязи... При каждой остановке орудия заплывали в грязи, которую приходилось отваливать лопатами... движение 5-й батареи и в особенности тех орудий, которые тащились исключительно людьми, было преисполнено величайших трудностей, и несмотря на чрезвычайное напряжение энергии, только два орудия, вышедшие в 4 часа утра, к 8 часам вечера достигли вершины Вратешского перевала... Остальные четыре орудия остановились на пути. Люди, изнемогая от утомления, повалились в грязь и заночевали у орудий...» 19 ноября вся батарея встала на позиции.

Но ведь мало затащить пушки на высоту в полторы тысячи метров, необходимо было противостоять турецкой артиллерии. А та располагала преимуществом по высоте и была укрыта брустверами заблаговременно подготовленных укреплений! Тогда как артиллеристам 1-й бригады приходилось вести орудийные дуэли буквально с колес. Однако предпринятые турками контратаки были успешно отбиты артиллерийским огнем!

Ситуация стала еще сложнее, когда 25 ноября резко упала температура, и в горах повалил снег.

В Описании о потерях в передовом отряде Дандевиля: «8-го декабря мороз еще более усилился... Убыль достигла громадных размеров: 735 человек в день; из них 70 оказалось с обмороженными оконечностями». Не обошла стороной болезнь и капитана Н.М. Евреинова. 10 декабря он заболел воспалением легких и был отправлен в полевой госпиталь. По сведениям, поданным Н.М. Евреиновым в прошении о внесении его в дворянскую родословную книгу Санкт-Петербургской губернии [ЦГИА Фонд 536 оп. 6 дело 5325, стр. 2], за боевые действия в Русско-турецкую войну он получил два ордена: «за бомбардирование турецких редутов на горе Шандорник награжден орденом Св. Станислава 2-й ст. с мечами 31.03.1878; за переход с артиллерией через Балканы 1.12.1877 награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом 10.04.1878». Других боевых наград за Русско-турецкую войну у него не было. Вероятно, Николай Михайлович вернулся в строй тогда, когда основные боевые действия закончились. Из Описания известно, что 4 - 10 января 1878 года действиями 5-й батареи вместо получившего травму командира полковника Мартюшева руководил не Евреинов, а офицер, младший по должности, капитан Адассовский. К тому же в дальнейшем 5-я батарея чаще всего действовала в составе резерва Гвардейского корпуса и после перехода через Балканы и взятия Софии в боевых действиях приняла участие всего пару раз. Тем не менее, 16 апреля 1878 года Н.М. Евреинов "на законном основании" (так в тексте Описания) был назначен командиром 6-й батареи в своей лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригаде, то есть, получил повышение. Значит, командованием его заслуги на войне были оценены высоко.

И наконец окончание биографической статьи о выпускниках Александринского сиротского кадетского корпуса:

«Имеет родовые имения в Рязанской губернии и дома в Петербурге. Свою родовую землю передал крестьянам безвозмездно, с условием, чтобы крестьяне содержали 2 школы и одну богадельню его имени.

Женат на вдове действительного статского советника Громова, Анне Ивановне».

С Анной Ивановной (урожденной Лапшиной, по первому мужу Громовой) Николай Михайлович развелся (решение Синода вступило в силу 15.01.1903 - РГИА Фонд 796 опись 184 дело 3074).

К Анне Ивановне вернусь позже, а пока добавлю еще немного.

Совместно с бароном Эдуардом Антоновичем фон-дер-Брюггеном Н.М. Евреинов написал и издал книгу «Лавры, монастыри и храмы на св. Руси (С - Петербургская епархия)» - 800-страничный серьезный труд с массой фотографий, который и сейчас активно используется в исторической и краеведческой литературе.



Из него, в частности, можно узнать, что сам Николай Михайлович был пожизненным членом благотворительного общества Белого Креста, как коротко называли Общество попечения о нуждающихся семействах воинов, потерявших здоровье на службе.

А из дневника Бориса Владимировича Никольского (1870 - 1919) [РГИА Фонд 1006 оп. 1 дело 1] известно, что Н.М. Евреинов был членом право-монархической организации «Русское собрание». Что совсем неудивительно для генерала императорской гвардии, но несколько удивительно для человека, имевшего в предках евреев. Впрочем, в истории известны и более странные ситуации.

Умер Николай Михайлович Евреинов 12 мая 1910 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры («СПб Некрополь»).

В следующей части (https://agbutin.livejournal.com/16994.html) расскажу о его завещании, тем более что оно имеет прямое отношение к Приюту имени генерала Евреинова.

2-й Муринский проспект, Санкт-Петербург, Приют имени Евреинова, Евреинов, Лесной, краеведение, история

Previous post Next post
Up