Cтанцы Рафаэля

Feb 10, 2013 11:52

Осенью 1508 года Рафаэль получил от своего земляка Браманте приглашение приехать в Рим. Браманте был уже известным архитектором, мнение которого уважали в папском дворце.  Папа Юлий Второй решил украсить фресками некоторые залы и Браманте предложил молодого Рафаэля.  У Рафаэля были заказы во Флоренции, но он решился ехать так же, как уехал Микеланджело. Флоренция к этому времени уже утратила первенство в итальянской художественной жизни.
Рафаэлю предстояло расписать три смежных зала Ватиканского дворца, так называемые "Станцы". Первым был выбран средний зал - "Станца делла Сеньятура" (segnatura  - подпись, папа в этом зале подписывал бумаги). Темой росписи стали четыре духовные силы , четыре факультета, на которые опирается христианская культура,  - теология, философия, поэзия и юриспруденция. 
Сравнительно небольшие темные комнаты Рафаэль превратил в пространство полное светлого простора, в котором существуют мудрые прекрасные люди. Он создал гимн человеческому разуму и культуре, что так ценилось во времена Ренессанса.




Первой фреской стал "Диспут, затем "Афинская школа" и затем в станцах Илиодора -"Изгнание Илиодора" Рафаэль - большой мастер находить ритмы движений и создавать из человеческой толпы стройную композицию.  Композиция фресок делится на небесную и земную части. В колорите фресок прекрасное равновесие между теплыми и холодными тонами.



"Диспут" или "Спор о причастии" , фрагменты.















Параллельно с Рафаэлем Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы, что повлияло на живопись Рафаэля, заметна разница между первой фреской и последней, они стали менее плоскостными, появились большие контрасты между светом и тенью. Объемность и динамизм фрески "Изгнание Илиодора" ближе к работам Микеланджело, чем к гармонии и равновесию самого Рафаэля.











Рафаэль был прекрасным портретистом и это хорошо заметно по фрескам, он создал запоминающиеся портреты исторических личностей и простых людей.



Диоген.



Некоторым ученым Рафаэль придал сходство с известными ему художниками, Гераклит немного похож на Микеланджело.



Рафаэль написал на фреске портреты Браманте, Леонардо, своего ученика Содому и свой автопортрет.
"Афинская школа" - самая известная фреска , одна из лучших фресок в истории искусства,  ты словно чувствуешь накал философских споров и видишь работу мысли.





Аристотель, показывающий на землю, в знак важности эмпирического познания.



Еще одна фреска, посвященная Поэзии, изображает Парнас, на вершине Парнаса Аполлон, играющий на виоле и окруженный музами и поэтами.



Последние станцы Константина ученики уже расписывали по эскизам Рафаэля после его смерти.



Роспись потолка Станца делла Сеньятура.











Фрески, живопись, Рим

Previous post Next post
Up