Вилла Фарнезина

Jan 25, 2013 20:33


Фреска Рафаэля Санти "Триумф Галатеи" очень известна, её часто воспроизводят в альбомах по искусству Возрождения и творчеству Рафаэля.  Прекрасную нимфу Галатею, в которую был влюблен великан Полифем, воспел в своей поэме Анджело Полициано, придворный поэт Лоренцо Медичи. Дельфины влекут по водной глади раковину-колесницу Галатеи, её сопровождает беззаботная свита нереид и тритонов. От фрески есть ощущение ветра и стремительного движения.
Гораздо реже воспроизводятся другие фрески виллы Фарнезина, где Рафаэль трудился вместе со своей боттегой - группой учеников :  Джулио Романо, Франческо Пенни, Джованни да Удине, Себастьяно дель Пьомбо и Содома. 
Посмотрим на работу живописцев внимательно.





Агостино  Киджи (1465-1520) был в нашем понимании олигархом. Это был могущественный банкир, представитель древнего рода из Сиены. Из семьи Киджи происходит Папа Римский, известный под именем Александра VII (1655-1667).
Про Агостино ходили легенды, как он ел на золотой посуде и после каждого обеда выкидывал блюда в Тибр. Легенда , правда, продолжает : в Тибре были натянуты сети, которыми посуда доставалась обратно. У Агостино было 100 парусников, может быть не таких, как яхта Абрамовича, но по тем временам он был одним из самых богатых людей Рима.
Дворец был построен архитектором и художником Бальдассаре Перуцци в 1506-10 годах. Вилла построена в облегченном, павильонном виде, открытой к саду и реке. Затем её в 1577 году её купило семейство Фарнезе, владевшее уже дворцом Фарнезе.
Перуцци сам выполнил "обманные" росписи салона первого этажа с изображениями видов Рима, которые создавали видимость открытого пространства.





Рафаэль, уже в ту пору популярный художник, приглашенный работать в Ватикан, был привлечен для  работы над росписями.
Фотографировать в интерьере виллы разрешено и там мало туристов, поэтому рассматривать удобно. Небольшая и уютная вилла расписана столь обильно, что можно разглядывать долго, разбираясь в мифологических сюжетах росписи.



Вилла отражает характер и вкусы заказчика, в ней давались театральные представления и росписи были в некоторой мере театральным задником. Тема"Всепобеждающей любви" - основная в росписях, первый этаж - лоджия Галатеи, на втором отражена история любви Психеи и Амура и свадьба Александра Македонского.



Вилла была местом встреч  Агостино Киджи с куртизанкой Империей, некоторые ученые полагают, что именно она была изображена в виде Галатеи.
                               

И тема водного мира была выбрана не случайно : аркады, позже заложенные, выходили к реке.



Мифологические фигуры на потолке представляют собой созвездия в том порядке, в котором они встали в астрологическом гороскопе хозяина, родившегося 1 декабря 1466 года.



Античность в эпоху Возрождения была предметом вдохновения художников, языческие древние боги легко уживались с верой в Христа  и этот симбиоз давал интересные результаты. Интересу к языческим богам способствали идеи неоплатоников, в первую очередь, Марсилио Фичино, который как раз написал свои комментарии к "Эросу" Платона.  Радостный языческий мир, конечно, был ближе к светской части жизни человека Возрождения, для росписей в загородном дворце он вполне подходил и мифологические темы стали некоей традицией, которая прослеживалась позже долго, достаточно вспомнить наши загородные дворцы, к примеру наш Павловск с его скульптурами в парке и обилием амуров, нимф и античных героев в декоре дворца. Античные персонажи стали постепенно символами, понятными всем. Богиня Виктория - атрибутом картин и барельефов в честь побед, Венера и Амур символизировали любовь, Марс - войну и мужественность, Зевс-Юпитер- власть. Если торговую фирму сейчас кто-то называет "Меркурий", то всем понятно  почему. Именно Возрождение превратило античный Олимп в бренд.



Итак, опытный астролог легко прочтет гороскоп Агостино, который обеспечил ему такое процветание.
Кентавр символизирует Стрельца, а Аполлон - солнце. Солнце в Стрельце.





А можно, не углубляясь в астрологию и мифологию, просто любоваться живописью.





















































живопись, Рим

Previous post Next post
Up