Королевский эгунгун
Общие зарисовки последних двух поездок в Западную Африку - в июле и сентябре.
1. Эгунгун - церемония вызова мертвых духов путем воплощения их в теле танцующей маски. Проводится народами йоруба Нигерии и Бенина. Народы йоруба верят в то, что умершие предки живут где-то рядом. Их стоит только позвать, чтобы решить насущные проблемы. Существует классификация эгунгунов в зависимости от выполняемой функции. Попозже распишу.
Традиционные маски эгунгуна
Танец выхода мертвых предков
2. Геледе - церемония поклонения праматери или великой матери Ийя Нла. Для некоторых она перекликается с речной богиней Yemoja или морской богиней Olokun. Единственная женская маска пантеона дагомейских богов. У маски, как правило, просят детей. Маска также покровительствует aje - сильным и властным женщинам народности и персонифицирует скульптурные метафоры и смекалку народа.
Маска геледе - весельчак деревни или шут старейшины
Маска геледе - дух леса в одеянии пальмы рафии. Самая древняя в деревне. Ей более ста лет.
Маска - покровительница матерей близняшек и многодетных матерей.
Маска геледе - удачные похороны
3. Вуду считается государственной религией Бенина. Практикуется преимущественно на юге и в центре страны. На фото представлена традиционная церемония вуду в одной из деревень юга Бенина.
Жертвоприношение пары - курица и петух является классикой вуду.
Поклонение богу железа и кузнецов.
4. Зангбето - ловля воров и убийц стражниками ночи в духе вуду. Танцующие домики зангбето маскируются под окружающий пейзаж, чтобы остаться незамеченными. В былые времена они выходили на работу в ночь и охраняли сон жителей деревень. Специально обученный отряд посвященных зангбето останавливал незнакомца. Странника поили зельем и после серии вопросов выясняли, что человек делал на подступах к деревне. Обнаружив вора, его связывали за руки и за ноги и оставляли греться под сорокаградусным солнцем в центре деревни, пока он не иссохнет. Обнаружив убийцу, через рот вставляли лук и протягивали его к анусу. Церемония приурочена к ежегодному празднику Hwetanou.
Удивительно, что когда танцуют соломенные домики зангбето, то людей внутри нет. Есть животные: крокодилы, черепахи и др.
Наглядно иллюстрируется отсутствие в домике человека.
На старте - перед заклинанием.
5. Сакпата - традиционные уличные народные танцы в Бенине и Того, поклоняющиеся водуну земли и страшных болезней типа оспы.
Танцы сакпата на южный манер - в вуду-городе Уида.
Четыре протагониста олицетворяют четыре стихии. Основная из них - земля.
Сатирическое "сексуальное" продолжение танцев.
6. Этчикаку - ответвление вуду. Войдя в транс под действием определенных трав и табака, представители народности ватчи начинают упражняться с острыми предметами. Режут себя ножами, бьют бутылки о головы, ходят по стеклу. Крови при этом нет, так как экзорсисты заговорены и на них надеты амулеты гри-гри.
Слепые на время проведения церемонии прозревают.
Мобильное святилище - главный атрибут церемонии этчикаку.
Вуду-чудо.
Амулет гри-гри из ракушек каури надет на левую руку.
Меж тем, публика - в трансе.