Церемонии Западной Африки (из личного опыта)

Oct 02, 2015 16:07



Королевский эгунгун

Общие зарисовки последних двух поездок в Западную Африку - в июле и сентябре.

1.      Эгунгун - церемония вызова мертвых духов путем воплощения их в теле танцующей маски. Проводится народами йоруба Нигерии и Бенина. Народы йоруба верят в то, что умершие предки живут где-то рядом. Их стоит только позвать, чтобы решить насущные проблемы. Существует классификация эгунгунов в зависимости от выполняемой функции. Попозже распишу.



Традиционные маски эгунгуна



Танец выхода мертвых предков

2.      Геледе - церемония поклонения праматери или великой матери Ийя Нла. Для некоторых она перекликается с речной богиней Yemoja или морской богиней Olokun. Единственная женская маска пантеона дагомейских богов. У маски, как правило, просят детей. Маска также покровительствует aje - сильным и властным женщинам народности и персонифицирует скульптурные метафоры и смекалку народа.



Маска геледе - весельчак деревни или шут старейшины



Маска геледе - дух леса в одеянии пальмы рафии. Самая древняя в деревне. Ей более ста лет.



Маска - покровительница матерей близняшек и многодетных матерей.



Маска геледе - удачные похороны

3.      Вуду считается государственной религией Бенина. Практикуется преимущественно на юге и в центре страны. На фото представлена традиционная церемония вуду в одной из деревень юга Бенина.



Жертвоприношение пары - курица и петух является классикой вуду.



Поклонение богу железа и кузнецов.

4.      Зангбето - ловля воров и убийц стражниками ночи в духе вуду. Танцующие домики зангбето маскируются под окружающий пейзаж, чтобы остаться незамеченными. В былые времена они выходили на работу в ночь и охраняли сон жителей деревень. Специально обученный отряд посвященных зангбето останавливал незнакомца. Странника поили зельем и после серии вопросов выясняли, что человек делал на подступах к деревне. Обнаружив вора, его связывали за руки и за ноги и оставляли греться под сорокаградусным солнцем в центре деревни, пока он не иссохнет. Обнаружив убийцу, через рот вставляли лук и протягивали его к анусу. Церемония приурочена к ежегодному празднику Hwetanou.



Удивительно, что когда танцуют соломенные домики зангбето, то людей внутри нет. Есть животные: крокодилы, черепахи и др.



Наглядно иллюстрируется отсутствие в домике человека.



На старте - перед заклинанием.

5.      Сакпата - традиционные уличные народные танцы в Бенине и Того, поклоняющиеся водуну земли и страшных болезней типа оспы.



Танцы сакпата на южный манер - в вуду-городе Уида.



Четыре протагониста олицетворяют четыре стихии. Основная из них - земля.



Сатирическое "сексуальное" продолжение танцев.

6.      Этчикаку - ответвление вуду. Войдя в транс под действием определенных трав и табака, представители народности ватчи начинают упражняться с острыми предметами. Режут себя ножами, бьют бутылки о головы, ходят по стеклу. Крови при этом нет, так как экзорсисты заговорены и на них надеты амулеты гри-гри.



Слепые на время проведения церемонии прозревают.



Мобильное святилище - главный атрибут церемонии этчикаку.



Вуду-чудо.



Амулет гри-гри из ракушек каури надет на левую руку.



Меж тем, публика - в трансе.

африканские церемонии, Того, Бенин

Previous post Next post
Up