Сегодня все чаще встает проблема душевного здоровья человека. В этой связи с удовольствием привожу для возможного использования выборку характеристик духовно здоровых людей (по Маслоу), подготовленную нашим френдом
Artem Zeleny.
К характеристикам духовно здоровых людей, подтвержденных наблюдениями Маслоу, можно отнести следующие:
- Объективное восприятие реальности. Духовно здоровые люди менее эмоциональны и более объективны в восприятии реальности, терпимы к противоречиям и неопределенности. Они приветствуют сомнение и нехоженые пути.
- Полное принятие себя, других и природы. Духовно здоровье люди принимают себя такими, какие они есть как на психическом, так и на физиологическом уровне и ощущают при этом радость жизни (у них хороший аппетит, сон, секс). С пониманием они относятся к основным биологическим процессам в организме. Подобным образом они воспринимают других и человечество в целом.
- Непосредственность, простота и естественность поведения. Как точно заметил М. Е. Литвак (1997), с этими людьми общаться так же просто, как с японской техникой. Однако эта простота общения не означает, что они доступны для каждого в любой момент и что они так же просты "внутри".
- Увлеченность и преданность какому-либо делу (фокус на проблеме, а не на себе). Духовно здоровые люди привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают для себя жизненной миссией. Говоря словами Маслоу, они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.
- Независимость и потребность в уединении. Они очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и в одиночестве, общении с собой.
- Автономия, независимость от культуры и окружения. Они больше полагаются на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. В этом смысле они самодостаточны, то есть независимы на самом деле, а не в смысле заявления своей позиции.
- Свежесть оценки и восприятия. Духовно здоровые люди каждый день своей жизни воспринимают как захватывающее и волнующее событие. Для них восприятие сотой радуги так же прекрасно и восхитительно, как и восприятие первой радуги в мире.
- Вершинные или мистические переживания. Эти люди способны переживать моменты сильного волнения или высокого напряжения, экстатические состояния. Когда они переживаются? В кульминационные моменты любви и интимности, творчества, открытия и слияния с природой.
- Общественный интерес, чувство сопричастности, единения с другими, доброжелательности. Это выражается в сострадании, симпатии и любви ко всему человечеству (часто в виде отношения старшего брата к младшему)
- Глубокие межличностные отношения. У этих людей узок круг общения, так как настоящее общение, состояние духовного единства с другими требует времени и усилий. Однако их общение отличается глубиной переживаемых чувств. Кроме того, для этих людей характерно высокое чувство эмпатии, сопереживания.
- Демократический тип характера. У этих людей нет предубеждений к другому классу, расе, религии, полк, возрасту, профессии, сексуальной ориентации, прочим атрибутам статуса. Они с готовностью учатся у любого, если только у него можно чему-то научиться. В то же время они не считают всех без исключения равными. Маслоу писал: "эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти".
- Разграничение целей и средств. В повседневной жизни они более определены, последовательны и тверды, чем другие, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя немногие их них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. В то же время для них порой сам процесс значит больше, чем цель, пусть и очень благовидная.
- Философское чувство юмора. Эти люди предпочитают доброжелательный, философский юмор, высмеивающий глупость человечества в целом, в отличие от других людей, которые могут получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных. Юмор духовно здоровых людей вызывает улыбку, а не смех.
- Креативность, творческий подход к жизни. Для них характерна естественная и спонтанная креативность, позволяющая будничное дело осуществлять каждый раз по-новому. Кроме того, их творческий подход проявляется прежде всего в повседневных делах, а не как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Вот почему Маслоу как-то заметил, что в первоклассном супе больше творчества, чем во второсортной поэзии.
- Сопротивление окультуриванию. Они в гармонии со своей культурой, вместе с тем сохраняют определенную независимость от нее. Они традиционны и ничем не отличаются от других, пока требования культуры не затрагивают их основные, базисные ценности.
VIA:
http://www.facebook.com/artem.zeleny#!/notes/artem-zeleny/%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83/369815463063351 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М. : Смысл, 1999 (
http://www.psylib.ukrweb.net/books/masla03/index.htm).