Как-то на одном из заседаний районного совета народных депутатов г. Киева профессор Эдуард Афонин, присутствовавший в качестве штатного консультанта-психолога РК КПУ, коротая время протестировал с использованием авторской психодиагностической методики «цветовых предпочтений» свою соседку - заведующую отделом РК. Озвученный результат тестирования настолько шокировал соседку профессора, что та, не удержавшись, отреагировала буквально следующим образом: «Я точно знаю, что с Вами не спала, равно как и то, что узнать нюансы моего интимного поведения, о которых Вы мне тут рассказали, можно лишь переспав со мной!».
Авторский психодиагностический тест, - говорит профессор Афонин, - относится к группе проективных методик исследования личности. В основе данного теста (как и подобных ему тестов «цветовых отношений» М.Люшера, «цветовых пирамид» Р.Хейса и Г.Хилтмана, «цветовых тест отношений» Е.Бажина и А.Эткинда) лежит фундаментальное свойство оптической активности «живой» природы, которое установлено еще в ХІХ в. французом Луи Пастером. Новизна же авторского подхода заключается в не традиционном (не Аристотелевском) представлении системы органов чувств человека. Простота методики открывает широкие перспективы ее использования в образовании, профориентационной и социальной работе. Она прекрасный инструмент адекватного решения межличностных конфликтов в семейной жизни и профессиональной деятельности; она также может быть незаменимым помощником в решении деликатных задач оперативно-розыскной деятельности и широкого класса задач национальной безопасности.
I. «Хроматика» или учение о цвете.
Учение о свете восходит своими истоками к временам античной Греции. Однако интерпретация способа извлечения цвета у древних греков носила довольно сложный характер и облекалась в различные литературные формы. Не имея точных знаний о законах природы, греческие ученые противопоставляли свет и тьму, белое и чёрное. «Они, безусловно, замечали, что между этими крайними полюсами заключены все цвета, - отмечает в опубликованной в 1963 г. в Берлине книге «Учение о цвете» Герхард Цойгнер, - но характер этого явления они не формулировали достаточно точно, хотя Аристотель совершенно ясно говорил, что здесь речь идет не о простом смешении».
Первым, кто научно обосновал природу «дисперсии света» - цветных полос, появляющихся при разложении белого солнечного цвета оптической призмой, - был основатель классической механики англичанин Исаак Ньютон (1643-1727). Он считал, что белый солнечный свет есть сумма световых лучей, обладающих различной силой преломления. Аналогично ступеням музыкальной октавы он различал в спектре солнечного света семь областей (красный - оранжевый - жёлтый - зелёный - синий - индиго - фиолетовый), воспринимаемых человеческим глазом как цвета радуги. До нас дошёл несколько уточнённый в последствии состав спектра: красный - оранжевый - жёлтый - зелёный - голубой - синий - фиолетовый.
Не менее важным, если не сказать больше - принципиально иным, вызвавшим так и не стихшую до сих пор полемику в научном сообществе, стало «Учение о цвете», опубликованное в 1810 году великим немецким поэтом и естествоиспытателем Иоганном Вольфгангом Гёте (1749-1832). Нужно сказать, что сам автор ценил свою работу по цвету много выше своего поэтического творчества.
При рассмотрении предметов через оптическую призму Гёте заметил цветные полосы, появляющиеся на границе областей светлого и темного. Это открытие натолкнуло его на вывод, который стал основой его учения о цвете. Великолепие спектральных цветов, по мнению Гёте, это исключительно игра противоположностей - света и тьмы. Наличие двух противоположных полюсов - это существенная характеристика цветов в самых различных их проявлениях.
Гёте рассматривает все явления, связанные с цветом, исключительно с позиций воздействия цвета на человека: физиологическое и психологическое. Его теория намного глубже Ньютоновой, являющейся чисто физической теорией, - отмечал Рене Юиг в своем докладе на конференции «Царство цвета», состоявшейся в августе 1972 г. в Асконе (Швейцария). Объясняя психологический эффект и подчёркивая ту роль, которую играет цвет в драме света и тени он попытался обосновать возрождающийся сегодня интерес специалистов к теории Гете, в свое время не оценённой по заслугам.
Несколько позже два не менее известных француза - Лу Пастер (1822-1895) и Пьер Кюри (1859-1906) исследуя кристаллы, фактически дополнили друг друга в своем результате тем, что научно обосновали ключевую идею Гёте об оптической активности «живой» природы. Скажу больше - научно уточнённая идея Гёте фактически нашла свое развитие в нынешней междисциплинарной научно-исследовательской разработке концепции «универсального эпохального цикла», осуществляемой с 1996 года в Украине.
Очевидно, что еще много можно говорить о теориях цвета, в частности, о значении цвета - цветовом символизме, который сознательно (и бессознательно) используется в богослужении и политике, геральдике и рекламе, алхимии и науке, изобразительном искусстве и литературе. Однако мне представляется, в переданных фрагментах изложена самая важная часть предмета нашего разговора. Поэтому хотел бы переключить ваше внимание на замечание Р.Юига о попытках возрождения нашими современниками - поколениями людей постиндустриального общества - идей великого Гёте. В чем тут причина? Что побуждает нас выискивать в анналах истории те или иные идеи, концепции, имена? Полушутя и вполне серьёзно можно сказать, что движущей силой познания выступает иррациональное чувственное начало - Любовь!
В одном из своих писем к Шарлотте фон Штайн Гёте пишет:
Откуда мы появились? Из лю... любви
А как бы мы потерялись? А без любви.
Чем преграды возьмём? Таки Любовью.
Найти любовь - возможно ли? Только любовью.
Сквозь слезы кто смеётся нам? Любовь, Любовь...
Соединяться как даётся нам? Через Любовь!
ІІ. «Таланты и поклонники» или общественно-историческая эпоха и ее влияние на человека.
Помнится, в народе говорят, что если человек талант, то этот талант проявляется во всем. Эта пословица заключает в себе два смысла: один отражает внутреннюю - психологическую природу таланта, другой - внешние, социальные условия, в которых произрастает людской талант. Рассмотрим их поподробнее.
Гёте бесспорно можно, как мне кажется, отнести к прототипам людей яркого таланта, на которые так богата была эпоха Просвещения (ХVII-XVIII вв.). Возможно, не случайно именно этой эпохе было суждено стать вестником нового времени - Модерна. Эта эпоха оставила нам такие имена, как: английские философы-материалисты Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Джон Локк (1632-1704), французские просветители Шарль Луи Монтескьё (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778) и Дени Дидро (1713-1784), немецкие деятели искусства Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805) и, конечно же, писатель-естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
Своим мощным импульсом рациональная культура эпохи просвещения, подобно цветовому кругу радуги, привнесла в людскую жизнь разноцветье талантов во всех сферах жизни - в политике, экономике, культуре, в публичной сфере и в бытовой. Мне кажется, исследователи моды поддержат меня в том, что и сама мода своими формами и красками становилась в эпоху Просвещения все более раскрепощенной и демократичной.
Лишь только для того, чтобы быть последовательным, логичным скажу несколько слов о следующей за Просвещением эпохе Модерна. Эта историческая эпоха ассоциируется в сознании представителей любой мировой культуры с понятием-символом «Революция» - Великой французской революцией (1789-1794), а также последующей волной европейских революций (1848-1849), американской (1861-1865), японской (1867-1868), российской (1905-1917), китайской (1911-1949), кубинской (1959), никарагуанской (1979) и многих других революций. Правдивости ради заметим, что французской революции предшествовали нидерландская (1566-1609) и английская (1649-1689) революции, но лишь французской судилось стать символом целой эпохи.
Эпоха Революционного Модерна характерна (с точки зрения направленности нашего разговора) тем, что она явила миру не только новое общественное устройство, новые политико-властные институты, но и новый тип человека, на который опирались новые общественные институты. Таким новым психологическим прототипом стал гений (здесь вполне уместно вспомнить образ гениального Фигаро). Характер такого человека-гения вполне может быть сведен к формуле - «немного обо всем» в то время как характер его исторического предшественника (человека-таланта) отвечал формуле «все о немногом». Ярким примером реализованного прототипа гения стал «homo sovetikus». Ему сполна отвечала модель всесторонне развитой личности, на которую была нацелена Постановлением ЦК ВКП(б) 1931 г. советская средняя общеобразовательная политехническая школа.
Наше время Постмодерна - время после современности, - похоже, вновь выводит на арену общественной жизни прототип таланта. Доказательством этого служит хотя бы тот факт, что в своих профессиональных ориентациях (для себя или своих близких) мы все чаще и увереннее отвергаем старую практику ориентации на социальный заказ, который вполне успешно навязывало нам государство в виде моды на ту или иную профессию - тракториста, доярку, металлурга, космонавта…
Помнится еще в начале 90-х годов тестируя соотечественников и иностранцев я обратил внимание на то, что высказывавшиеся мною профориентационные рекомендации для иностранцев, как правило, подтверждались уже реализованными профессиональными выборами моих клиентов, в то время как способности клиентов-соотечественников как правило не совпадали со сферой их профессиональной занятости.
Время от времени и сегодня все еще проявляет себя ориентация на «социальный заказ». Правда, общественная мода уже пришла на экономиста, финансиста, правоведа, журналиста, программиста… Однако чем дальше, тем очевиднее становится пагубность старых профориентационных установок людей. Несбалансированность рынка профессий не оставляет иного шанса, чем полагаться на процесс саморегуляции - ориентация на «личностные преференции», то есть на те свои способности, которые, собственно, и обеспечивают нам успешную конкуренцию на рынке рабочей силы.
ІІІ. Давно забытое прошлое.
С развитием человека (и человечества) получали развитие техники и инструменты его познания и самопознания. Мощным стимулом для развития таких техник становились «смутные» времена - времена радикальных изменений в обществе и в мире (как это имеет место сегодня). Именно в подобные периоды истории нарушаются устойчивые взаимосвязи в обществе. Как следствие - научный метод познания теряет свою состоятельность и люди вынуждены активно переключаться на древние, порой забытые прогнозные практики. Вот почему сегодня со стороны самого широкого круга людей (политиков и бизнесменов, государственных и муниципальных служащих, учёных и практиков, людей разных возрастов и профессий) мы видим всплеск интереса к астрологии, китайской системе «И цзин», картам Тарро), другим всевозможным народным практикам прогнозирования.
Авторская психодиагностическая методика «цветовых предпочтений» является чем-то сродни компромиссу между научной и древней предсказательной практикой, «схватывающей» психическое в его целостности.
Как работает методика?
Первый шаг. Вспомните известный каждому со школы спектр цветов радуги: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (жёлтый) знать (зелёный), где (голубой) сидят (синий) фазаны (фиолетовый).
Второй шаг. Выберете один из 7 цветов радуги, наиболее приятный для Вас в последнее время. При равном эмоциональном отношении к двум и более цветам пользуйтесь правилом выбора: «более-менее» (какой из цветов хоть чуть-чуть, но более приятен, чем другой).
Третий шаг. Определитесь, а какой цвет из оставшихся 6 (не учитывая уже отмеченного выше) наиболее для Вас приятен? Запишите результат в форме одного из следующих сочетаний: к-о, з-г, з-с, з-ф…
Прокомментирую некоторые из результатов тестирования.
1. Гендер - социокультурный пол или традиционно относимые к мужчине (μ) или женщине (ω) социальные роли. Соответственно различают μ-гендер и ω-гендер. Так, в Украине по состоянию на 1992 г. насчитывалось 6% мужчин, имеющих ω-гендер и 6% женщин, имеющих μ-гендер. По нашим прогнозам к завершению трансформационных процессов этот показатель в Украине как минимум удвоится. В нашем случае ω-гендер имеют (вне зависимости от физического пола) те из читателей, парные цветовые предпочтения которых соответствуют одному из перечисленных значений: к-о, к-ж, к-з, к-г, к-с, к-ф, 0-ж, о-з, о-г, о-с, о-ф, ж-з, ж-г, ж-с, ж-ф, з-г, з-с, з-ф, г-с, г-ф, с-ф. и наоборот, μ-гендер имеют те, выборы-предпочтения которых соответствуют значениям: ф-с, ф-г, ф-з, ф-ж, ф-о, ф-к, с-г, с-з, с-ж, с-о, с-к, г-з, г-ж, г-о, г-к, з-ж, з-о, з-к, ж-о, ж-к, о-к.
2. Совместимость межличностная - это взаимное приятие партнёров по деятельности и общению, основанное на оптимальном сочетании их психологических свойств, в нашем случае - сходстве или взаимодополнительности их гендера. Эти положения прямо вытекают из бисексуальной сущности человека и «закона полового притяжения», обоснованных на рубеже ХІХ-ХХ вв. австрийским психиатром Отто Вейнингером в его книге «Пол и характер» (1903) -
http://www.koob.ru/books/veininger_otto_pol_i_harakter.rar. Иначе говоря, если партнёры (семейная пара) имеют противоположный (а еще лучше - "зеркальный") гендер, то у них есть основания к успешной семейной жизни и наоборот. Так, проведённые мною в начале 90-х годов ХХ ст. исследования показали, что офицерский корпус украинской армии (преемницы советской военной традиции) на 2/3 имел ω-гендер. Это обстоятельство в полной мере согласуется с бытовавшим представлением о том, что офицеры-мужья чаще, чем представители других профессий попадали «под каблук» своих жён - обладательниц μ-гендера.
3. Тип модальности (термин из методики НЛП - "нейролингвистического программирования") или, иначе говоря, эффективные каналы восприятия информации. Несмотря на всю простоту методики НЛП она все же по своей «разрешающей способности» значительно уступает предложенной авторской методике.
Лишь в самых общих чертах назову цветовые предпочтения, которые обычно связывают с типом модальности человека, а в нашем случае с органами чувств человека, которые, как я и говорил выше, представлены нетрадиционно: фиолетовый - осязание, синий - вкус, голубой - обоняние, зелёный - слух, жёлтый - зрение, оранжевый - ментал, красный - астрал.
4. Тип способностей: гений / талант.
В своем предельном (идеальном) значении прототип гения - это люди, имеющие красный и фиолетовый цветовые предпочтения, независимо от физического или социокультурного (μ/ω) пола. Прототип таланта - это человек, цветовые предпочтения которого как минимум смежные на шкале спектра радуги, например: к-о, о-ж, ж-з, з-г, г-с, с-ф.
5. Профессиональные предрасположенности людей, также как и другие социальные характеристики могут быть установлены с помощью парных цветовых предпочтений. В нашем случае они интегрируют в себе два полюса, каждый из которого в отдельности соответствует следующим основным системам деятельности:
красный - общественная / политическая,
оранжевый - организационная / правовая,
жёлтый - исследовательская / научная,
зелёный - педагогической / производственная,
голубой - конструкторская/ проектная,
синий - медицинская / художественная,
фиолетовый - коммунальная / бытовая деятельность.