Легко ли воплотить «Мечту»?

Nov 27, 2013 00:08


Сложно ли строить самолеты? Да любой эффективный менеджер какой-нибудь авиастроительной компании Вам ответит: «Совершенно просто - составляешь план, а потом ее контролируешь, гоняя народ, чтобы его исполняли неукоснительно и в срок. И все будет в порядке!» Совсем просто, в общем. Вот так это получается:



Не верите? Тогда слушай сюда.


Где-то в первой половине 1990-х годов фирму «Боинг» озарило счастьем: ее возглавил новый энергичный эффективный менеджер, звали которого, ну предположим, Фил Кондид. Вступление Фила в должность можно было бы охарактеризовать такой программной речью:

«Вы говорите, что стали крупнейшей в мире авиастроительной корпорацией и «съели» всех своих конкурентов в США? А я скажу: вы почиваете на лаврах и выращиваете своего конкурента в Европе!

Вы говорите, что у вас самый квалифицированный персонал в США? А я скажу, что вы в Сиэтле зажрались, тратя только на конструкторов 3 миллиона в день, а они со скрипом выдают один новый лайнер в пятилетку!

Вы говорите, что создаете самые лучшие в мире пассажирские самолеты? А я скажу, что за 7 миллиардов, которые вы требуете на новый лайнер, можно сконструировать их пять штук!

Вы должны создавать лайнеры в два раз быстрее и в два раза дешевле!

Даешь новый лайнер каждый год!»

В общем, на «Боинге» началась «перестройка и ускорение», идеологическим инструментом которой стала написанная на досуге Филимоном «библия конструкторов» - объемный том [Новые] «Стратегические принципы разработки самолетов», или как их называли на фирме - «Быстрее, лучше и дешевле» («Аля-улю, гони гусей!» - в переводе на язык родных осин).

Первым делом было указано на дверь «Эрбасу», с которым до того неспешно разрабатывали «очень большой самолет» - будущую «летающую корову» А380, доведенную потом «до ручки» европейцами самостоятельно.

Далее поставили в осадное положение поставщиков-«комплектаторов»: «Поскольку «Боинг» сейчас единственная фирма, которая строит авиалайнеры в США, то если вы хотите и дальше участвовать в нашем бизнесе, вы должны снизить цены!»

Неисчерпаемым источником управленческой мудрости стала фирма «МакДоннелл-Дуглас», до этого успешно разорившаяся и съеденная «Боингом». Именно там додумались использовать любимое средство эксплуатации рабочих - конвейер. С начала на конвейер поставили Боинг 717, а потом и Боинг 737.

Ну, разрабатывать новый самолет за год, конечно, никто не стал. Вместо них плодили модификации существующих лайнеров («новые самолеты» для чайников из совета инвестаров). «Боинг» одновременно проводила запуск в серию, сопровождение и сертификацию восьми пассажирских самолетов!

Как и полагается, крах «перестройки и ускорения» наступил через пяток лет - в конце 1997 г. фирма «Боинг» впала в ступор. Одновременно остановились две сборочные линии: Боинга 747 - из-за нехватки комплектующих, а Боинга-737-500 - из-за отказа в сертификации. Рабочие под открытом небом, на забитых самолетами задворках завода резали «болгарками» борта 737-х под дополнительные эвакуационные люки и меняли оперение. Кончилось все это забастовкой. Ну, на такие мелочи, как случайно сданный в утиль космический спутник минобороны, можно вообще не обращать внимания...



"Идеальный шторм" на "Боинге"

По итогам 1997 г. «Боинг» списала 2,5 миллиардов долларов убытков! Еще тех, «добушевских»…

Пора было встать и осмотреться. Картина была безрадостная. За океаном «Эрбас» успешно вытеснял с рынка Боинг 767-й своим А330. С созданием двухпалубного А380 у «Эрбаса» вообще выстраивалась стройная линейка магистральных лайнеров всех размерностей, которые «давили» «Боинг» на всех фронтах.

Надо было что-то делать. А денег - нет, новых проектов - нет, конструкторов почти всех разогнали, а те, кто остались, смотрят на забастовку.

Было очевидно, что в первую очередь следует создать замену для 767-го. Решили максимально использовать наработки по последнему удачному лайнеру - Боинг 777. Типа, это не компиляция, а «унификация» (смотри «библию от Фила»).

Вновь обратились к «опыту» приснопамятной «МакДоннелл-Дуглас» - разработку последнего своего авиалайнера из-за недостатка средств она проводила методом аутсорсинга. Шасси для них разрабатывала одна фирма, авионику - другая, бортовую сеть - третья, ну и так далее... А чего? Сейчас вся «мелочь» так работает, ну типа, «Эмбрайер», «Бомбардье»…

Для «Боинга» все оказалось даже проще - монополист же. Собрали комплектаторов и сказали:

- В общем, так: вы должны за свои деньги разработать свою часть «нашего» самолета и сами же испытать. А мы из всего этого будем только собирать!

- А как же с оплатой, - осторожно спросили комплектаторы.

- С какой оплатой? Ах, да... Деньги после сертификации лайнера!

В общем, с половиной работы вопрос успешно решили. Осталось дело только за проектом, в который весь этот «конструктор» авиационных систем будет собираться.

Проект решили поискать в своем коллективе: как не гоняли «умников», а в такой большой фирме кто-нибудь да выживет. Удалось найти три небольших группки маргиналов, ютящихся в различных филиалах (подальше от забастовочного движения).

Например, от того же «МакДоннелл-Дуглас» досталась небольшая команда «Фантом уоркс» (такой аналог известной локхидовской группы «Сканк уоркс»), которая неспешно доводила проект «летающего крыла». Цифры получались отличные: экономия по топливу - 30%, по затратам - 20%. Но, разве можно этим поразить эффективного менеджера?



Модель летающего крыла "Фантом уоркс"

- А где тут у Вас иллюминаторы? Куда будут смотреть пассажиры, в потолок? Они вообще захотят летать в таком самолете? И где мы сделаем эвакуационные люки? (Сказался опыт с пилением 737-х...)

Второй проект остался от незаконченной совместной с NASA работы по сверхзвуковому самолету - «утка» с «телом Сирса» и со скорость полета в полтора Маха. Конструкторы предложили просто уменьшить скорость самолета до околозвуковой, и быстро доработать проект под двигатели 777-го. Но всерьез эту экзотику никто не воспринимал: «Даже внешне похоже, что вместо того, чтобы «разогнать» обычный лайнер до звуковой скорости, они «притормозили» сверхзвуковой!»



Трансзвуковой лайнер "Соник круизер"

Еще проще поступала небольшая группа конструкторов самого «Боинга». Они прикинули, что если планер уже проверенного 767-го сделать из полимеров, то он станет легче, а двигатели можно взять опять же менее мощные. Те, в свою очередь, жрут меньше топлива. Значит, самолет будет еще меньше и т.д. «Циклическое уменьшение планера»! Термин такой. Научный, типа. Однако экономия была на лицо, и проект одобрили, назвали «Экономичным» и взяли за основу...

Ну, на доводку всех трех проектов дали 90 дней («Аля-улю, гони гусей!»). Не хватает конструкторов? «Не беда, наймем азиатских гастарбайтеров!» Фирме «Мицубиси» пообещали «приобретение бесценного опыта», и получили взамен дармовых конструкторов.

Победитель внутреннего конкурса - «Экономичный» - вроде уже определился, но, в любом деле имеет место быть случай. Пока на «Боинге» шла запарка, два конструктора, собственно предложившие идею околозвукового лайнера, решили запатентовать его схему - не пропадать же добру. Но, как известно по кино, журналисты в Штатах просто так свой хлеб не едят. Уже через два дня после получения патента, его раскопала одна уолстритовская газетенка и выбросила сенсацию: «Боинг» разрабатывает новый скоростной авиалайнер необычной схемы!»

Что тут началось! Первыми всполошились авиакомпании: «Почему нам даже не намекнули! Кто, в конце-концов, покупает ваше д... дюраль?»

«Боинг» срочно изготовила модель околозвукового лайнера, обозвав его величественно «Соник круизер», погрузила на борт фирменного самолета вместе с ящиками виски и кубинскими сигарами и срочно организовала тур по штаб-квартирам авиакомпаний.

Президенты фирм, покуривая смоченные в виски сигары, восхищенно цокали языком: «Это откроет новое направление авиационных перевозок! Мы сможем экономить два часа при полете через Атлантику и три часа до Сиднея!»

Так, неожиданно, «гадкий утенок» стал фаворитом. «Боинг» срочно заказала ему двигатели - перепилить от 777-го. Во всю шла пиар-кампания...

И все может быть было бы хорошо, но однажды один из находящихся в Европе шефов «Боинга» «сцепился» по поводу «Соник круизера» на Парижском авиасалоне с экологами по вопросу, как лучше летать - быстрее или экономичнее. Только вот такие слова, как «балаган экологов» и «кругом уйма дешевого топлива», использовать не следовало... Взвился кострами шеф экологической комиссии ЕС - женщина, да еще и шведка! «В то время, когда авиаперевозки вносят аж целых 3% в выброс парниковых газов, и когда в Булонском лесу погибают миллионы тычинок, некоторые проявляют преступное пренебрежение...»

На «Боинге» как-то сначала даже не поняли перемену настроения у авиаперевозчиков, особенно европейских. Когда речь заходила о «Соник круизере», они отводили глаза и что-то бормотали о том, что «не впишется в сетку полетов». Сначала «Боинг» принимала это за чистую монету - «они, их отцы и деды 50 лет возили пассажиров на М=0,85 и не понимают выгоды перевозки на М=0,97». И даже сама произвела расчет сетки полетов, показывая, что «нет, впишется!» В ход даже шел такой неотразимый аргумент, как экономия на зарплате пилотов. Но интерес медленно угасал…



"Покупайте наших слонов!" (с)

Чтобы продвинуть «Соник круизер» проводились многочисленные семинары для специалистов. Тут надо отметить, что проект «Экономичного» не умер. По нему продолжали работать. Но полученные расчеты в основном использовали в сравнительных таблицах и графиках, чтобы «оттенить» преимущества «Соник круизера». Впрочем, на семинарах попадались не только эффективные менеджеры, но и люди, понимающие в самолетах. И периодически стали возникать вопросы: «Что это у вас там такой интересный «самолет классической компоновки»? (А его характеристики, надо сказать, получались выше, чем позже у реального «Дримлайнера»). Лектор обычно поднимал глаза к потолку и скучным голосом объяснял, что это абстрактный, сравнительный самолет, который никогда не планировался к постройке. Но такая «секретность» только подогревала интерес к «Экономичному».

А тут грянул теракт 11 сентября. Штаты испугались летать на самолетах. Потом испуг перетек в Европы. Авиакомпании думали, как выжить, а не о «Соник круизере». Все уже хотели летать побезопасней и потише, да и «внешний вид у «Соника» какой-то странный».

«Боинг» уже не знала, что делать. Не нравится внешний вид? Срочно переделаем под классическую компоновку, но сохраним трансзвук, - решили на «Боинге». «Соник круизер» преобразился, но из-за поджатого по «правилу площадей» фюзеляжа было не понятно как делать «бочку фюзеляжа» (из полимеров!) и компоновать кресла в салоне.


"Соник круизер" с "бутылкой "кока-колы"

Представители авиакомпаний даже не повернули головы…

В конце концов «Боинг» поставила вопрос ребром: «скорость или экономичность?» По результатам анонимного опроса авиаперевозчики единогласно выбрали экономичность.

Делать нечего, и на очередной конференции представитель «Боинга» решил впервые представить «Экономичный»: «Сейчас Вы увидите то, что никогда не видели!» И открыл плакат.

Вот. И что увидели эффективные менеджеры авиакомпаний? Знакомую «бочку с двумя моторами»!



Проект "Экономичного" Боинга 7Е7-400

- Это же старый Боинг 767! Сейчас такое не носят, все переходят на «Эрбас», - сказали они хором.

Толпа дружно повалила на кофе-брейк, не обращая внимания на слова докладчика: «…экономичность! … пластики! … композиты!»

Фиаско было полным.

Надо было что-то делать, и тут на помощь эффективному менеджеру пришел его брат и помощник - креативный дизайнер. Конечно же французский. Не прошло буквально и пары недель, как «доработанный» проект был готов.

Наверно, кое-кто из Вас читал в детстве сказку про Самоделкина и Карандаша? Помните, как Карандаш там делал самолет? Нет, француженка, конечно же не стала рисовать огурец с двумя перышками вместо крыльев, однако…

И на очередной презентации представитель «Боинга» вещал:

- Основа нашей концепции - чтобы самолет был узнаваем издалека в любом аэропорту мира!

Включился экран, и все увидели нечто. С акульими плавниками вместо оперения, скошенными назад и вверх крыльями, модерновым остеклением кабины пилотов и в прелестной сине-голубой окраске.



"Дримлайнер" в том виде, в котором его хотел получить стартовый заказчик

Зал грянул аплодисментами, заглушив удар затылком об пол главного аэродинамика «Боинга». «Ничего, - успокаивали его, приводя в чувства, - Пускай «закусят» контракт, а там подправим…»

Креативненький внешний вид дополняла пиар-кампания. Был организован Фан-клуб самолета (кто не хочет полетать на «акуле»?). Был объявлен конкурс на лучшее название, похоже, впервые через Интернет. Конечно же победил «Дримлайнер»! Ведь создавая его, «Боинг» исходила еще из девиза Фила: «Один самолет для воплощения всех мечт!»

Заказчики, правда, все равно раскачивались. Верные союзники - японцы долго думали, но обещанная треть всего объема производства не оставила шансов для сомнений. Но японцев было мало, и тут положение спас Китай. Наивные китайские товарищи решили возить на «Дримлайнере» гостей на Олипиаду в Пекине и заключили чуть ли не рекордный контракт на самолет.

Вот тут-то рынок и прорвало, всем захотелось «акул»… «Хватить ломать комедию! - решили на «Боинге» и заменили акульи плавники на нормальное оперение, - Ничего личного, только аэродинамика. Создавая самый лучший самолет в мире, мы не можем идти на технические риски!»

Народ повозмущался, но договоры заключены, авансовые платежи пошли… Большой Хурал директоров «Боинга» вместо планируемого часа целых четыре с половиной обсуждал, не широко ли они шагнули. Решение было принято: «Дримлайнеру» быть!»

Потом было еще много историй. И про то, что такое «Потемкин-Дримлайнер», и про то, что такое «ленивое производство» или «чёртовая бочка, в которой ничего не работает», и про то, можно ли строить самолеты, не имея ни одного инженера на производстве, и то, что главное в каждом «детском конструкторе» - это винтики, и про то, что настоящего пассажира не должны пугать ни огонь в салоне, ни лед в двигателях…

И история «Дримлайнера» только начинается. Нескучного Вам полета!

Соник круизер, Дримлайнер, Боинг 787

Previous post Next post
Up