"Видишь суслика? И я - нет. А он есть!" - и теперь попробуем в него попасть
30 января состоялось примечательное событие - атака йеменского взрывающего катера на саудовский фрегат. В принципе, чем тут можно удивить? Брандеры - одно из древнейших видов оружия на море, взрывающиеся катера с дистанционным наведением появились еще в Первую мировую войну, а их прототип - миноноски аж во время Гражданской войны в США. Тем более именно здесь, в Йемене был широко известный случай атаки катера, управляемого смертником, на американский эсминец прямо в порту Адена.
Однако тут две большие разницы. Одно дело атака в порту по неподвижной цели, совсем другое дело в море по боевому кораблю на ходу... Исторически это решалось размещением на борту взрывающегося катера экипажа - либо смертников на японских катерах, либо весьма отчаянных парней, способных вовремя до взрыва покинуть свою «скорлупку» буквально с плавательной доской - как у итальянцев. С современными средствами управления все оказывается проще - ставишь камеру (можно «низкоуровневую» - для ночи) и дистанционную систему управления. Если по проводам, то фактически идеально помехозащищенную. Обращает на себя внимание на грамотное использование йеменскими хуситами средств доразведки цели (скорее всего какой-то «рыбак», хотя не исключено использование ДПЛА). Цель находится, опознается, передаются координаты с GPS, по ним же «катер» выходит на цель на дистанцию обнаружения бортовой камерой, а дальше - дело техники. Получается максимально скрытно, средства РТР - вне игры. РЛС на фоне волнения такую небольшую цель видит очень плохо, - фактически атакующий катер можно обнаружить, когда уже «поздно пить Боржоми».
И тут выясняется интересное дело - боевой корабль оказывается практически беззащитным. Чем он мог встретить малоразмерную скоростную, маневрирующую цель? Что там у нас? Пулеметы ставят? Вспомните, что для защиты от миноносок- гораздо менее скоростных(ход 10-15 узлов), в XIX веке корабли получали по несколько десятков пулеметов и скорострельных пушек. А тут по катеру на 30 узлах собираются палить из одного - двух пулеметов? Ага. Результат на лицо.
В принципе катерам с дистанционным управлением сейчас есть неплохая альтернатива - дальнобойные торпеды с запасом хода более 100 км. С управлением по проводу. Ходят слухи, что такие торпеды приобрели ОАЭ, типа, через весь Персидский залив топить корабли иранцев прямо в их порту. Скрытность атаки практически идеальная, но как вы не видите торпеду под водой, так и торпеда не видит вас. Можно, конечно поставить АГС, но ее «услышат» раньше, чем она «увидит» цель. Со всеми вытекающими. С пассивным наведением еще не известно, кого она «захватит»: либо цель, либо «ловушку», либо вообще «купца». Цена, кстати, той торпеды несоизмерима с ценой катера.
Кстати, англосаксы тоже не дураки, они давно что-то подозревали. Очевидно сказался опыт «совместного маневрирования» с катерами Корпуса стражей исламской революции в Персидском заливе. Сейчас срочно разрабатываются две системы со схожими задачами. Американцы - перспективную ракету JAGM (лазерное целеуказание, потом наведением с АГС миллиметрового диапазона). Интересно, что первое ее испытание с пилотируемого ЛА состоялось недавно - 7 декабря и именно по «маневрирующему катеру на скорости 30 узлов». Схожую ракету разрабатывают англичане - LMM и для тех же задач. Проблема только, с чего их применять во флоте. Наиболее оптимальным решением являются вертолеты, но время их патрулирования ограничено, а фрегат-корвет больше одного вертолета редко несет. То есть обеспечить круглосуточное патрулирование даже группы кораблей - задача. Вес ракеты обратно пропорционален весу керосина на борту... Но небольшое БЧ может не поразить цель надежно. Хотя можно наводить ракету на уязвимые места (моторное отделение). А если групповая атака? Есть над чем почесать репу.
В общем, поздравляем «воинов в тапках» - хуситов с новым словом войны на море. Задали задачу.
Так, для понимания проблемы, и что воюют люди, а не техника, текст, честно украденный из одного детского журнала:
«...проблемы были не только с техникой, но и с людьми. Эксплуатировать хоть и небольшие, но мощные механизмы было очень сложно. В экипажи миноносок старались набрать грамотных моряков (в то время три четверти населения России было безграмотным), желательно владеющих слесарным делом и, как тогда писали, «преимущественно из коренных русских». Водить миноноску в атаку было также чрезвычайно сложно. Небольшой экипаж так размещался по кораблю, что практически не видел друг друга. Командир миноноски оказывался на палубе один и должен был в кромешной тьме выводить заливаемый волнами кораблик на броненосцы, ощетинившиеся десятками скорострельных орудий специальной «противоминной» артиллерии. Не случайно адмирал Макаров говорил, что командовать миноносками могут только люди «со стальными нервами».
Можно только удивляться находчивости Макарова, когда он оценивал боевые возможности миноносок: «Они немореходные? Все равно для них найдется «работа» на рейдах своих и чужих портов! Они маленькие? Значит, в них трудно попасть!»
Макаров повторял морякам-миноносникам крылатую фразу Суворова: «Вся картечь - поверх голов!» Это крупные миноносцы для ночного боя трудно поставить в один боевой отряд: вблизи они могут столкнуться, а соблюдая большую дистанцию, потеряют друг друга в темноте. Зато маленькие миноноски, обладавшие высокой маневренностью, могли действовать в ночи крупной «стаей». Их командиры могли легко переговариваться, согласовывать атаку, а в момент самой атаки подбадривать друг друга криком «Аллах акбар» «Ура»! И когда в ночи на врага, мелькая в свете прожекторов, согласованно выходил отряд миноносок, когда стрелявшие в них из орудий враги не могли выбрать наиболее опасную цель и корректировать свой огонь, не видя места падения снарядов, можно было понять фразу «вся картечь - поверх голов»!