Архети́п (от греч. Αρχέτυπο - первообраз) - в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, - универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.
Самый инстинктивный уровень женского личности представлен в образе Ведьмы, что символизирует способность к познанию, веданию. Она обладает тайными знаниями о целебных растениях, умеет взаимодействовать с животными, ей ведомы свойства природных женских сил.
Если говорить о внутренних частях конкретных личностей, то как правило, они имеют отрицательный и положительный полюс. Задача личности при помощи инициаций перевести эту область личности из отрицательного полюса к положительному.
В зоне отрицательного полюса Ведьма скрытна, агрессивна и коварна, отчего человеческое сознание имеет склонность к вытеснению негативного аспекта Ведьмы за пределы Я. Поэтому в сказках ведьмы часто живут вдали от людей в качестве отшельниц - в лесу или на болоте (лес, болото - символы глубоких слоев бессознательного).
Энергии позитивного и негативного полюсов области внутренней Ведьмы нередко переплетаются, и эта биполярность свойственна многим ее проявлениям. В районе негативного полюса Ведьма служит лишь своим эгоцентрическим целям. Осознавая содержания отрицательного полюса Ведьмы, можно вывести на уровень символического сознания многие глубинные теневые аспекты личности. Это дает человеку возможность более продуктивно использовать свои скрытые природные ресурсы.
Как известно, ни у одной сказочной ведьмы нет стойких отношений с мужчинами, нет своих детей. Ближе к негативному полюсу в адрес мужчин и детей Ведьма ведет себя как захватчица. Мужчин она старается обмануть, превращаясь в прекрасную деву. Разлучая влюбленных героев, сказочная ведьма стремится погубить красавицу-героиню и занять ее место рядом с героем.
Что касается детей, во многих сказочных сюжетах, Ведьма похищает их с целью уничтожения, поедания. Например, она предлагает маленькому Иванушке сесть на лопату, чтобы отправить его в печь, а затем съесть. Так символически отражается в сказочном сюжете способность женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе (печи) - сделать аборт. Сказочная ведьма нередко удерживает детей и других героев в плену, наводит на них морок - точно так же внутренняя Ведьма как функция личности околдовывает развивающиеся части Я. Если сказочная ведьма порой лишает своих пленников их привычного облика и красоты, превращает их в уродцев (уподобляет себе), это символизирует распространение влияния архетипической области негативной Ведьмы во внутреннем пространстве личности - Ведьма способна захватывать личность.
Сказки щедро представляют не только негативный, но и позитивный полюс архетипа Ведьмы. По мере приближения к положительному полюсу Ведьма становится все более конструктивной. Она концентрирует и умножает свою волшебную силу. Кроме познавательной (когнитивной) роли, у нее появляется задача контролировать невидимую границу между сознательным и бессознательным уровнями личности, а также - задача охранять границы личности в целом. Если границы, а значит, достоинство личности охраняет негативная Ведьма, то она делает это с помощью интриг, коварства и других агрессивных стратегий, в то время как позитивная Ведьма действует за счет освоения новых знаний, умений и умножения своей волшебной силы. Кроме того, позитивная внутренняя Ведьма увлеченно исследует глубинные, скрытые потребности личности, познает "самое себя", служа тем самым развитию и успешному решению наиболее актуальных задач человека любого пола.
У позитивной внутренней Ведьмы есть важная функция проводницы. В этой роли она служит созревающему мужскому началу. Позитивная Ведьма указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кощею, Змею Горынычу и т. п.), у которого в плену томится похищенная красавица (созревающее женское).
В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери - ее внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кощеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское.
Становясь более женственной, Ведьма действует внутри личности все более гармонично - не завоевывает внутренние территории и не навязывает свои способы защиты остальным частям личности, а лишь откликается их просьбы о помощи, сотрудничает с ними.
Таким образом, архетипическая функция Ведьмы является первой ступенью развития женственности, неким стартом на пути к женской зрелости. Отражая начало духовного созревания женщины, Ведьма не только позволяет ей впервые осознать (изведать) могущество природных целебных женских сил, но и позволяет регулировать уровень женской защитной агрессии.
Ниже картинки ведьм. Можно пронаблюдать как интересно сработала подсознание художников и какие разные ипостаси этого архетипа проявились на бумаге. Некоторые из фигур отчетливо демонсрируют симбиоз ведьмы с другими архетипическими фигурами, некоторые изображают отрицательные и положительные полюсы этого архетипа в его классическом варианте. Догадайдесь где что :)
Кроме того уже само по себе рисование ведьмы, обращение внимания на эту область личности является целебным.