я уже выкладывал тут эти фотографии, но меня попросили убрать под кат. после деталей страшного
суда это наверное не очень актуально, но я просьбу выполняю, причем дополнив предыдущие (довольно невинные) картинки их 'соседом' по стенке - сценой мученичества святого Эрасмуса. Последнее предупреждение - дальше
жесть.
Все люди любят повеселиться, и хотя церковь не самое подходящее место для смеха, средневековые соборы богато украшены гротескными фигурами и сценками. Некоторые привлекают для объясняют этого феномена апофатическое богословие, другие - своего рода языческие «атавизмы» в христианском сознании.
Мне наибоее близким к истине кажется замечанное Бахтиным связь между смехом и бесстрашием (пошла цитата): космический страх [страх перед материально-большим и перед материально-непреодолимой силой] - наследие древнего бессилия человека перед силами природы. Народная культура была чужда этому страху и преодолевала его смехом, смеховым отелесниванием природы и космоса, ибо в основе этой культуры всегда лежала неколебимая уверенность в могуществе и в конечной победе человека (конец цитаты).
Отелеснивание и приземление экзистенциональных понятий было по-видимому важным элементом средневекового сознания и потому широко использовалось не только в народной культуре и искусстве, но и в оформлении церквей. Свойственно это смеховое бесстрашие и современному сознанию: войны, плохо предсказуемая политика и экономика не делают нашу жизнь комфортной, не от того ли мы рассказываем анекдоты и читаем политические
пасквили в интернете, что бы отсмеявшись над идиотами- политиками обрестит душевное спокойствие?
На фрескеах Альберта Пиктораса XV века изображены Маркольф (северная стена) и его жена (южная). Это герои популярных в средние века книг "Диалоги Соломона и Маркольфа". В русской традиции Маркольфу соответствует Китоврас. Вот несколько примеров таких диалогов:
Однажды совет (при царе Соломоне, куда был вхож Маркольф) потребовал соблюдения тайны. А жене Маркольфа очень уж хотельсь узнать, о чем держали совет. Маркольф, предвидя это желание, заранее придумал, как получше соврать, и сказал так: "У царя совещались о том, что лучше: мужчинам иметь по две жены или женщинам по два мужа, чтобы народу стало побольше, иначе Израилю не устоять против врагов. И совет постановил, что лучше и приличнее мужчинам иметь по две жены".
Жена, пообещав ему сохранить это в тайне, открыла все одной своей подруге, а та - другой. И пошло от одной к другой, так что в конце концов весь Иерусалим узнал об этом. Собрались женщины и отправились к царю Соломону и стали горько жаловаться. А тот сперва очень испугался, что еще такое стряслось. Но узнав, по какой причине явились женщины, любезно их успокоил и отпустил, и одобрил мудрость Маркольфа. (по сборнику ‘Il novellino')
Соломон: Никакой человек не может одновременно хорошо играть на арфе и декламировать.
Маркольф: Так же и какающая собака не может лаять.
(мой перевод по английской цитате Скотта Клейнмана)
Ну и раз уж "под катом не видно" то до кучи соседняя фреска - мучение святого Эрасмуса: