Выставка «Ослиный хвост», состоявшаяся в 1912 году в Москве ознаменовалась скандалом. Цензурный комитет распорядился «снять целый ряд картин Гончаровой, представляющих лубочные изображения святых, находя, что изображениям святых неуместно быть выставленными под знаком "О.Х.", и этим утвердила, что выставка такова, что "святых вон неси"...» [1] В числе снятых картин был тетраптих «Евангелисты», законченный годом раньше.
Наталья Гончарова. Четыре Евангелиста (тетраптих), 1911
Характерно, что через два года «Евангелистов» снова сняли уже с персональной выставки Натальи Гончаровой в Петербурге. Поводом послужила газетная заметка: «Все выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки; нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, "лучистых" пейзажей и прочей "кубистической" дребедени». [2]
Однако цензурный запрет вскоре был отменен: «Духовный цензор архимандрит Александро-Невской лавры не только не нашел в удаленных картинах ничего кощунственного, но, наоборот, увидал в них признаки стиля, близкого к древней иконописи, столь ценимой теперь и в художественном и в духовном мире». [2]
Может быть, в обществе теософов и спиритов нашлись искренние ревнители если не иконописной традиции, то васнецовского «русского стиля». А может быть, то были происки конкурентов по художественному цеху. Но недоразумение было разрешено самой Церковью, вставшей на защиту художественного видения.
Что же представляют собой «Евангелисты». Это четыре больших, вытянутых по вертикали холстов, в каждый из которых плотно вписана человеческая фигура. Я не буду пытаться атрибутировать каждого из этих величественных святых как автора конкретного Евангелия. Думаю только Наталья Сергеевна лично могла бы с точностью сказать, кого именно она изобразила. Без ее подсказки «Евангелистов» вполне можно было бы принять за пророков: свитки являются частью пророческой иконографии, евангелисты традиционно держат в руках книги-кодексы. Гончарова росла в достаточно религиозной народной среде, ее мать была дочерью профессора Московской духовной академии Беляева [3]. Поэтому отход от иконописных канонов можно считать сознательным шагом.
Самое удивительное в этих картинах - это свет. Каждое полотно выглядит как витражное стекло, сквозь которое в зрителя бьют прямые солнечные лучи. Свет настолько интенсивен, что оставляет рефлексы на коже самих евангелистов. Это достигается использованием ярких чистых пигментов в глухом черном окружении. Белесые блики на одеждах евангелистов при этом выглядят так, будто это истончилась сама ткань, и через нее просвечивает внемирное сияние. Этим же невечерним светом горят нимбы и свитки, которые евангелисты держат в руках.
____________________
[1] Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания / Бенедикт Лифшиц. - Л. : Сов. писатель, 1989. - С. 634.
[2] Ослиный хвост // Лики творчества / Максимилиан Волошин. - Л. : Наука, 1988. - С. 287-289.
[3] Наталия Гончарова Михаил Ларионов / Эли Эганбюри (Зданевич Илья). - М. : изд. Ц. Мюнстер, 1913. - 39 с.