Два демона Михаила Врубеля

Aug 20, 2015 16:09

Залы художника Врубеля находятся в Третьяковке напротив залов Крамского. Очень трудно пройти мимо них - нас просто притягивает к себе огромное декоративное пано. Кажется, оно обладает гравитационным полем. Это пано называется «Принцеса Грёза».



Михаил Врубель. Принцесса Грёза, 1896
Врубель написал его на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine» а меценат Савва Морозов решил увековечить каритину Врубеля в керамике на фасаде гостиницы «Метрополь». Но сегодня я хотел поговорить о двух других картинах великого художника.

Из них первая была выполнена Михаилом Врубелем в рамках цикла, посвященного творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. В постоянной экспозиции Третьяковской галереи находятся и другие работы этой серии, иллюстрирующие поэмы «Бэла» и «Демон». Однако не зная, кто изображен на этой картине, трудно опознать в ней лермонтовского Демона.



Михаил Врубель. Демон Сидящий, 1890
На ней изображен прекрасно сложеный черноволосый юноша, который сидит в окружении похожих на огромные вьюнки растений. Эта работа может оставить у неискушенного зрителя впечатление незаконченности. Вполне проработанна на ней только лепка рельефного мускулистого тела Демона. Несмотря на общую позу покоя, его мышцы напряжены. Как будто только отделившись от первозданной материи он расправляет свои руки. Его синее одеяние еще не успело сформироваться и еще принадлежит царству минералов. Он выглядит как титан, порожденный матерью Геей на заре этого мира.
Справа от Демона первые лучи солнца пробиваются свозь легкие облака. Слева, за спиной - первозданный хаос еще только формируется в кристаллические соцветья.
Демон сотворен вместе с этим миром. Его лицо спокойно, полный надежды взгляд устремлен на восход. Вся огненная мощь солнца отразилась в глазе Демона. Он еще не стал противником Света, потому художник изображает его в таком романтическом виде. Но колючий чертополох, вырастающий посреди нежных ипомей напоминает о возможности падения.
Мозаичные мазки дают это ощущение незаконченности, недостоворенности. Каждая небольшая цветовая плоскость выглядит как грань кристалла. Преобладание пепельных и холодных голубых передают зрителю мечтательное и созерцательно-меланхоличное состояние. Бронзовый торс Демона контрастирует с розовыми и фиолетовыми оттенками неба и тем самым выступает на зрителя.



Михаил Врубель. Демон Поверженный, 1902
Демон лежит посреди ветхого, остывшего, закостневшего мира поверженный, но не покоренный. Его венец ловит последние лучи заката, который мы угадываем по бликам на склонах гор. Свет уходит из этого мира. Горы нависают над Демоном. Его синее одеяние сливается и с утесами и с голубизной бурного моря. Земля принимает в себя свое дитя. Ни следа жизни нет на этой картине, только камни и снег.
Тело Демона уже не поражает своей монументальностью, оно истощено, измучено аскезой. Кожа приобрела мертвенно-серый оттенок. В бессилии он сцепляет руки над головой. Его обрамляет него хаос сломанных крульев и растрепанных перьев. Цвет потухшего золота придает им холодной тяжести.
Не сразу зритель замечает яростный взгляд этого мятежного духа, сияние венца подавляет его. Но заметившему эти холодные свинцовые глаза уже трудно будет отвести от них свой взгляд.

За 12 лет, разделяющих две эти картины, мечтательный юноша прошел путь длинною в Вечность. Он истощил свое упругое гибкое тело, превратившись в немощного старика. Восстав против сил, сотворивших его, он был повержен. Выйдя однажды из хаоса и праха, в прах и хаос он возвращается.

____________________

Использованы материалы сайта
Врубель Михаил Александрович // Государственная Третьяковская галерея. - [электронный ресурс]

Русское искусство, Символизм, Врубель Михаил, Модерн, XX век, Искусствоведение, Искусство видеть Искусство, Третьяковская галерея, Рубеж, XIX век

Previous post Next post
Up