На днях мы, забив багажник капустой, морковкой и двумя мешками сушёной газонной травы с дачи, отправились проведать токсовских зубров, о трудном положении которых узнали от нашего друга Саши из Москвы.
http://macos.livejournal.com/599887.html
Саша всё уже подробно и грамотно рассказал (вообще рекомендуем почитать его фотоистории, узнаете много нового и действительно интересного). Мы же лишь поделимся собственными впечатлениями.
Зубров осталось четверо - джентльмены Миша и Августин и леди Октавия и Даша. Думаете, питомник - это что? Нам чисто теоретически он представлялся неким подобием конюшни, где есть крыша, какие-то стойла, хранилище для сена, некая инфраструктура для посетителей.. так вот ничего этого нет. Есть поле, огороженное сеткой, на нём небольшой деревянный сарайчик, где зубры порой прячутся от палящего солнца, и на другой стороне дороги покосившийся деревянный домик с собачьей будкой. В домике живёт бабушка Анна Николаевна, которая помогла нам покормить узников людского безразличия и рассказала немного о питомнике.
Анна Николаевна живёт в своём домике уже больше тридцати лет, с 1979 года. И всякое случается в лесу - собаку однажды зарезал пьяный лихой человек, а родственники, наверно, и забыли о её существовании, как зоопарк о некогда своих зубрах. А у них, кстати, тоже случаются конфликты - Миша с Августином раз в пару лет устраивают выяснения, кто круче, и победитель остаётся с обоими дамами, а проигравший с позором выдворяется в дальний конец поля, где влачит существование изгоя. Если вы поедете кормить несчастных брошенных зубров (съездите, а? Им ведь не на кого надеяться, кроме посетителей... представьте себя брошенным на огороженном поле в лесу. Особенно зимой.) - так вот если поедете, сходите к нему в дальний конец поля. Сейчас это Августин, наверно, ему невыносимо грустно там одному. В прошлогодней схватке Миша вышел победителем и с тех пор они друг с другом не разговаривают. Но вообще они добрые и даже морковку из рук берут предельно бережно.
Да и счастливой троице особо не позавидуешь - во-первых, у них не может быть потомства. Они ведь близкие родственники. Даже в природе родные братья и сёстры во втором поколении не могут иметь потомства. А ещё, чтобы выносить телёнка, зубрам нужно полноценное питание - не морковка с капустой, а молодой подлесок, сочная трава, чего и в помине уже давно нет на их вытоптанном и грязном поле, с которого им, увы, деться некуда.
И рассчитывать, что кто-то возьмёт на себя заботы о скрещивании наших зубров с какими-нибудь другими, например белорусскими, особо не приходится - у городской администрации есть заботы поважнее вроде переноса газоскрёба с места на место или сноса и возведения стадионов.
А нам на Гетце ну никак не отвезти Дашу или тем более Августина в гости к дальним родственникам. Может быть, у кого-то есть идеи, как это сделать? Или хотя бы как рассказать о проблеме. Может быть, найдутся желающие и способные помочь. А то ведь пройдёт немного времени - и от зубрятника останется только табличка, как грустное напоминание, что у нас были когда-то вымершие теперь по всему миру диковенные дикие, а на самом деле совсем ручные быки. Эта участь уже постигла чудесный кораблик в пруду рядом с шоссе недалеко от зубрятника. Остался от него один огрызок - ни парусов, ни мачт, ни некогда уютной каюты. Вам не грустно? Нам - очень.
Вот вы косите траву на даче? Высушите её, положите в мешок и отвезите зубрам на зиму или на завтрак. Может быть, вам даже по дороге? А если и нет - до Токсово ехать от силы минут двадцать, и обе дороги недавно заасфальтировали.
Ну или купите им морковки-капусты хоть рублей на сто. Возьмите детей с собой... им будет что вспомнить потом. Если соберётесь - дадим вам телефон Анны Николаевны, той, что живёт в покосившемся домике - она откроет загончик с яслями и расскажет вам парочку интересных историй.
И расскажите потом друзьям. Не совсем же безразличными мы стали... хотелось бы надеяться.