(no subject)

Sep 16, 2014 12:19

О работе в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана и Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук. Постановление Центрального Комитета КПСС 5 июня 1974 г.

[Далее изложение в кн.: Черненко К. У. Справочник партийного работника. Вып. 15.]

В принятом постановлении отмечается, что в ходе выполнения решений XXIV съезда партии и постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» ректораты, парткомы и кафедры общественных наук Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана и Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского добились положительных результатов в повышении идейно-теоретического уровня преподавания истории КПСС, философии, политической экономии, научного коммунизма.

Возрос интерес студентов к изучению марксистско-ленинской науки, партийных документов, внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства, выступлений и работ Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева по узловым вопросам теории и практики коммунистического строительства.

Улучшению преподавания общественных наук, изучения марксистско-ленинской теории студентами способствовали введение стабильных программ, издание новых учебников и учебных пособий, повышение научного уровня преподавательских кадров. В Высшем техническом училище и университете около семидесяти процентов всех преподавателей в настоящее время имеют ученые степени и звания, многие из них работают над актуальными научными проблемами. Ряд монографий и коллективных работ, изданных кафедрами Саратовского университета, получил положительную оценку научной общественности.

В работе партийных комитетов и кафедр общественных наук по коммунистическому воспитанию студентов важное место заняли такие формы, как Ленинский зачет, школы молодого лектора, факультеты общественных профессий, конкурсы студенческих работ, общественно-политическая практика, массовое участие в строительных отрядах, что усиливает идейную и трудовую закалку студентов, содействует развитию у них навыков массово-политической и организаторской работы в трудовых коллективах. Партийный комитет и ученый совет МВТУ систематически рассматривают на заседаниях вопросы совершенствования учебно-воспитательной и научной деятельности кафедр общественных наук.

В постановлении сказано, что в работе парткомов, ректоратов и кафедр МВТУ и Саратовского университета по совершенствованию преподавания общественных наук имеются существенные недостатки и упущения.

Не уделяется необходимого внимания качеству лекций, определяющих содержание и идейно-политическую направленность всего учебного процесса. В ряде случаев преподаватели при чтении лекций не обеспечивают глубокого, яркого и доходчивого изложения материала. Важные вопросы теории и практики, истории Коммунистической партии и социалистического государства иногда излагаются поверхностно, без должной аргументации и научных обобщений. Критика современных буржуазных теорий, реформизма и ревизионизма ведется недостаточно остро и убедительно, не всегда учитываются особенности современного этапа идеологической борьбы.

На семинарских занятиях многие преподаватели не создают обстановку творческого обсуждения актуальных вопросов марксистско-ленинской теории, что снижает активность студентов и не способствует развитию у них самостоятельного мышления. Студенты подчас не получают убедительных ответов на волнующие их вопросы. Изучение теоретических проблем слабо связывается с жизнью, практикой коммунистического строительства, с воспитанием классового подхода к оценке событий и явлений современной общественной жизни.

В постановлении подчеркивается, что серьезные недостатки в лекциях и семинарских занятиях являются прежде всего следствием слабой учебно-методической работы кафедр как основных звеньев, призванных обеспечивать единство обучения и воспитания во всех формах учебного процесса. В преподавании общественных наук не используются кино, телевидение, другие современные технические средства обучения и наглядные пособия.

Многие выпускники получают недостаточную подготовку по ряду современных проблем философских и экономических наук, важных для практической деятельности молодых специалистов. В МВТУ не ведется фундаментальное изучение студентами путей и методов органического соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства, характера и закономерностей ее развития. Кафедра политической экономии Саратовского университета на некоторых естественных факультетах недостаточно акцентирует внимание на вопросах повышения эффективности социалистического производства.

В преподавании общественных наук не находят должного отражения вопросы формирования у молодежи коммунистической морали и нравственности, проблемы трудового воспитания и нетерпимости ко всему, что противоречит советскому образу жизни. Среди студентов еще имеют место случаи нерадивого отношения к учебе, нарушений общественного порядка.

На кафедрах не налажено проведение комплексных исследований по проблемам развитого социалистического общества, вопросам методологии общественных наук и методики их преподавания, а также формам и методам идеологической работы.

Ректораты, партийные комитеты и руководители кафедр в своей работе с преподавательскими кадрами имеют серьезные упущения. В подборе лекторов не учитывается в должной мере ленинское указание о том, что идейно-политическое направление лекций, их содержание определяются «всецело и исключительно составом лекторов». Не обеспечивается правильное сочетание опытных и молодых преподавателей. Конкурсы на замещение вакантных должностей и аттестация научно-педагогических кадров нередко проводятся формально. На кафедрах политэкономии и философии Саратовского университета более половины преподавателей не имеют базового высшего образования по данным специальностям.

Существенные недостатки имеются в работе по отбору в аспирантуру, организации научного руководства и аттестации аспирантов. В МВТУ большинство аспирантов кафедр общественных наук не справляется с выполнением планов научной работы, слабо подготавливается к педагогической деятельности.

Партком и ректорат Саратовского университета недостаточно повышают ответственность партийных организаций и заведующих кафедрами Общественных наук за идейно-теоре-тический уровень преподавания социально-экономических дисциплин, повышение квалификации преподавателей, не уделяют необходимого внимания улучшению жилищно-бытовых условий студентов. Ученый совет университета длительное время не рассматривал и не анализировал деятельность кафедр общественных наук.

ЦК КПСС обязал партийные комитеты, ректораты Московского высшего технического училища и Саратовского государственного университета устранить имеющиеся недостатки в учебно-воспитательной и научной деятельности. Обеспечить дальнейшее совершенствование системы марксистско-ленинского образования и формирование коммунистического мировоззрения молодых специалистов. Преподаватели общественных наук призваны теснее связывать теорию с практикой коммунистического строительства, с современной политической и организаторской деятельностью партии. Настойчиво добиваться, чтобы каждый выпускник высшей школы творчески владел марксистско-ленинской теорией, стремился постоянно пополнять и углублять свои знания, применять их в жизни, имел коммунистические убеждения, обладал высокими моральными качествами, был горячим патриотом и интернационалистом, последовательным борцом против буржуазной идеологии, за осуществление политики Коммунистической партии. Партийным комитетам, ректоратам, кафедрам общественных наук предложено:

- неуклонно поднимать роль лекций в изучении общественных наук, формировании научного мировоззрения, коммунистическом воспитании студентов. Проявлять постоянную заботу о непрерывном обновлении и обогащении лекционных курсов, о глубоком освещении в лекциях актуальных проблем коммунистического строительства, мирового революционного процесса, идеологической борьбы в современных условиях. Ярче раскрывать важнейшие закономерности, движущие силы и достижения развитого социалистического общества, всесторонне показывать возрастание руководящей роли Коммунистической партии, великую преобразующую силу ее деятельности и коммунистической идеологии. Непреклонно проводить принцип партийности и классового подхода в анализе проблем современного развития, аргументированно разоблачать антикоммунизм, реформизм и ревизионизм;

- постоянно совершенствовать проведение семинарских занятий как важнейшей формы самостоятельной работы студентов над первоисточниками, научной литературой, шире практиковать в них постановку и обсуждение студенческих докладов и рефератов, плодотворные дискуссии по наиболее сложным и важным вопросам общественных наук, совершенствовать работу научных кружков при кафедрах, организацию научных конференций и конкурсов студенческих работ. Добиваться, чтобы изучение марксистско-ленинской теории способствовало развитию творческого мышления молодых специалистов, помогало им глубже понимать законы и перспективы общественного развития, прививало умение увязывать теоретические вопросы с деятельностью партии и народа; шире приглашать для выступлений перед студентами героев труда, передовиков производства, деятелей науки и культуры;

- активно использовать учебный процесс для формирования у студентов потребности и навыков глубокого самостоятельного изучения произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, документов КПСС и международного коммунистического движения, исходя из сочетания преемственности основ теории и практики социалистического и коммунистического строительства с научной постановкой и творческим решением партией новых актуальных вопросов революционного учения марксизма-ленинизма.

Перед ректоратами и партийными комитетами в работе с кафедрами общественных наук поставлена задача добиваться постоянного совершенствования учебно-методической деятельности, систематического обсуждения содержания лекционных курсов и методики проведения семинарских занятий, повышать профессиональную квалификацию и педагогическое мастерство преподавателей. Вести изучение марксистско-ленинской теории в неразрывном единстве всех ее составных частей.

Кафедрам общественных наук необходимо теснее увязывать учебный процесс с задачами профилирующих кафедр по подготовке молодых специалистов, совместно с ними полнее раскрывать содержание и закономерности современной научно-технической революции, пути использования ее достижений, воспитывать активных борцов за технический и социальный прогресс.

Ректораты и парткомы призваны повысить ответственность ученых советов за работу кафедр общественных наук, улучшение учебно-воспитательного процесса, обобщение и распространение положительного опыта кафедр и преподавателей в обучении и политическом воспитании студентов, совершенствовании всей идеологической работы в вузах. Активизировать деятельность кабинетов общественных наук по организации самостоятельной работы студентов, обеспечить кабинеты современными техническими средствами обучения и наглядными пособиями.

В научной работе кафедр обращено внимание на дальнейшее повышение теоретического уровня исследований, на разработку комплексных актуальных проблем, вопросов методики преподавания общественных наук и коммунистического воспитания молодежи

ЦК КПСС рекомендовал партийным комитетам в целях глубокого овладения студентами теорией марксизма-ленинизма направлять внимание комитетов ВЛКСМ на укрепление связей комсомольских организаций с кафедрами общественных паук, создание в студенческих группах атмосферы взыскательности, взаимопомощи и творческой активности в учебе.

Повышать ответственность за трудовую закалку молодежи, усиливать воспитательную роль движения студенческих строительных отрядов.

Добиваться, чтобы каждый студент прошел школу трудовой и общественной деятельности. Улучшать отбор слушателей на подготовительные отделения, работу со студенческой молодежью во внеучебное время, обратив внимание на нравственное и эстетическое воспитание, активное участие в массово-политической работе.

Министерствам высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР поручено разработать н осуществить меры по дальнейшему совершенствованию работы кафедр общественных наук. Улучшить комплектование кафедр квалифицированным профессорско-преподавательским составом н качество подготовки кадров через аспирантуру. Направить работу советов ректоров на обобщение опыта преподавания общественных наук и повышение роли кафедр в политическом воспитании студентов. Анализировать и обобщать деятельность институтов повышения квалификации преподавателей общественных наук при университетах, сосредоточить их усилия на коренных вопросах подъема идейно-теоретического уровня преподавания марксистско-ленинского учения.

Обеспечить издание кратких, высококачественных учебников по курсам общественных наук, помогающих студентам с более глубоком изучении произведений классиков марксизма-ленинизма в органическом единстве с процессами современного общественного развития. По мере опубликования новых важных теоретических работ по актуальным вопросам общественных наук своевременно вносить изменения в списки литературы, рекомендуемой студентам для изучения.

Совместно с Академией наук СССР обеспечить социально-экономические кафедры вузов информационными материалами Института научной информации по общественным наукам.

Рассмотреть вопрос о преподавании общественных наук на протяжении всего срока обучения, в том числе об увеличении срока изучения марксистско-ленинской философии до двух лет, о введении единого государственного экзамена по научному коммунизму во всех высших учебных заведениях.

см. тж. здесь: М. Маяцкий, Э. Надточий - Философия в повелительном наклонении

архив, ФФ

Previous post Next post
Up