Сегодня, с исторической точки зрения, замечательный день. Думал, отмечать ли, и если да, то как. Мог бы известную фоточку с борщом в честь праздника запостить, мог бы цитат каких накидать или цифири... Но реальность будто отвечает на запросы -
оказался я на круглом столе в Росструдничестве: «Россия и Европа: сотрудничество на основе согласия и доверия». Собрания, менее соответствующего собственному названию, я не припомню, но об этом в другой раз. Сейчас вот о чём: выступал там некий политолог Черняховский, кстати, обретающийся сейчас в том числе и в моей alma mater - РГГУ. Говорил поначалу здраво - так здраво, что я было поверил, что из стола нечто путное получится. Но рано радовался - дяденьку надолго не хватило, срубило. Я, изрёк он, общался с одним американцем и тот мне сказал, мол, если бы у нас в истории был такой человек, как сталин, мы бы не позволили о нём ни одного слова дурного сказать.
О, эти безымянные американцы! Да даже с именами. И не только американцы - французы, японцкие миллионеры (миллиардеры?), лорд Черчилль... Неважно, что следов не найти, неважно, что даже если сказал кто-то что-то, то воспроизводимые слова к оригиналу отношение имеют минимальное. Важно то, что подобное процитированному легко и свободно звучит в собраниях, к иностранцам из «золотого миллиарда» настроенных враждебно (и это ещё мягко сказать). Казалось бы, ну какое значение имеет то, что сказал какой-то американец, не сами ли мы с усами, как о том твердили до того (тот же докладчик!). Но нет. Решающий аргумент, да ещё и произносящийся обычно тоном победителя - «американец (японец, англичанин, француз) сказал!» Прямо золотой сертификат - мол, нет пророка в своём отечестве, мы поносим, а они вот оценили!.. И в следующем же абзаце призывают учить русскихроссиян самости, не смотреть на европейские штучки, а ценить то, что имеем. Было время, когда я не уставал поражаться и даже возмущаться - как же так? Что это за шизофрения? Теперь же только усмехаюсь.
Но это-то ладно. В собрании много говорилось о защите истории России от нападок, о переоценке её. Тот же самый Черняховский заявил: единственно правильная позиция при взгляде на собственную историю - «мы всегда правы». Что ж, давайте заглянем в глубины истории. Далеко ходить не надо - у сталина был один любимый русский политический деятель, опытом которого вошьдь активно интересовался (хотя и признавал, что не во всём результаты этого опыта его удовлетворяют). Да и что говорить - видный был деятель: первый царь, Судебник, реформы, присоединение к России огромных территорий... Как же оценили его люди русские? Оценили прозвищем «мучитель». И на памятнике «Тысячелетие России» его статуи нет. Недостоин оказался душегуб и мерзавец увековечения. Наши достославные предки загодя, будто предвидя ужасные события первой половины грядущего века, дали ответ на популярные ныне дискуссии «о роли сталина». Потомки же предпочитают не замечать, языками чешут...
Да и не предашь так просто забвению очередного мучителя. Ибо на том же собрании я видел и его наследие. Сидело оное буквально в двух рядах от меня в лице молодых людей, которые выяснились представителями «России молодой». Надо сказать, блеснули они - один, поднявшись, спрашивал, как в общении с иностранцами «объяснять» депортации и голодомор. А получив ответ, встал снова и отбарабанил без запинки старую сказочку про то, что «перекачка ресурсов, Гитлер войско собирал, если бы не коллективизация, то войну бы проиграли». Тут его дядя в президиуме немного осадил, мол, это «несколько устаревшая» точка зрения - но тут же похвалил: «убеждённый ответ это хорошо».
При чём же тут наследие, спросите вы? Да, собственно, вот оно во всей красе: полнейшая безнравственность, отсутствие каких-либо моральных ориентиров и абсолютная бесчувственность к страданиям и гибели миллионов людей. Плюс явная готовность по трупам идти во имя карьеры. Да, конечно, 7 миллионов (цифра из постановления Госдумы) представить себе невозможно - масштабы мозг просто не воспринимает, до того они колоссальны. Но смерть от голода - одна из мучительнейших в принципе, казалось бы, хотя бы страдания несчастных должны вызывать сочувствие, отбивать желание юродствовать на костях. Увы, лишь казалось: встаёт сытый, здоровый организм, который явно никогда даже ничего подобного недоеданию не испытывал, и спокойно, «убеждённо», свободно - никого не стесняясь - рассуждает о том, что голодомор был «оправдан», так и надо, государственная необходимость. Как сказали бы лет тридцать назад, «образцовые советские люди». Читаю сейчас переписку Виктора Астафьева, он примерно тогда же, тридцать лет назад, этим ОСЛам ужасается - «что же мы вырастили?!» Собственно, все, кого я читал из хоть как-то тогдашнюю реальность рефлексировавших, солидарны.
А самое жуткое - то, что собрание устроили, чтобы отобрать молодняк, который будет заниматься «общественной дипломатией», что, прежде всего, подразумевает под собой борьбу с «фальсификациями истории в ущерб России» (вроде верно воспроизвёл). Должен этот молодняк ездить по странам ближним и дальним (от Армении и Украины до Болгарии с Германией) и обличать мифы о нашей стране, развеивать стереотипы, улучшать имидж России. А заодно, как выразился другой бойкий «россомол» (или «молодоросс»? Короче, коллега первого), учить Европу нравственности. Он, собственно, прямо заявил в форме вопроса докладчице: «Не кажется ли вам, что западное общество априори безнравственно?» А чуть позже высказался о необходимости «русской духовно-культурологической экспансии».
Оценили масштаб мЫшления? Мне очень ярко представилось, как приезжают такие молодчики в, скажем, Германию или на Украину - и начинают нравственности с духовностью учить: мол, всё оправданно было, ну выморили несколько миллионов человек, это было необходимо, иначе заводов не построить. Показательно ещё, что у товарищей не возникло даже тени сомнения: можно, допустимо ли ставить на чаши весов заводы - и людей? Причём страшно не это - вопросы, в конце концов можно какие угодно задавать. А то, что заводы в их понимании - перевесили! Адекватная плата!
Ну и как на такого рода поток мыслей и образов отреагируют европейцы? Те самые европейцы, которым в вину участники собрания ставили абсолютный примат индивидуализма, т.е. априорной ценности отдельной личности? Чему научат их «россомолы»? А научат простой вещи: эти русские - точно варвары, не люди, нет, раз так рассуждают, раз заводы им важнее собственных предков. И раз они присылают таких вот ероев представлять перед нами своё общество («дипломатия»-то «общественная», не забываем), значит, с этими варварами нужно бороться, биться насмерть - тут все способы хороши. А то они нас своей «духовности»-то понаучат. Собственно, случится естественная реакция человека на рассказы каннибала о том, что людей есть можно, даже нужно, ибо это полезно и вообще: «скууусная пища».
Что, кажется, в голове у устроителей не вполне укладывается - ибо модератор во время очередного спича заявил что-то в стиле «ну я вообще не очень понимаю этих европейцев, чего они на нас взъелись».
Вообще, дяденьки (и тётеньки) в президиуме вовсе не возмутились вышепоказанным образом мыслей «молодого поколения» - нет, они явно ободряли и подзадоривали их, мол, молодцы, убеждённые какие детишки, кто хочет куда поехать, пишите на листочках. Т.е. и «взрослые» проникнуты тем же духом. И эти «взрослые» так же, как молодняк, совершенно не представляют, к чему приведёт их «общественная дипломатия». Фактически их действия лишь опорочат образ России в глазах окружающего мира, нанесут ему такой ущерб, что я боюсь прогнозировать последствия. Утешиться ли тем, что делается это по незнанию/непониманию? Вопрос риторический.
Что же до людоедских речей и мыслей (что страшнее - и не решить), то, как я уже написал, вот оно - одно из главнейших наследий того, кто, к счастью, отдал концы 59 лет назад. Вспомнилось: до революции бытовало такое понятие - «нравственная болезнь»: смещение и даже отчуждение от всех основополагающих понятий морали, отрицание человеколюбия, глубоко порочной образ мышления, в конечном счёте попросту распад души. Более чем характерно, что при большевиках сначала напротив этого понятия стали писать «устар.», а с 1930-х оно и вовсе исчезло из словарей. Надо думать, вылечили.
«Спасибо товарищу Сталину!»™.