Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть VI

Aug 07, 2008 01:33


1970-1974

1975
Январь
мощное землетрясение в Дагестанской АССР силой 8 баллов. Нанесён огромный ущерб г. Буйнакск: разрушены или пришли в аварийное состояние сотни домов, разрушения в близлежащих селениях.
11 января
на территорию Хабаровского края обрушился мощный циклон со стороны Японского моря. Ветер достигал ураганной силы - 45 м/с. На нескольких десятках домов сорвана кровля, нарушены линии связи и электропередач. Снежные заносы, а местами высота их превышала 2,5-3 м, остановили движение транспорта.
25 января
на находившейся на базе в г. Владивосток подводной лодке «К-57» произошел несанкционированный пуск системы пожаротушения 5-го отсека. В результате 2 подводника отравились смесью паров этиленового лака и фреона.
16 февраля
пожар на бридере «БН-350» (г. Шевченко Казахской ССР).
10 марта
трагически закончился хоккейный матч между советскими и канадскими юниорами во Дворце спорта «Сокольники» в Москве. Большинство выходов было закрыто и в возникшей после матча давке 21 чел. погиб, 25 получили увечья. Хотя существует и другая версия возникновения давки: после игры канадцы захотели сделать зрителям приятное и стали кидать им жвачку из окон автобусов.
20 марта
в Бискайском заливе (Атлантический океан) на подводной лодке «К-77» произошло возгорание станции включения групп аккумуляторной батареи. Из-за сбоя в системе тушения погибли 2 подводника.
5 апреля
пуск с космодрома Байконур (стартовый комплекс 1) ракеты-носителя «Союз 11-А 511», которая должна была вывести на околоземную орбиту космический корабль «Союз-18 А». На борту корабля находились космонавты В.Г. Лазарев и О.Г. Макаров. При выведении корабля на орбиту в работе бортовых систем третьей ступени РН произошел сбой и автоматика приняла решение на аварийное отделение корабля от носителя. Разделение произошло на высоте около 150 км над поверхностью Земли. Спуск корабля произошел по баллистической траектории с большими перегрузками. Спускаемый аппарат совершил посадку юго-западнее г. Горно-Алтайск на склоне горы. После касания земной поверхности он покатился вниз по склону и остановился, зацепившись за росшее на краю пропасти дерево. Космонавты произвели отстрел одной стропы парашюта из двух, что и спасло их от гибели. Из СА их эвакуировалы с помощью вертолёта.
Май
половодье на реках о. Сахалин, затоплены многие дома в г. Макаров, пос. Лопатин, Смирных, Ныш, Красный Октябрь.
Лето
за лето в СССР зафиксировано 29.825 лесных пожаров, охвативших территорию площадью 213.000 га.
6 июля
начало Большого Толбачинского трещинного извержения (до 10 декабря 1976). Это было одно из наиболее интересных и значительных вулканических явлений XX в., его называют редчайшим событием века ряду других 5 такого же типа за последние 2000 лет. Вдоль возникших трещин вырос ряд новых базальтовых конусов, потоки лавы образовали лавовый покров площадью 45 кв. км, объем изверженных базальтов превысил 2,2 куб. км, произошло обрушение и проседание вершинной кальдеры на вулкане Плоский Толбачик. Благодаря большим всесторонним исследованиям это извержение стало одним из наиболее изученных вулканических извержений мира.
15 июля
в районе г. Батуми (Аджарская АССР) столкнулся с горой Мтирала самолёт «Як-40». Погиб 41 чел.
19-23 июля
сильный циклон принёс ливни и ветер в Амурскую область и Приморский край, что вызвало обширный паводок. Затоплено множество населённых пунктов, разрушены дороги, мосты, линии связи, другие коммуникации.
15 августа
близ г. Красноводск (Туркменская ССР) попал в нисходящий ветровой сдвиг и разбился в горах самолёт «Як-40». Погибли 23 чел.
4 сентября
железнодорожная авария на ст. Купавна (Московская область): товарный состав с песком на полной скорости взрезался в бок пассажирского электропоезда. От удара сильно пострадала платформа и люди, находящиеся на ней. Погиб 31 чел., 120 раненых. Движение от Купавны до Фрязева восстановили через 5 дней, в промежутке электрички подменялись автобусами.
9-12 сентября
дождевой паводок подтопил дома в поймах р. Тымь и Нелидовка на о. Сахалин.
16 сентября
авария канализации на ЧПО «Химпром» (г. Новочебоксарск Чувашской АССР), где с 1972 производилось химическое оружие 2-го поколения. Попадание промышленных стоков в р. Цивиль привело к массовой гибели рыбы на большом участке Волги.
29 сентября
наводнение в Ленинграде. Вода в р. Нева поднялась на 281 см выше ординара. Одно из крупнейших наводнений в городе за ХХ в. и 5-е по высоте наводнение в его истории нанесло ущерб размером в 366 млн. руб.
Октябрь
сильные ливни прошли над г. Макаров (о. Сахалин). Затоплены карьеры и шахты, размыты подъездные пути к добывающим предприятиям, подтоплены сельхозугодья.
22 октября
при заходе на посадку в г. Новгород самолёт «Як-40» пролетел аэропорт, прошёл над городским проспектом и столкнулся с 4-этажным жилым домом, после чего загорелся. Обрушилась часть дома, сгорели находившиеся на проезжей части автомашины. Погибли 11 чел.
2 ноября
советский пассажирский лайнер «Максим Горький» серьёзно поврежден взрывом мины во время стоянки в порту Гаваны (Куба). Взрыв организован группировкой «Альфа-66».
17 ноября
во время снижения близ Гали (Грузинская ССР) столкнулся с холмом самолёт «Ан-24 РВ». Погибли 38 чел.
20 ноября
при заходе на посадку близ г. Харьков (Украинская ССР) из-за ошибки диспетчера потерпел катастрофу самолёт «Ан-24 Б». Погибли 19 чел.
22-26 ноября
сильный гололед, метели, снеговые заносы, усиление ветра на территории Украинской ССР привели к значительным нарушениям в деятельности отраслей хозяйства в южной части страны, особенно пострадал г. Одесса.
30 ноября
частичное разрушение активной зоны реактора на 1-м блоке Ленинградской атомной электростанции (г. Сосновый Бор). В окружающую среду выброшено около 1,5 млн. Ки высокоактивных радионуклидов. Жители прилегающих территорий не были оповещены об опасности. Это был инцидент 3-го уровня по шкале INES.
+
* авария (течь 1-го контура) на атомной подводной лодке «К-172» в Северной Атлантике.
* авария ППУ на атомной подводной лодке «К-23» в Тихом океане.

1976
3 января
вскоре после вылета из Москвы из-за отказа приборов потерпел крушение самолёт «Ту-124 В». Обломками разрушено несколько домов в дер. Санино. Погибло 87 чел.
9 февраля
сразу после вылета из аэропорта г. Иркутск потерпел крушение самолёт «Ту-104 А». Погибли 24 чел.
16 февраля
* у станции Югла Прибалтийской железной дороги (Латвийская ССР) скорый поезд Ленинград-Рига столкнулся с 2 сцепленными маневровыми локомотивами. Трагедия произошла из-за ошибки служащих железной дороги: дежурный по станции, видя возможность катастрофы, стал отдавать приказы стрелочникам на двух постах. Но на одном из постов работал человек, говоривший только по-латышски, а на другом - только по-русски. В результате погибли 46 чел., 6 получили тяжёлые ранения, пострадали ещё 55.
* португальская крайне правая группировка «Аксьон Фронт» подложила 2 взрывных устройства на советский сухогруз «Надя Рыбакова» во время его пребывания в порту Опорто (Португалия). От взрыва судно настолько пострадало, что вынуждено было покинуть порт без груза.
5 марта
близ населённого пункта Верхняя Хава (Воронежская область) из-за отказа аппаратуры и дезориентации экипажа разбился самолёт «Ил-18 Е». Погибло 111 чел.
17 марта
3-й, самый опасный для пешеходов день бушевавшей в г. Петропавловск-Камчатский пурги впервые с 1947 объявлен нерабочим, отменены занятия во всех учебных заведениях. Примечательно, что решение об этом городские власти приняли к полудню, когда часть населения, несмотря на стихию, уже добралась до места службы.
Апрель
большой пожар на Барнаульском шинном заводе (Алтайский край), бушевавший всю ночь до утра. Причиной возгорания стало короткое замыкание электросети. Жертв не было, но заводу нанесён колоссальный ущерб.
8 апреля
землетрясение в г. Газли (Узбекская ССР). Началось с толчка небольшой силы, однако местные жители покинули дома. Удар огромной силы (до 9 баллов по шкале Рихтера) последовал через 15 мин. и вызвал обвалы практически всех зданий. Но пострадавших не было.
15 мая
во время полёта близ г. Чернигов (Украинская ССР) потерпел катастрофу самолёт «Ан-24 РВ». Причина - попал в спутный след истребителя «МиГ», пилот которого вышел из отведенной для пилотажа зоны и вошёл на гражданскую трассу. Погибли 52 чел.
1 июня
в Экваториальной Гвинее, близ Малабо, отклонился от курса и столкнулся с горой Сан-Карлос самолёт «Ту-154 А». Версии происшествия: нападение на экипаж или отказ курсовой системы. Погибли 45 чел.
13-25 июня
экстремальное половодье на Камчатке: подтоплены посёлки, смыто 18 мостов, повреждены кабельные линии связи.
2 июля
в рекордно сильно грозе в Аланской долине (Грузинская ССР) наблюдалось до 135 молниевых разрядов в минуту.
5 июля
в гг. Кировск и Апатиты на Кольском полуострове небывалая пурга со скоростью ветра до 40 м/сек, не прекращавшаяся 3 суток.
25-26 июля
высокие дождевые паводки в Хабаровском крае и Амурской области. Притоки р. Амур затопили оширные территории, в т.ч. несколько сёл и сельхозугодья.
5 августа
советский военный самолёт-pазведчик, возвpащаясь с Кубы, упал в океан у острова Hьюфаундленд. Экипаж погиб.
23 августа
утечка 38 т жидкого хлора из незакрытого вентиля цистерны на ПО «Сода» (г. Березники Пермской области). Радиус опасной зоны составил 1 км. Пострадало 27 чел., из них 2 погибло.
Сентябрь
в г. Ереван (Армянская ССР) с плотины водохранилища сорвался троллейбус, в котором находилось почти 30 чел. Из-за нападения одного из пассажиров на водителя он потерял управление и упал на дно глубиной 10 м. Рекордсмен мира по плаванию Ш. Карапетян, ныряя за пассажирами, спас 20 чел.
9 сентября
над Черноморским побережьем Кавказа, близ г. Анапа, в воздухе столкнулись следовавшие встречными курсами самолёты «Як-40» и «Ан-24 РВ». В целом погибли 70 чел.
16 сентября
в одном из портов Кубы подорван советский сухогруз «Иван Степанков». В результате действия подводного взрывного устройства, заложенного кубинской эмигрантской террористической организацией «Омега-7», судну нанесены большие повреждения.
24 сентября
на подводной лодке «К47», находившейся на боевом дежурстве в Северной Атлантике, возник пожар. Погибли 3 чел.
26 сентября
в г. Новосибирск пилот самолёта «Ан-2» совершил несанкционированный полёт и протаранил многоэтажный жилой дом. При столкновении и в результате вспыхнувшего пожара погибли сам пилот и 11 жильцов дома. По имеющимся данным, пилот намеревался таким образом расправиться с оставившей его женой.
14 октября
пуск на космодроме Байконур (стартовый комплекс 1) ракеты-носителя «Союз 11-А 511-У», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль «Союз-23». Предпринята попытка стыковки корабля с орбитальной станцией «Салют-5», но из-за нерасчетного режима работы системы управления сближением стыковка отменена. 16 октября космонавты В.И. Рождественский и В.Д. Зудов вынуждены были совершить аварийную посадку - при этом они приземлились на поверхность оз. Тенгиз (в 195 км юго-западнее г. Целиноград), покрытого кусками льда при окружающей температуре -22°C. Неудачи продолжали преследовать их и здесь: в воде произошёл отстрел крышки запасного парашюта, он вышел из отсека, намок, перевернул корабль и начал тащить его на дно. Космонавтов нашли и вытащили только через 11 часов, когда они уже задыхались от нехватки воздуха.
17-18 октября
над территорией Хабаровского края пронёсся ураганный ветер скоростью 30-40 м/с. Он раздул считавшиеся потушенными очаги пожаров в высохших болотах и лесах, вследствие чего образовался настоящий огненный смерч, который пронёсся по территории свыше 700 км, от г. Бикин до Комсомольск-на-Амуре и Ванино. В огне погибли 42 чел., 161 пострадали, частично и полностью выгорели десятки населённых пунктов, уничтожены 5 крупных лесопромышленных предприятий, несколько военных объектов, множество других сооружений и зданий.
18 октября
из-за аварии ГЭУ на подводной лодке «К-387», находившейся в Баренцевом море, погибли 2 моряка.
28 ноября
вскоре после вылета из аэропорта «Шереметьево» (Москва) потерял управление из-за отказа бортовой аппаратуры и потерпел катастрофу самолёт «Ту-104 Б». Погибли 72 чел.
17 декабря
близ аэропорта «Жуляны» (г. Киев Украинской ССР) в условиях плохой лётной погоды разбился самолёт «Ан-24». Погибли 48 из 55 находившихся на борту чел.
+
* в Хабаровском крае лесные пожары уничтожили не только растительность на огромной площади, но также полностью - 11 поселков, а частично - 19 других населённых пунктов.
* боевой самолёт вpезался под г. Владивосток в пассажиpский автобус. Жеpтвы - 10 чел.

1977
13 января
при заходе на посадку в аэропорту г. Алма-Ата (Казахская ССР) потерпел катастрофу самолёт «Ту-104». Причина - пожар первого двигателя, повлёкший за собой взрыв. Погибли 96 чел.
16 января
на находившейся в Тихом океане подводной лодке «К-115» возник пожар. От ожогов погиб 1 чел.
15 февраля
при заходе на посадку в аэропорту г. Минеральные Воды разбился самолёт «Ил-18», летевший из г. Ташкент. Погибли 77 чел.
25 февраля
пожар в гостинице «Россия» (Москва). Возник на 5 этаже здания по до конца не установленной причине. В тушении участвовали 1400 пожарных, использованы 143 пожарные машины. Итог: 42 чел. погибли, в т.ч. 13 пожарных.
Март
пожар в здании Министерства торгового флота СССР [???].
4 марта
землетрясение на юге СССР. В г. Одесса (Украинская ССР) средняя интенсивность оценена в 6 баллов. Во многих домах осыпалась и отваливалась штукатурка, появились трещины в штукатурке и стенах. Одно из зданий пришло в аварийное состояние. Отмечены случаи повреждения дымовых труб. Землетрясение сопровождалось сильным подземным гулом. В Молдавской ССР привело к массовому повреждению жилых домов из монолитного железобетона, что явилось полной неожиданностью для строителей и проектировщиков таких зданий.
В Москве в этот день ощущались подземные толчки силой 3-4 балла, бывшие отголоском землетрясения в Румынии. На Ново-Хорошёвской шоссе произошло оседание грунта, образовалась выемка диаметром 40 м, повреждены несколько домов, 2 из которых разрушились.
30 марта
близ г. Жданов (Украинская ССР) при заходе на посадку потерпел катастрофу самолёт «Як-40». Причина - ошибки экипажа и плохие погодные условия. Погибли 8 из 27 пассажиров и членов экипажа.
2 мая
в районе г. Минск (Белорусская ССР) пассажирский поезд №280 Гродно-Орша на полной скорости врезался в стоящую у плаформы Крыжовка пригородную электричку. Причина - неисправность автоблокировки. При столкновении последний вагон электрички почти полностью уничтожен, предпоследний испытал сильную деформацию. Погибло 22 чел., ранено 82, из них 18 - тяжело.
7 мая
в Свердловской области (18 км южнее г. Тавда), во время группового перелёта при погоде ниже минимума столкнулись в воздухе и потерпели катастрофу 2 самолёта «Ан-2». О количестве жертв сведений нет.
22 мая
в бухте г. Севастополь (Украинская CCP) турбоэлектроход «Абхазия», прибывающий из г. Одесса с пассажирами на борту столкнулся с танкером «Акташ», в результате чего оба судна получили повреждения. Следственная комиссия установила, что в столкновении виноваты их судоводители.
27 мая
при заходе на посадку в аэропорту Гаваны (Куба) разбился самолёт «Ил-62», летевший из Москвы. Самолёт задел крылом опору ЛЭП и рухнул на землю. Погибли 9 членов экипажа, 59 из 61 пассажира и 1 чел. на земле.
27 февраля
в вагоне-ресторане поезда «Юность» сообщением Москва-Ленинград произошёл пожар с тяжёлыми последствиями, вызванный, видимо, небрежностью нетрезвой официантки. От огня и удушливого дыма погибло 17 человек. По событиям снят фильм «34-й скорый» (1981).
1 августа
при тушении пожара, возникшего на борту танкера «ТН-602», стоявшего под разгрузкой у Сормовской нефтебазы (г. Горький) в результате взрыва погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 членов экипажа, 28 чел., находившиеся на берегу, получили сильные ожоги и ранения, 15 пожарных госпитализированы. Танкер разорвало надвое, кормовая часть затонула, горящий бензин выброшен на причал. Эксперты установили, что причиной взрыва стала сильная концентрация горючих этилированных газов в незаполненных ёмкостях.
17 августа
обрушение опор надземного пешеходного перехода-виадука через железнодорожные пути на станции в г. Пушкино (Московская область). Мост дореволюционной постройки, почти полвека простоявший без капитального ремонта, рухнул под тяжестью пассажиров. 28 чел. погибло, 165 пострадало.
Осень
на СССР распространилась начавшаяся весной в Китае пандемия гриппа: она захватила Дальний Восток и Казахскую ССР. Распространение болезни было значительно менее интенсивным, нежели ранее. Советскими учёными был выделен и немедленно передан Всемирной организации здравоохранения вирус-возбудитель болезни, который получил название «А (СССР) 77».
9 декабря
близ пос. Тарко-Сале (Тюменская область) после взлёта в тёмное время суток упал в тайгу самолёт «Ан-24РВ». Погибли 17 чел.
28 декабря
на подводной лодке «К-171», находившейся в Тихом океане, из-за аварии погибли 3 чел., в том числе командир лодки Ю.И. Топтунов.
+
* расплавление 50% тепловыделяющих сборок активной зоны реактора на 2-м блоке Белоярской атомной электростанции (Урал). Ремонт, сопровождающийся переоблучением персонала, длился около года.
* крупный пожар на левобережье г. Лесозаводск (Приморский край), сгорело более 100 жилых домов.
* авария ППУ и разгерметизация реактора на атомной подводной лодке «К-56» в Тихом океане.

1978
24 января
советский искусственный спутник «Космос-954» (на околоземной орбите с сентября 1977) с ядерной энергетической установкой, содержащей 31 кг высокообогащенного урана и продукты ядерного деления, вошёл в атмосферу и разрушился, что привело к радиоактивному загрязнению более 124.000 кв. км в северо-западных районах Канады. Крупномасштабная операция по очистке загрязнённой территории, в результате которой удалось собрать около 0,1% от радиоактивного содержимого спутника, стоила Канаде почти 14 млн. долларов США; из них 3 млн. позднее оплатил СССР. Данный инцидент привёл к грандиозному международному скандалу и заставил нашу страну на несколько лет отказаться от запусков космических аппаратов с расщепляющимися материалами на борту.
20 февраля
крупная катастрофа на шахте «Сакурская» ПО «Карагандауголь» (Казахская ССР): между 1-й и 2-й сменами от вскрытия головного светильника произошёл взрыв метана и угольной пыли. Пострадало 92 чел., в том числе 72 погибли. По неофициальным данным, количество погибших составило 110 чел.
11 марта
экстремальный снегопад в районе г. Долинск Сахалинской области - прирост снежного покрова за сутки составил 50 см (при 20 см снегопад считается сильным).
22-25 марта
землетрясение на Южных Курилах.
4 мая
авария на производстве фосфорорганического отравляющего вещества 2-го поколения - советского V-газа (завод «Химпром», г. Новочебоксарск Чувашской АССР).
18-24 мая
сильное наводнение из-за заторов льда возникло в среднем и нижнем течении р. Лена в Якутии и на реках её бассейна в Иркутской области. Уровень воды в Лене достиг почти 16 м, превзойдя предыдущий рекорд на 1 м. В обширную зону затопления попало множество населённых пунктов.
19 мая
самолёт «Ту-154», летевший из г. Баку в г. Ленинград, садится на вынужденную посадку на картофельное поле у дер. Максатиха Калининской области. К сожалению, в конце пробега самолет задевает крылом телеграфный столб и загорается. Из 134 чел., находившихся на борту, спаслись 130, 4 погибли.
26 мая - 12 июня
высокое половодье на р. Нижняя Тунгуска (Красноярский край). На берегу реки подтоплены многие населённые пункты, хозяйственные постройки в пойме.
3 августа
над о. Сахалин разразились ливни, выпало 90-160 мм осадков (1,5 месячной нормы). В районах почти десятка городов затоплены хозяйственные объекты и жилые кварталы, размыты полотна дорог, затоплены сельхозугодья.
24 августа
близ пос. Айхал (Якутская АССР) по заказу министерства экологии СССР проведён эксперимент «Кратон-3»: подземный «мирный» ядерный взрыв в промышленных целях. Халатность рабочих привела к выбросу радиоактивных аэрозолей и элементов ядерного взрывного устройства на поверхность. Радиоактивное облако накрыло территорию в 450.000 кв. км, причём именно лагерь рабочих и подвергся заражению в 1-ю очередь. Переоблучились 80 чел., из них 76 получили дозу 20-25 рад.
20 сентября
утечка жидкого хлора через сальник вентиля на ПО «Нитрон» (г. Саратов). На этом заводе планировался выпуск химического оружия.
7 октября
при взлёте из аэропорта «Кольцово» (г. Свердловск) из-за отказа всех двигателей разбился самолёт «Як-40». Погибли 38 чел.
23 октября
в залив Сиваш (Крымская область) из-за обледенения двигателей во время ночного полета упал самолёт «Ан-24 Б». Погибли 26 чел.
1 ноября
Алайское землетрясение в Таджикской ССР интенсивностью 8-9 баллов. Ощущалось на большой территории, пострадали кишлаки вдоль северного борта долины.
Декабрь
сильные холода охватили Европейскую часть СССР. Очень низкие температуры отмечались от Урала до Белорусской ССР, от Ленинградской области до юга Тамбовской. В период похолодания были установлены новые минимумы температур. Причиной оного послужило «ультраполярное вторжение» очень холодного (-54°С) воздуха Арктики на материк. Отмечены 3 волны холода: 1-я в середине декабря, 2-я - в конце декабря и начале января 1979 и 3-я - в середине февраля 1979. Причем самое мощное похолодание - под Новый год.
13 декабря
ядерная авария при выполнении технологических операций со слитками металлического плутония на Сибирском химическом комбинате (Томск-7). Пострадали 8 чел.
28 декабря
большой морозильный рыболовный траулер «Борис Горинской» столкнулся с Беринговом море с другим траулером, «Пролив Лаперуза», выполнявшим разворот во льдах, и вскоре затонул. Команда успела эвакуироваться на льды.
31 декабря
пожар на 2-м энергоблоке Белоярской атомной электростанции (Свердловская область), приведший к обрушению перекрытий машинного зала на площади 960 кв. м. Выгорел весь контрольный кабель, реактор оказался без контроля. При подаче в него аварийной охлаждающей воды переоблучились 8 человек. Для ликвидации пожара потребовалось почти 10 часов, в тушении участвовали 270 работников пожарной охраны. Отравились продуктами горения 25 чел. из персонала станции. Ущерб составил 280.000 руб.
+
в юго-восточной части Баренцева моря во время шторма при транспортировке твёрдых радиоактивных отходов с общей активностью, эквивалентной 40 Ки стронция-90, затонул советский лихтеровоз.

1979
Начало января
В новогоднюю ночь температура воздуха опустилась до -38,0°С, установив абсолютный рекорд. Морозы продолжались до 10 января, за это время нарушилась подача тёплой воды, чрезмерное использование электроэнергии для обогрева помещений поставило под угрозу работу электросетей. В ряде районов столицы из многоэтажных зданий пришлось эвакуировать жителей.
15 января
при заходе на посадку близ аэропорта Минск-1 (Белорусская ССР) в условиях обледенения потерпел катастрофу самолёт «Ан-24 Б». Погибли 13 чел.
3 февраля
ночью на 9-м километре газопровода Мессояха-Норильск (Таймыр, Красноярский край) сильнейший взрыв, приведший к разрушению 40 км трассы. В г. Норильск при температуре -56°С отключена подача света и тепла; к обслуживанию города подключена Хантайская ГЭС, но велись разговоры об эвакуации женщин и детей.
14-16 февраля
продолжительное по времени взрывное горение метана в шахте «Контарная» шахтоуправления «Контарное» ПО «Шахтерскантрацит». Всего произошло 13 взрывов, 8 из них - 15 февраля.
Март
из-за внезапного подъёма паводковых вод на р. Самара произошла сильная подвижка льда. Начавшийся ледоход сорвал зимовавшие суда, часть которых навалилась на устои моста в устье реки. В мостовых пролетах до самого дна реки образовались заторы льда. Возникла угроза обрушения опорных элементов, однако своевременные действия бригад сапёров, которые несколькими взрывами ликвидировали торосы, спасли мост. Впрочем, речной флот понёс значительные убытки - несколько судов оказались изрядно повреждены.
17 марта
при вылете из аэропорта «Внуково» (Москва) из-за ложных сигналов аппаратуры и последующих ошибок экипажа потерпел крушение самолёт «Ту-104». Погибли 86 чел. из 106, находившихся на борту. После этой катастрофы все самолеты «Ту-104» были выведены из эксплуатации в системе министерства гражданской авиации СССР.
30 марта
выброс в результате аварии в секретной лаборатории в атмосферу облака аэрозоля биологического оружия, разрабатывавшегося и изготавливавшегося в подземной части военно-биологического центра Свердловск-19, который положил начало эпидемии сибирской язвы в г. Свердловск. Вышедшее из-под контроля оружие поразило жителей Чкаловского района города. По официальным данным КГБ, заболело 96 чел., из них погибло 64. Есть данные, что число пострадавших могло дойти до 2000 чел. Район стал «вымирающим».
Апрель
* половодье на р. Чулым (Томская область) нанесло ущерб в несколько десятков млн. руб.
* в Пермской области чрезвычайно высокое наводнение причинино ущерб 11 городам и 86 населённым пунктам (затоплено 7200 жилых домов, размыто 338 км дорог, 11 км дамб, разрушены мосты, канализационные сети и линии электропередач, 16 км водопровода), общий материальный ущерб составил 7 млн. руб. (в ценах 1979).
10 апреля
во время полёта космического корабля «Союз-33» после выхода на орбиту взорвался основной двигатель космического корабля. Полёт пришлось прервать, тем более, что на борту находился в качестве 2-го пилота болгарин Г. Иванов. К счастью, запасной двигатель сработал и космонавтов удалось вернуть на землю.
21 апреля
из-за неисправности стрелки на станции Куйбас Южно-Уральской железной дороги (Челябинская область) пассажирский поезд №604 был направлен в тупик, где столкнулся со стоящими там вагонами.
23 мая
авария на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС (Хакасская АО): катастрофическим паводком переполнено растущее водохранилище и вода прорвалась через верх недостроенной плотины. Её поток оказался таким, что пропускной способности штатных отверстий не хватило и было затоплено здание ГЭС, где по временной схеме уже работал первый гидроагрегат. На откачку воды ушёл почти месяц. Обрушился один из кранов-«тысячников». В прессе сообщалось о том, что «имеются жертвы», известно, что погибли водолазы, пытавшиеся освободить подкрановые пути.
22 июня
в г. Харьков (Украинская ССР) на 207 км перегона Максимовка-Мерчик под пассажирским поездом Минск-Сочи произошёл выброс пути. Пассажиры не пострадали - вагоны, сошедшие с рельсов, устояли на колее.
Июль
ядерная авария на подводной лодке «К-116»: течь теплоносителя по крышке реактора, разгерметизация и расплавление активной зоны реактора. Переоблучилось 38 чел.
26 июля
пожар на нефтехранилище в Тюменской области: во время ночной грозы молния попала в один из резервуаров с нефтью, автоматическая система пожаротушения оказалась повреждена и пожар получил развитие. В момент максимального охвата площадь горения составила 5000 кв. м. В результате непрерывной пенной атаки к полудню огонь потушен.
3 августа
при заходе на посадку в аэропорт «Ржевка» (Ленинградская область) разбился самолёт «Л-410 М». Погибли 14 чел.
11 августа
в районе г. Днепродзержинск (Украинская ССР) столкнулись в воздухе два самолёта «Ту-134». В одном из самолётов на игру в г. Минск (Белорусская ССР) летела футбольная команда «Пахтакор» из г. Ташкент. Причина столкновения - грубейшая ошибка диспетчера службы управления воздушным движением. Погибло 178 чел.
23 августа
после взлёта во время крейсерского полета в 18 км от г. Енисейск (Красноярский край) упал в тайгу самолёт «Ан-126». Погибли 11 чел.
29 августа
под г. Кирсанов (Украинская ССР) терпит катастрофу самолёт «Ту-124», следовавший по маршруту Киев-Казань. На высоте 9000 м сорвался в штопор, а на высоте 3000 м начал разрушаться. Обломки были разбросаны на значительном расстоянии. Погибли 63 чел.
3 сентября
при заходе на посадку в аэропорту Амдермы (Ненецкий АО) разбился самолёт «Ан-24», на борту которого было 40 чел. Причина - преждевременное снижение и столкновение с землёй на удалении 2 км от взлётно-посадочной полосы.
16 сентября
научный эксперимент «Кливаж»: «мирный» ядерный взрыв мощностью свыше 300 т тротила на глубине 802 м в шахте «Юнком» в Енакиево Донецкой области (Украинская ССР), «славившейся» своими многочисленными авариями. Цель - предупреждение выбросов газов в угольных пластах. Жителей г. Юнокоммунаpск, под которым была шахта, и самих шахтёров на день эвакуировали. Позже шахтёров снова спустили в забой. Позитивных результатов эксперимента не отмечалось. По данным СЭС, ныне в Южнокомунарске - десятки радиоактивных пятен, а динамика заболеваемости и смертности в Донбассе, на Кировоградщине и непосредственно возле г. Красноград намного выше среднестатистических показателей по Украине.
Конец октября
в результате замыкания силового кабеля сгорел гараж Каменского автопредприятия (Алтайский край) с 56 автомашинами, в т.ч. 38 автобусами городских и междугородных маршрутов.
Ноябрь
на Камчатке от зажора льда при внезапном потеплении произошло катастрофическое повышение уровня воды, в результате в течение 10 дней оказался под водой г. Усть-Большерецк.

1980-1984

Совдепия, История

Previous post Next post
Up