102 года назад, 5 апреля 1905 года, в деревне Двуречки Грязинского района, тогда Воронежской, а ныне Липецкой области, родился И.А.Флеров - человек, с котором связана одна из удивительных, но полузабытых ныне страниц истории Великой Отечественной войны.
Памятник в Знаменке
Если ехать по шоссе Вязьма-Юхнов-Калуга, то вскоре за селом Знаменка, на окраине большого поля, мимо промелькнет небольшой обелиск и братская могила. На этом месте похоронены шесть человек из личного состава Первой отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии резерва Верховного главнокомандования, во главе с командиром - капитаном И.А.Флеровым.
21 июня 1941 года, за день до начала войны, были завершены испытания новейшего оружия - установок реактивной артиллерии БМ-13, более известных впоследствии как "Катюши", и принято решение о начале их серийного выпуска. 28 июня капитану И.А.Флерову было поручено приступить к созданию первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. В ее состав вошли 170 солдат, сержантов и офицеров, 7 боевых машин БМ-13: три огневых взвода и одна головная машина, пристрелочный взвод в составе 122-мм гаубицы, взводов управления, автотранспортного и медикосанитарного, хозяйственной и финансовой частей и других спецподразделений. Офицеры на батарею прибыли в основном из Артиллерийской академии. В ночь на 3 июля батарея выехала из Москвы на Западный фронт, имея боезапас около 3000 ракет М-13.
Первую боевую задачу капитану И.А.Флерову поставил генерал-майор Г.С.Кориофилли - нанести огневой налет по железнодорожной станции Орша, на которой скопились фашистские эшелоны с личным составом, боеприпасами, техникой, горючим и другими материальными ресурсами. И вот 14 июля 1941 г. в 15 часов 15 минут был дан первый залп ракетами, снаряженными зажигательными веществами.
Через несколько секунд на железнодорожный узел обрушился огненный смерч. Мало кому из фашистов, оказавшихся в это время на станции, удалось спастись. Эффект был потрясающим! На станции Орша практически были уничтожены все эшелоны и путевое хозяйство. Наблюдая результаты боевой работы батареи с наблюдательного пункта, И.А.Флеров сказал подполковнику Кривошапову: «Можно смело докладывать Верховному главнокомандующему, что создано превосходное оружие! Надо думать, отголоски залпа дойдут от Орши до Берлина!».
В течение трех месяцев батарея, постоянно меняя место дислокации, нанесла десятки сокрушительных залпов по скоплению живой силы и техники фашистов. Командованием вермахта были выделены специальные части с задачей любой ценой обнаружить и захватить батарею. За ней началась настоящая охота с использованием авиации, танков и пехоты.
Но все это время благодаря умелым действиям капитана И.А.Флерова батарея с минимальными потерями уходила от преследования и в то же время постоянно наносила разящие удары по противнику. 30 сентября фашисты приступили к реализации плана «Тайфун», конечной целью которого был захват Москвы. В это время батарея вместе с другими войсками находилась в окружении в районе города Рославль. Для выхода к линии фронта и соединения с войсками батарейцам пришлось совершить двухсоткилометровый марш по тылам фашистов, имея на направляющих боевых установок ракеты всего для одного залпа. И батарея прорвалась к своим войскам, сохранив личный состав и всю технику.
Но в ночь на 30 октября фашистам удалось окружить батарею недалеко от деревни Богатырь Смоленской области. Дав последний залп прямой наводкой по приближающимся танкам противника, батарейцы, выполняя приказ командира, подорвали, боевые установки, которые были подготовлены к взрыву. Сам капитан И.А.Флеров, будучи тяжело раненным, отдав приказ подчиненным мелкими группами пробиваться к своим войскам, взорвал головную установку, к которой немцы подобрались на 40-50 метров, и при этом погиб. К линии фронта вышли только 46 артиллеристов батареи, которых вывели командир огневого взвода старший лейтенант А.В.Кузьмин и парторг батареи политрук И.Я.Нестеров. Для этого воинам пришлось в течение 10 дней с боями, в тяжелейших условиях пройти путь более 120 км. К этому времени в тылу уже было налажено серийное производство боевых машин, и на фронте, кроме батареи капитана И.А.Флерова, с конца июля действовали еще две отдельные батареи реактивной артиллерии резерва Главного командования. В дальнейшем они были развернуты в отдельные дивизионы, формировались полки, бригады и дивизии реактивной артиллерии, которые сыграли значительную роль в достижении Победы в Великой Отечественной войне.
Долгое время подробности трагической гибели батареи не были известны. Ее командир Иван Андреевич Флеров считался без вести пропавшим, и семья ничего не знала о нем. Много труда приложил, чтобы восстановить историю знаменитой батареи, журналист Н. М. Афанасьев. Он написал книгу «Первые залпы», за которую все гвардейцы-минометчики благодарны ему.
Один из оставшихся в живых участников событий, каждый год, на 9 мая, приезжал на могилу своих однополчан, ухаживал за ней вместе с местными жителями. После 1984 года, видимо с его смертью, поездки прекратились, местные жители постарели, многие ушли из жизни. Заборчик, огораживающий могилу, сгнил и упал, после чего, место запахали вместе с дорогой, которая шла через поле на деревню. Захоронение было потеряно.
С присвоением капитану Флерову звания «Герой России» перед руководством Угранского района Смоленской области возникла дилемма: «Памятник есть (памятная плита в начале деревни Богатырь), а останки не захоронены и находятся где-то среди поля». Были приглашены вяземские поисковики. Они выехали на место гибели Флерова, выслушали местных жителей, прошли дорогой, по которой на деревню Богатырь вышли «Катюши». Одна пожилая женщина не просто поведала историю происходившего здесь в 1941 году, но и принесла фотографию, на которой было запечатлено захоронение с деревянной оградкой. По фото и рассказам сузили участок поиска до минимума прямоугольника 100 на 200 метров. Вооружившись щупами, сантиметр за сантиметром обследовали каждый подозрительный провал или бугорок. Первой нащупала кости Горшкова Люба. Когда рассчитали контур ямы, оказалось, что капитан (это видно было по «шпалам» на петлицах) лежал отдельно, а 6 человек лежали с другой стороны в ряд (один из них был старший лейтенант). На петлицах погибших также хорошо просматривались артиллерийские эмблемы (две перекрещенные пушки).
Церемония перезахоронения началась митингом в районном центре Угра, а затем колонна с гробами на артиллерийском лафете и почетным караулом отправилась на поселок Знаменка, где дали залп реактивные установки «Град» - современные «Катюши». Останки были торжественно перезахоронены около почти вымершей к тому времени д. Богатырь, у самого большака Вязьма - Юхнов.
По материалам статьи В.Н.Старовойтова и сайта «Победа Витебск».
Обелиск
Старая дорога из Знаменки в Богатырь, по которой двигалась батарея.