Всего в ночи езды от Москвы и Петербурга, вдоль границы Костромской и Вологодской областей, расположен удивительный край забытых нашим государством лесных поселков. Здесь нет сотовой связи, а кое-где - телефона и электричества. Здесь почти нет дорог - пока не ляжет снег, и не замерзнут болота. Единственной нитью, связывающей живущих и работающих здесь людей с цивилизацией, является железная дорога - подъездной путь Монзенского ЛПХ, протянувшийся на 238 км. сквозь тайгу и болота.
Когда-то здесь кипела жизнь - работали лесопункты, каждые 10 км. стоял поселок, были школы, магазины, почты. Теперь же на месте многих поселков и деревень - зарастающие поляны. Во время перестроечного упадка объем вывозимого леса сократился во много раз, примерно то же произошло с населением. Сейчас пассажирский поезд Вохтога-Ида ходит четыре раза в неделю, а до самой дальней станции Кема добирается всего два-три грузовых поезда в месяц. Но люди остались, в Куноже, без электричества и почти без связи, живет дежурный по станции, для которого приход очередного поезда - событие.
Многие исследователи железных дорог мечтали здесь побывать. Мало кому удалось добраться до Кемы - настоящей “Terra Incognita” этих краев. Почти никто не был на единственной построенной в 90-х годах УЖД - лесоучастке 76 км. Участникам КТП удалось нанять мотовоз, и проехать 20 мая всю Монзу - 238 км. главного хода и боковые ветки - 13 км. на Каменку и 17 - на Солигалич.
Станция Истопная
Наш мотовоз на ст.Каменка.
УЖД лесоучастка 76 км.
Старый вагон около ст.Карица.
Так начинается Монза.
Река Монза, давшая название леспромхозу и железной дороге.
Истопная. Развилка на Каменку (прямо) и Кему (направо).
Спугнули гревшуюся на путях птицу.
Дорога на Каменку.
Пересечение с закрытым участком УЖД в Каменке.
Станция Каменка.
Каменка. Кран.
Лесопункт закрыт...
На путях депо УЖД в Каменке.
Семафор на ст.Стеклянка.
Семафор на ст.Стеклянка.
Стеклянка. Лампа.
УЖД лесоучастка 76 км.
УЖД лесоучастка 76 км.
Станция Ламса.
Ламса. Развилка на Солигалич и Кему. Семафоры.
Перегон Ламса-Гремячий.
Станция Гремячий.
Мотовоз на ст.Ида.
Станция Карица.
Перегон Карица-Юза.
Станция Юза.
Старые пассажирские вагоны около ст.Юза.
Брошенный старый мотовоз на перегоне Юза-Кема.
Перегон Юза-Кема.
Кема. Моя мечта сбылась...
Так заканчивается Монза. Участок Кема-Никольск так и не был построен.
Туманное утро на ст.Солигалич.