Извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокуль особенно большим не назовешь. Однако это извержение парализовало авиасообщение практически по всей северной и западной Европе. Закрыты сотни аэропортов, отменены тысячи рейсов. Почему?
Все дело в вулканическом пепле. Поднявшись на 15-20 километров во время извержения, тучи пепла разносятся сильным западным и северо-западным ветром, постепенно продвигаясь все дальше на юг или восток. На больших высотах господствующее направление ветров в нашем полушарии - с запада на восток, иначе бы все европейские беды пришлось бы прочувствовать Америке.
До Европы пепел долетает в небольшой концентрации, практически незаметной на фоне неба. Это не знаменитый пеплопад, засыпавший Помпеи трехметровым слоем. Однако для авиации даже такое количество тонкоизмельченной горной породы в воздухе очень опасно. Раньше на это не обращали внимания, но после событий, произошедших почти 30 лет назад в небе над Индийским океаном, отношение к вулканическим явлениям резко изменилось.
24 июня 1982 года самолет Boeing 747-200 G-BDXH с 248 пассажирами и 15 членами экипажа на борту, выполнял один из самых длинных рейсов авиакомпании British Airways - BA-009 по маршруту Лондон - Бомбей - Мадрас - Куала-Лумпур - Перт - Мельбурн - Окленд.
Поздним вечером, во время полета над Индийским океаном примерно в 150 км. от острова Ява, экипаж и пассажиры стали замечать странные вещи. В салоне появился дым и ощутимо запахло чем-то горелым, на крыльях началось странное беловатое свечение, а за каждым двигателем - яркое красное зарево. Самолет в этот момент находился на высоте 11300 метров и летел по направлению к Австралии.
Пока кабинный экипаж искал по туалетам и прочим закуткам источник дыма, капитан включил противообледенительную систему на на всякий случай табло "пристегните ремни". Однако по всем параметрам условий для обледенения быть не могло, метеолокатор не показывал никаких грозовых очагов, и природа "огней Святого Эльма" на крыле была совершенно непонятной.
Ситуация изменилась через несколько минут, когда по одному стали самовыключаться двигатели. Такое не могло никому присниться и в страшном сне - чтобы четырехдвигательный лайнер с достаточным запасом топлива на борту оказался над океаном без работающих двигателей вообще! Конечно - камнем вниз он не падал - показатель аэродинамического качества современных пассажирских самолетов позволяет пролетать в режиме планера 12-17 км. на каждый километр потерянной высоты, разгоняясь за счет притяжения Земли. Однако это не очень обнадеживало - хотя до ближайшего аэропорта в Джакарте и оставалось как раз 150 км, он был расположен на другой стороне острова, перелететь горную цепь которого высоты бы уже точно не хватило...
Во время тихого планирования к поверхности океана, экипаж произвел несколько десятков попыток запуска двигателей в воздухе. Через 14 минут после отказа двигателей, на высоте около 3500 м. удалось запустить двигатель №4, а следом - все остальные (один позже снова остановился, но это было уже не критично). Капитан стал снова набирать высоту чтобы безопасно перелететь горную цепь Явы, но вскоре снова появились предвестники неприятностей - "огни Святого Эльма" и зарево за двигателями. Пришлось снова снизиться и перелетать горы на минимальной безопасной высоте.
Самолет успешно приземлился в Джакарте, никто не пострадал. Однако при осмотре лайнера были обнаружены удивительные вещи: все передние по полету поверхности, влючая стекла кабины экипажа, оказались исцарапаны и стерты - будто их долго терли наждачной бумагой. В двигателях было найдено большое количество спекшейся корки неизвестного вещества, которая, как выяснилось, и вызвала их отказ.
Причина была найдена довольно быстро. В эти дни происходило мощное извержение соседнего вулкана Галунгунг. В воздух выбрасывались миллионы тонн вулканического пепла, который с горячим воздухом поднимался в стратосферу и разносился ветром по огромной территории. Самолет British Airways попал в слой воздуха, особенно богатый пеплом. Твердые частички царапали поверхность, их трение вызывало "огни Святого Эльма", а попадая в двигатель, пепел изменял условия сгорания, и что самое неприятное - снова плавился и осаждался в камере сгорания и сопле.
Когда самолет снизился и вышел из пепельного облака, многочисленные попытки экипажа запустить двигатели привели к тому, что хрупкая корка застывшего пепла частично была выброшена наружу, что и позволило двигателям запуститься вновь.
После этого случая, лишь по счастливой случайности не окончившегося катастрофой, в правила метеорологического обеспечения полетов были внесены изменения, требующие учитывать активную вулканическую деятельность. И теперь, когда вы читаете "на Камчатке произошло очередное извержение вулкана Безымянный. В поселке Ключи наблюдается пеплопад, угрозы жизни людей и безопасности полетов нет" - знайте, что ситуация действительно под контролем, и все рейсы направлены по альтернативным трассам.
Сам Boeing-747 был восстановлен, до января 2001 года летал в British Airways (в том числе и по маршруту на Окленд), затем был продан в European Airlines, где позже и списан по причине выработки ресурса.
Вот фильм об этом инциденте (довольно красивый кстати). Очень рекомендую посмотреть!
You can watch this video on www.livejournal.com
Влияние извержения вулкана Галунгунг в 1982 г. на авиацию не огранилилось историей с рейсом 009. Еще 5 апреля 1982 года самолет DC-9 а/к Garuda попал в облако пепла и получил абразивное повреждение.
Но вот через три недели после инцидента с британским самолетом, 13 иююя 1982 г, произошло нечно посерьезнее. Еще один Boeing 747 - авиакомпании Singapore Airlines, направлявшийся в Мельбурн, практически повторил судьбу своего предшественника (напомню, расследование прошлого случая тогда еще было в самом разгаре). Дело было ночью, эффекты в виде "огней Святого Эльма" и т.п. наличиствовали. На этот раз остановились три двигателя, один из которых удалось запустить после снижения до 2400 м. На двух двигателях лайнер долетел до Джакарты - и опять-таки обошлось без жертв.
После этих событий, при наличии на высотах полета скоплений вулканического пепла и стали приниматься особые меры предосторожности...