Санно-тракторные поезда, о которых вы возможно читали в книгах про работу советских антарктических экспедиций - удел не только ледяного континента. Их можно встретить и на севере России - в местах, где невыгодно делать капитальный зимник, а грузопоток тем не менее существует. Этот удивительный вид траспорта перетаскивает оборудование буровой с места на место или забрасывает на нее многомесячный запас топлива.
В районе Ванкора и Дудинки пользуется особой популярностью трактор-болотоход Т-10 Челябинского завода, а также ряд его модификаций. Т-10 может взять от 2 до 5 прицепов на полозьях из свареных буровых труб, и со скоростью 4 км/час перетащить на сотни километров. Наверное, за рычагами сидят особые люди. Вы бы смогли ехать 400 км со скоростью 4 км/час по бесконечной, сравнительно однообразной тундре?
5 "вагонов"!
Иногда на зимнике санно-тракторные поезда образуют пробку. Обогнать невозможно - по сторонам полутораметровой глубины снег. За составом тракторист не видит что творится позади, и остается в неведении что его хочет обогнать более скоростной транспорт. В таком случае поступают просто - машина останавливается и водитель бегом вдоль состава бежит к движушемуся трактору (если есть где бежать), стучится в кабину, тракторист обращает на него внимание и сворачивает в сторону с зимника. Целина ему не помеха - разве что скорость падает до 2,5-3 км/час.