Медный завод. Плавильный цех.

Mar 25, 2009 00:06

Есть Норильске места, где всегда тепло и даже жарко. Очень жарко. Это плавильные цеха металлургических предприятий. Сегодня мы отправляемся на Медный завод.

Руды Норильска и Талнаха - комплексные медно-никелевые, с примесью ряда других полезных элементов (кобальт, платина, редкие земли и т.п.). На первых этапах развития Норильского промышленного района основной "упор" делался на никель, и первый завод Норильска выпускал в основном этот металл. Медь была побочным продуктом, внимание ей уделялось меньше.
     Такое положение вещей не могло продолжаться долго, и с целью оптимизации технологического процесса Норильского комбината во второй половине 1940-х годов начато строительство Медного завода - специализирующегося именно на медном производстве. 21 декабря 1949 года он выдал первую черновую медь.
     Медный завод до недавнего времени выбрасывал в атмосферу несколько сот тысяч тонн сернистого газа в год, внося солидный вклад в "черный след" Норильского никеля - участок выжженой тундры, на которой не растет почти ничего. В 2004 году, в прошлый приезд в Норильск, автор этих строк получил небольшое отравление сенистым газом прямо на автовокзале Норильска вместе с остальными пассажирами. С тех пор, правда, кислотные облака реже стали накрывать город - недавно на заводе восстановлены и запущены фильтры, не действовавшие долгих 18 лет...

Производство меди состоит из трех основных стадий. На первой водо-рудную пульпу, перекачанную с рудника по трубе, осушают. На второй, в специальной вращающейся печи (т.н. печь Ванюкова) концентрат перплавляется. Получается штейн - относительно чистое вещество. Шлак при этом всплывает, а расплавленную черновую медь ковшом переносят в еще одну печь, в которой после еще одной плавки образуется более чистый файнштейн, распределяемый по изложницам (формам).
     После оставания эти болванки-аноды достают из изложниц и на вагонетках отвозят в электролизный цех. Здесь, в огромных ваннах с серной кислотой, и рождается продукция завода - медные листы с чистотой 99,99%.



Медный завод - административный корпус.



Плавильный цех.



Подготовка к наполнению ковша расплавом.



Климат в Норильске сами знаете какой, так что на заводах существует система крытых и отпаливаемых галерей, соединяющая бытовой корпус и основные цеха. Галереи эти тянутся на сотни метров, а на "Надежде" (о ней позднее) - на километры.



На некоторых дверях попадаются надписи, понятные далеко не каждому работнику завода.



Невзрачный дверной проем - вход в совсем иной, непохожий на наш мир...



Плавильный цех - сердце Медного завода.



Печи. В некоторых из них идет плавка, другие - в процессе очистки от шлака.



Подготовленная к плавке печь.



И действующая.



Главное действующее лицо - 15-тонный ковш.



Подносим к печи ковш, вытряхиваем шлак и остатки прошлого расплава.



Сильнее!



Ставим...



Наклоняем саму печь и начинаем наливать медь. Кажется что это не сложнее кофейного автомата, но на самом деле на успех плавки влияет огромное количество факторов, процентный состав руды среди которых - лишь один из многих.



Этот металл - еще не совсем чистая медь.



Но выглядит эффектно!



Когда почти над тобой проносят 15-тонный ковш с 20 тоннами расплавленного металла - чувства незабываемые. Рабочие давно привыкли.



А этот якорь приходится использовать в тех случаях, когда шлак не желает так просто покидать ковш. Его зацепляют краном и долбят, долбят...



Переходим в соседнюю часть плавильного цеха.



Здесь стоят карусельные печи, из которых более чистая черновая медь разливается по изложницам (формам).



Развита система внутризаводского ж-д транспорта. Тяжеленные аноды лучше перевозить по рельсам!



Электровоз и состав с еще горячими, только что вынутыми из изложниц анодами.



Вагонетки.



Каждая такая болванка весит много более тонны.



А вот что от них остается после электролиза - жалкие остатки.



Готовая продукция - листовая медь с чистотой 99,99%. Ее снимают со стенок и дна электролизных ванн, отмывают от остатков кислоты и отгружают заказчикам. В сам электролизный цех мы не ходили - из-за паров серной кислоты нужна специальная экипировка.



Показатели выполнения плана.



И старый ковш, стоящий как памятник на площади перед заводом. Но при виде его нам все равно было тепло - воспоминания об увиденном полчаса назад не давали замерзнуть... )
Previous post Next post
Up