Пестовский бизнес-феномен

Mar 23, 2012 15:19


В мартовском номере журнала "Бизнес ВН" напечатана любопытная статья Алексея Виноградова про ""мы говорим о Пестове, давно уже прозванном в области столицей джипов, где на зарплату в 15 тыс. рублей никого калачом не заманишь. В чем же дело? Многие задаются этим вопросом. Было бы несколько самонадеянным вот так вот, запросто,раскрыть загадку пестовского феномена… но попытаться, однако, можно…">Пестовский бизнес-феномен".

Как широко известно в узких кругах, пестовские домики пользуются большой приязнью у жителей крупных городов, особенно у жителей Нерезиновска и родины нашего всего. Пестовчане - народ работящий. Поэтому не менее, чем половина местных коммерсов никогда не жалуются на плохую погоду :). Неоторые, особенно несознательные, обзывают Пестово городом джипов и тракторов. Что, в общем-то, правда лишь отчасти. Потому что еще у нас самые красивые девушки и самые уютные поля, луга и леса. И небо у нас синей, чем в других местах. А трава, само-собой, зеленей :).

А по поводу бизнеса... Мой комментарий к статье
Сначала про бизнесменов. Олег Стерхов - безусловно, самый первый и самый яркий. Личность для нашего Пестова выдающаяся. Я его впервые вблизи увидел в 86-м году. Нас тогда всем нашим 8-м классом "припахали" на разборку полуподвала под общежитием ЛК. В смысле, не припахали, а добровольно и с охотою мы хлам выносили, линолеум заносили, че-то там лаком покрывали. Во-первых мужское население класса в качалку качаться позвали и в настольный теннис играть. А вообще в этом подвальчике обещали крутить хорошую музыку, устраивать всякие вечера (с блекджеком и ш... девушками) и нас туда всенепеременнейше пускать.

Кинули! Причем два раза. Сначала сказали, что мы у них кассету украли (магнитофонную, десятка цена по тем временам). Потом оказалось, что в подвальчике будет видеобар. За деньги, разумеется. Электроника ВМ-12, рупь вход. Причем Стерхов лично каждый фильм предварял небольшой лекцией на тему. Дескать, ужасы у нас настоящщие, всамделишные. Эротика - это искусство (ага, куда и чего пихать ;)). Ну, в общем всякую подобную хрень нес, а зрители исходили слюной в ожидании начала фильмы. И вот фильм наконец-таки начинался, на экране появлялась Эммануель и... по экрану телевизора пробегала рябь, потом полосы, потом снова рябь, но уже крупная. Электроника ВМ-12 был устройством с характером :).

Потом Стерхов занимался, помимо видеопроката, еще много чем. В 91-м (или раньше) заделался брокером, но об особых успехах было не слыхать. Успехи пришли в 92-м, когда раннею весною он открыл этот самый ларек. На все Пестово один-единственный. Из конкурентов - цыгане, и все! Водка (сначала настоящая), чуть позже пресловутый спирт Рояль, чуть позже паленка. Очередь была все время, а в получку - не протолкнись. Мой школьный товарищ тем зарабатывал на выпивку, что без очереди особо страждущим покупал. Здоровый был потому что, в Польше в ДШБ служил. Кстати, до армии не пил вообще и был примерным мальчиком.

В общем, "у Стерха" очень скоро стало для Пестова именем нарицательным. Выражение "сходить к Стерху" не вызывало никаких сомнений насчет цели похода :). Потом, через год-два где-то, дали добро для открытия других точек, и стерховская монополия кончилась. А с ней и большие бабки.

Но за Стерхом потянулся народ. Потому, что как говорит в своей статье Виноградов, и другим тоже охота было ездить на джипе. Правда, тогда символом достатка были не джипы, а вишневые девятки еще и только-только вошедшие в моду 99-е. Которую, конечно же первым в Пестове купил Олег Викторович :).

Так вот, народ потянулся. В. Смирнов, который работал у Стерха... менеджером вроде, открыл первый в Пестове настоящий продуктовый магазин. В котором было всего завались и незадорого. Батька моего школьного дружка, В. Радыгин, сотоварищи поставили в деревухе Новое Раменье частную пилораму. Тоже одну из первых. С.Яковлев взял в аренду деревообрабатывающий цех на бывшей фабрике Молога. В общем, именно в те времена определились будущие направления пестовского бизнеса. И если с тоговлей едой и шмотками все в общем-то понятно, то с лесом вопрос особый.

Спрос на пиломатериалы в больших городах в 90-е годы был бешеным. Голодные же времена были, поэтому доценты с кандидатами, которые кушать уже очень хотели, но еще не догадывались ездить в Китай и Польшу за товаром, вспомнили про свои деревенские корни и потянулись в направлении Сходни. И хоть какой курятник, но строить им было надо. Нужны были доски, брус и прочая вагонка. Которую, быстро расчухав тред, начали возить в Москву ушлые пестовчане. Кто-то оптом продавал, кто-то с доской на плече с утра пораньше на рынке стоял, как тот же Семен Яковлев.

Дела у лесного народа быстро пошли в гору. Ну, а че? Лес, считай, халявный. Лесу было не сказать чтоб уж заросли, но много. Спрос постоянный. Конкуренции никакой. Живи да радуйся. Так и жили.

Году в 95-6 постепенно загинающиеся ЛК с ОМЗ начали совсем уж дышать на ладан. Их директора, В.П. Васильев и А.У. Барановский были хоть и неплохими управленцами, но в наступившей эпохе никак не улавливали сути новой жизни, новых экономических реалий. Пытались сохранить свои предприятия, но удавалось сохранить лишь огромный штат контор. При этом еще строилось жилье, школы и детские садики. Но зарплату сначала задерживали, потом задерживали на полгода, потом она стала совсем смешной.



Деревянная бытовка - Пестовский бренд 90хНароду надо было куда-то деваться. Ну, и стали деваться. Кто-то колотил деревянные бытовки у себя на огороде. Кто-то ездил строить домики с баньками в Москву. Домики и баньки строили сначала от истинно московских контор. Времена тогда были суровыми, и в таком интересном для криминала всех мастей, как стройка, без надежной крыши делать было абсолютно нечего. Но и тут пестовские сориентировались. Дружок мой Леха Радыгин поехал в Москву жить, как человек очень контактный, легкий и ненапряжный, мгновенно оброс нужными связями и процесс пошел. Бытовки пошли просто в офигеннейших количествах. Опять же, при полном отсутствии конкуренции. Дома и бани тоже, но тогда они бытовочникам были просто неинтересны. Бытовку же как - привез, бросил, и забыл про нее. А в доме из сырого бруса (или сухого, как у Стерха) обязательно через год вылезет целая куча всякого нехорошего.

Олег Кузин пошел дальше, и как только в начале конце 90х начале 2000-х появился спрос - начал заниматься блок-контейнерами. Безо всякой натяжки, именно он в первый раз показал остальным коммерсам, как искать свою собственную нишу, и как быстро и успешно ее занимать. Он до предела (тогдашнего) удешевил производство блок-контейнеров и модульных зданий. Технология производства и конструкция будок за свое несоответствие нормативным документам вызывала сначала пренебрежение, потом нарекания и бухтения. Типа, нельзя использовать внутренний деревянный каркас из ничем не обработанного сырья. Нельзя ставить блоки более чем в два этажа. Потом нарекания и бухтения (особенно со стороны клятых москалей - производителей подобного) лишь усилились. Потому что Кузинские блоки были хоть и "ненадежные", но зато очень дешевые. И заказы посыпались. И, опять же, товарищи тогдашние торгаши-предприниматели просекли фишку, и стали делать то же самое. Только еще лучше. В смысле, дешевле :). Сначала ставили горячекатанный уголок и швеллер - потом стали ставить гнутый. Сначала ставили 150 угол - потом 120, 90, 70, 65... В общем, кто дешевле - тот и правильный, тот и хороший :).



Пестовская бытовка на Красной площадиСтроили тогда много. В смысле, в городах серьезных объектов. А на стройке множество трудяг шляется. Которым надо где-то жить. Соответственно, и будок нужно было немерянно. На этом, собственно, пестовский бизнес и развернулся по-настоящему. Но как привлечь заказчиков, если у тебя в лучшем случае ЧП в лучшем случае в Пестове, а в местах обитания потенциальных клиентов в лучем случае та же самая будка на рынке, в которой сидит ушлый менеджер, который норовит работать на себя?

Вот тут и начался пестовский тырнет. Первое, че-то похожее на сайт, появилось у того же Кузина, насколько я помню kontayner.ru. Потом blocks.ru, yasen.agava.ru, vai.ru, bitovkin.ru. Конкуренция была, но где-то до 5-6 го года вывести в топ по запросу типа "бытовки", "бани из бруса", "бани под ключ" и даже "деревянные дома" в Яндексе можно было не то, что не напрягаясь, но не тратя на покупку ссылок ни копейки совсем. Пестовчане быстро просекли фишку (по-моему, я эту фразу уже говорил ;) ), и ринулись. Сайты начали появляться. Каждый, кто занимался стройкой, даже при наличии заказов из других источников (той же будки на рынке, рекламы в строечных бесплатных изданиях), норовил создать сайт. И они создавались - stroytex.msk.ru, woodmen.ru, да много, всех не упомню.

Так и продолжалось до кризиса 2008-го. В зиму 2008-2009 го многие начали чесать репу. Заказов нет, денег нет, рабочим платить нечем. Полторы будки в меяц, если домик или банька - уже хорошо. Соответственно, рабочие и большая часть конторы у "настоящщих" предпринимателей отправлена на... в отпуска до весны. Неоплачиваемые. В общем, всем грустно. Не знать, как дальше жыть.

Но наступила весна 2009-го года. И выяснилось, что заказы есть. И заказчики есть, и платить готовы. Нужно всего лишь повторить тот же финт ушами, который в свое время проделал Олег Кузин. То есть, снизить цену ниже некуда. Вот тут и появились новые личности. Стасик С. и, не побоюсь этого слова, мой товарищ и друг Игорь Я. Оба малолетние авантюристы :). В смысле, одному 30 другому 25. У одного единственные штаны, у другого папа-бизнесмен и Форд-Галакси подаренный. Ничего другого, кроме Форда и штанов, у этих ребят не было. Кроме офигенного желания заработать :).

Сориентировавшись на тырнет-пространстве наши товарищи быстро поняли, что более чем все пестовские сайты представляют собой одно и то же достаточно убогое по сути сооружение. С одними и теми же услугами, проектами и даже фотками "нами самолично построенного". Что пестовские "менеджеры", кому не позвони, начинают хвалить себя и поливать конкурента. Поэтому, они решили не оригинальничать. Стасик сам (не имея даже элементарыных каких-то навыков) слепил сайт стройка53, обладая минимальными знаниями дал рекламу в директе и... дело пошло.

Пошло намного лучше, чем у других пестовских товарищей. Потому что заказчику стоило только позвонить, и ему гарантировали все и сразу. За цену, в полтора раза ниже, чем у конкурентов. Со сроком исполнения "вчера". С гарантией на всю оставшуюся жизнь.

Быстро-быстро ребята обросли заказами, рабочими, водителями и субподрядчиками. По сути, не менее чем половина пестовских домиков летом 2009-го строила Стройка 53. Но ничего не продолжается вечно. Как в любой фирме, занимающейся строительством по-пестовски (это не только строительных технологий касается ;) ) появились проблемы. Но о них я, может быть, расскажу как-нибудь в другой раз...

Сейчас по-сути ничего не изменилось. Верней, изменились детали. К примеру, нету уже "Стройки 53" в том виде, в котором была раньше. Но появилось множество других, подобных. Сейчас у нас у каждой строительной бригады свой сайт. ООО там какое-нибудь Баня 64. Или Комфортный Дом 56. Но, поскольку тема не новая и уже спаленная, то о двухстах домах и банях в месяц в одни руки сейчас мечтать уже нечего.

Но, если говорить именно об уникальности пестовского бизнеса, о пестовском бизнес-феномене, то Виноградов не сказал самого главного. Уникальность и феноменальность в том, что до нас никому особого дела нет. Поэтому можно оптимизировать налоговые и другие отчисления вплоть до полного их неплачения. Что и делают с удовольствием все (без исключения, хоть кого возьми). На пятнаху зарплаты рабочих не найти (реально не найти, даже зимой запаришься), но работающих за минималку (по документам) - пруд пруди. Отсюда и дешевизна, отсюда и уникальность предложений. И, по-сути, нет особой разницы, что предлагать - пиломатериалы, деревянные будки, блок-контейнера или домики с банями. При существующем положении у пестовчан они будут дешевле, чем у любой московской или питерской конторы.

Щасошняя проблема в том, что очень усилилась, по сравнению с докризисными временами, внутренняя конкуренция и стала сильно ощущаться нехватка рабочих рук. Поэтому все больше народу (из вменяемого) ищут пути не то чтобы дальнейшего развития, а просто даже сохранения своего бизнеса (и уровня доходов, чтоб на джипе по лужам рассекать ;) ). Но путей не так много. И Виноградову, по моему мнению, коммерсы своих планов не озвучили не от боязни перед конкурентами, а потому что нету особых планов сейчас. Один товарищ мой, из коммерсов, говорит о строительстве домиков побольше, получше и покрасивше. Но не знаю. Это поле уже давно распахано. Мне кажется, конкурировать с конторами, вроде московского ГудВуда очень сложно будет. Тем более, необходимых производств в Пестове на настоящее время нету. А значит, конкурировать ценой уже не получится.

пестовский бизнес, пестово

Previous post Next post
Up