Почему-то считается, что панегиристы, которые воспевали возвращение Империи во времена Брежнева в дни благоденствия при Путине Октавиане Августе, имели в виду некое "вообще". Ну то есть, ничего конкретного:
Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,
Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.
Август Цезарь, отцом божественным вскормленный,
снова Век вернет золотой на Латинские пашни
И т.д.
Но, конечно, когда мы говорим о Традиции, все предельно конкретно. Таким конкретным актом было, например, восстановление Августом под именем Municipium Augustum Veiens города Вейи в 16 км. от Рима - главного этрусского города, разрушенного римлянами еще в IV в. до н.э. Золотой Век был для римлян не чем-то абстрактным, а временем этрусков... И таких актов воскрешения прошлого, было, вероятно, немало.
ПРОГРАММА ПРАЗДНОВАНИЯ
Мы настаиваем на том, что римская культура - есть самый настоящий карго-культ более сложной этрусской, а загадочный римский Сатурнов век в исторической интерпретации - это всего лишь времена этрусков. Поэтому при Августе, который, как считалось, отчасти "вернул" Сатурнов век, предпринимались совершенно конкретные магические карго-действия, например, восстановление лежавших в руинах этрусских городов.
К этому можно прибавить еще вот что. При Августе впервые мужчины и женщины начинают посещать римские общественные бани вместе, а в новопостроенных термах (не только в Риме, но в некоторых эмансипированных провинциальных городах, например в Помпеях в Центральных термах) устраняется перегородка между женским и мужским отделениями. К середине I века н.э. это становится привычным. О совместных банях как о чем-то само собой разумевшемся упоминают Марциал, Ювенал и в особенности Плиний Ст., еще пытавшийся взывать к республиканским нравам [«О, если бы он (Гай Фабриций Лусцин, цензор Республики в IV в до н.э.) увидел… женщин, которые моются вместе с мужчинами!»]
Пытаться запрещать совместные бани стали только поздние Антонины (Адриан и затем Марк Аврелий), стоявшие ближе к обскурации и находившиеся под сильным влиянием стоической философии и "древней римской добродетели", в кладбищенском аромате которых они видели последний шанс на "спасение Империи".
Но еще Климент Александрийский (150 - 213) не только подтверждает существование совмещенных бань в Риме эпохи последних Антонинов, но и приводит многочисленные детали. Западная историография, стремительно подпадая под влияние мусульман и так называемых феминисток в настоящее время пытается иногда отвергнуть даже сам факт существования совмещенных бань в Риме. А вот вам:
И бедные женщины, которым в иных случаях роскошь неизвестна, идут за богачками в те же бани. ...И чтобы этих простых людей еще больше озадачить, устраивают они (богачки) так, что те и любовникам их должны бывают удивляться, ибо вскоре затем и эти сюда являются, чтобы с ними нагими забавляться. Перед своими мужьями с себя одежды они снимают неохотно, лицемерно отговариваясь стыдливостью, а каждый какой угодно мужчина этих столь скромно дома себя ведущих жен может нагими видеть в бане. Здесь без стыда раздеваются они перед зрителями, как перед торговцами живым товаром этот бывает раздеваем. Но уже Гесиод справедливо советовал женам не умащать кожи в бане.
Наши общие для мужчин и женщин бани ведут только к распутству, потому что зрение обнаженного тела собой порождает желание. В бане наши женщины с себя как бы смывают и чувство стыдливости. Те же из них, которые еще не дошли до такой степени бесстыдства, хотя не допускают к себе чужих мужчин, зато моются при пособии своих слуг, донага раздеваются перед рабами, заставляют их мыть себя, робкому желанию дозволяя по крайней мере осязание. Приведенный в баню к госпоже служитель в наглости своих желаний торопится раздеться, но несмотря на все своё негодяйство делает это застенчиво. Древние атлеты тоже стыдились совсем обнажать мужское свое тело; они вступали в состязания опоясанные бедренным прикрытием и свидетельствовали таким образом о своем приличии. А нынешние женщины вместе с одеждой освобождаются и от чувства стыда, желают своими прекрасными формами рисоваться...
Тит Флавий Климент (Александрийский - бандитская кличка), сочинение "Педагог"
Как говорится, nuff said. В этом же тексте сообщается, что совершенно нормальным комплиментом, обращенным к женщине (даже и матроне) во II веке н.э. в Риме был следующий:
Прекрасно развитая нога!
То есть, фитнес-культура как она есть. На которую этот Клим Александрийский из банды неоплатоников Мони (Аммония) Саккаса совершенно поразительно реагирует: оказывается, нужно стыдиться... Логоса, который всюду. Т.е. антиприроды в чистом виде, информации, фактически "эгрегора" (Смотрящего) нового, византийского этногенеза, представленного в т.ч. шайкой Клима. Чти! Бди! Трепещи! Глаза Колесницы следят за тобой, ничтожество. В то время как Рим семимильными шагами шел к натурализму и пасторальному слиянию с природой.
Устранение же перегородки, разделяющей М и Ж, вполне укладывается в перечень магико-ритуальных действий по инвокации Золотого века, в программу по возвращению к этрусскому status quo. Храм Януса, как известно, Август закрывал "целых" три раза. Но главной из войн является, бесспорно, война полов*, в мире индо-европейских оккупантов носившая особенно ожесточенный и зачастую буквальный характер (регулярных убийств супругами друг друга). Совместные бани и были "жестом доброй воли" (завоевателей) по прекращению этой войны. "Дева грядет к нам опять".
МИРУ МИР ИЛИ ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ
Когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом. (Галатам 4:4)
Внешний аспект "полноты времени" лучше всего иллюстрирует дошедший до наших дней Ara Pacis Augustae ("Алтарь Августова мира"). Этот алтарь был посвящен римской богине мира Pax. Алтарь был освящен 30 января 9 года до н.э. Таким образом, к тому времени, когда ап. Павел попал в Рим, этому алтарю было более полувека, и эпоха Августа давно закончилась, но фаза инерции римского этногенеза продолжалась, как и процветание Империи.
В объятиях богини Мира - два младенца - возможный намек на миф об основании Рима. Две полуобнаженные фигуры слева и справа от богини, с развевающейся тканью, могут олицетворять небо (слева, с птицей) и море (справа, с прирученным морским существом).
На верхней южной панели Ara Pacis процессию сопровождает ребенок, держащий руку отца. Отец, высокий, с покрытой головой (что указывает на его функцию фламина), - это Марк Агриппа, зять Августа. Женщина справа от ребенка - Ливия, жена Агриппы и дочь Августа, а ребенок - предполагаемый наследник Августа. В левой части изображения находится часть фигуры самого Августа.
Ara Pacis был расположен на том самом Марсовом поле, на котором в республиканскую эпоху проводились военные парады и где стоял храм богини войны Беллоны, построенный в честь победы... над этрусками. Алтарь Августова мира являлся, таким образом, до некоторой степени покаянным знаком за соделанное с ними, этаким "храмом на крови", воздвигнутым в ознаменование "примирения и согласия".
См. также
When in Rome - Калигула в деталях ____
* ...ветхий человеческий род разбит и разгромлен раздором полов. Изнутри этого раскола каждый из полов страстно устремлен к раскрепощающему восстанию некогда единой и обнаженной первобытности зверя. Не двуполость как таковая, но раздор и разлад являются проклятьем. Силой смуты слепой первобытности этот раздор вводит человеческий род в раздвоенность, обрекая таким образом на отпущенную разобщенность. Раздвоенный и расколотый "растленный род", исходя из себя самого уже не может больше быть в истинном ритме, в верном чекане. Верный, истинный ритм и чекан - лишь с тем родом, с той человеческой породой, которая, испытующе странствуя, свою двойственность решительно переводит из состояния внутреннего раздора в кротость простодушной двукратности...
(М. Хайдеггер, толкование на поэму Георга Тракля)