Кровавая тень Solamente nero 1978, режиссер Антонио Бидо
возможно, я сумела бы написать что-нибудь более искрометное, если бы я была знаток итальянского киножанра giallo. мало того, что я не видела ни одного фильма, так я себе их иначе представляла. что-то мрачное, слегка трэшовое, сдобренное присутствием маньяков, падших женщин и надрывной музыкой. но недорого :) а выпал мне вполне добротный детектив, не чуждый светлой романтики, нежных улыбок и катания на катере мимо солнечной Венеции. но чтобы фильм не отлучили от жанра, имеются в наличии: - зловещая женщина-медиум, собравшая вокруг себя самые порочные круги общества; - священник под мрачными сводами церкви в неверном отблеске свечей; - больная художница, рисующая многозначительные картины с мадонной на фоне жертвы; и еще все то, что полагается для джалло. например, черные перчатки на руках, стискивающих горло. и голая женщина числом одна, как без нее?
итак, сама Венеция и небольшая деревня на острове поблизости - две основные локации фильма. главные герои знакомятся в поезде по дороге в Венецию, а увидев друг друга на теплоходике до деревни, понимают, что их главные совместные приключения впереди. впрочем, они даже не успели узнать имен друг друга, а вот нижнее белье девушки их успело немного сблизить, вывалившись из ее упавшего и раскрывшегося чемодана.
молодой профессор Стефано едет в гости к старшему брату-священнику Паоло. это его родные места. деревня, где все друг друга знают, но не все друг друга любят, явно не слишком приветливое местечко. когда-то в окрестностях была убита девушка, и убийство осталось нерасследованным. и сейчас здесь есть люди, которые огорчают священника, нарушая устои добродетели - вертят столы на спиритических сеансах, делают подпольные аборты, совращают малолетних детей. так что безмятежного отдыха ожидать не приходится.
первая же ночь в гостях ознаменована происшедшим прямо под окнами спальни священника убийством. он не успел разглядеть обладателя черного плаща и традиционных черных перчаток, тем не менее получает уведомление: если он проговорится о том, что видел, ему не жить.
кстати, убита женщина-медиум, вокруг которой и группируются самые порочные деревенские жители. к письму приложено семейное фото - сам святой отец, его мать и братик. естественно, что именно это особо взволновало братьев, и младший тут же втягивается в расследование.
а если учесть, что у Стефано бывают странные приступы, во время которых он видит одни и те же тревожные картины, то становится ясно, что расследование не будет ни легким, ни щадящим для его психики.
прогуливаясь по не слишком приветливой деревне и ловя на себе подозрительные взгляды, он встречает свою давешнюю попутчицу, и они наконец знакомятся. Сандра дизайнер, она декорирует помещения, для чего покупает антикварную мебель у жителей деревни. у нее есть мачеха-художница и квартира в Венеции.
у молодой пары быстро развиваются отношения, вполне безмятежные, если бы не следующее убийство - той самой мачехи Сандры, и Стефано получает новый импульс к детективной деятельности. но теперь у него есть напарница, с которой можно разделить и сбор улик, и постель. а кроме того, происходят новые убийства, и жертвами являются те самые недобродетельные деревенские жители, имеющие отношение к первой жертве. но при чем тут мачеха, понять трудно.
каким-то образом играет роль пропавшая картина, а вот как это связано с остальными убийствами? притом что каждое убийство сопровождается новым письмом для священника, и у этих писем есть некая особенность, дающая ключ к расследованию.
автор явно старается запутать зрителя - все убийства совершены по-разному, порой весьма изобретательно. сделать вывод, один убийца или несколько, довольно сложно, потому что эта цепочка явно неразрывна и вертится вокруг одних и тех же людей и событий.
возможно, это не очень типичный случай для джалло - сюжет вполне последователен, все очень логично, кровь ради крови как-то не замечена. но формальные признаки соблюдены. уже упомянутые перчатки плюс преследующая жертву камера от первого лица, и это лицо - убийца.
тут я, конечно, хотела поумничать про шутер :) но меня опередили. да и не раз, наверное. это сравнение напрашивается моментально, оно заложено в самом характере джалло. другое дело, что герой шутера обычно и есть главный убийца, пусть и вынужденный, а вот в этом фильме порой бежишь-бежишь по узким венецианским улочкам в поисках жертвы с бластером наготове, и вдруг оказывается, что ты просто хочешь узнать, куда идет знакомая девушка.
возможно, фильм и малобюджетный. но сама Венеция с ее колышущимися отсветами воды на стенах представляет такой благодатный фон для создания тревожной атмосферы, что придраться сложно. добавим к этому ночные улицы и каналы, пустую темную церковь в мерцании свечей, квартиры, набитые антиквариатом и загадочными картинами...
музыкальное оформление фильма написано Стельвио Чиприани и исполнено прог-рок-группой Goblin. и мне оно не очень понравилось. такие красивые кадры - и простенький равнодушно дребезжащий синтезатор. единственное, с чем он справился - это некое участие в саспенсе, но так же прекрасно могла справиться запись учащающегося пульса, дыхания за спиной и догоняющих шагов.
уверена, что если наложить на этот видеоряд музыку посерьезнее, фильм очень выиграет. потому что он на самом деле очень красиво снят. не так, как снимают нынче - серьезной аппаратурой и с дорогими спецэффектами, а так, как можно снять кино с хорошим оператором, прекрасной натурой и тщательно выстроив каждый кадр. мне не удалось скачать фильм, и я думала обойтись без собственных скриншотов, но потом решила посмотреть онлайн еще раз и заодно "нащелкать кадров". я не буду говорить, сколько кадров я понарезала :) но вам немало достанется простите. там такие гармоничные виды, такие характерные лица, такие говорящие интерьеры, и композиция каждого кадра продумана от и до - ничего случайного и все очень знаковое.
надо сказать, что режиссер старательно разбросал по фильму все подсказки про убийцу. но это становится ясно уже в конце. а в процессе они выглядят просто интересными деталями, даже если будоражат зрителя навязчивыми повторами и внезапностью.
у фильма грандиозная концовка. этакий мощный аккорд из нагнетания опасности, нарастающего понимания сути происходящего и внезапного излечения амнезии.
к финалу тьма сгущается, дыхание за спиной учащается, ночные кладбища и падающие распятия заставляют трепетать оставшихся в живых героев, и даже набравший пафоса и торжественности приближающегося возмездия синтезатор усиленно имитирует оргазм орган. все не просто раскрывается, но и последовательно раскладывается по полочкам, зло наконец-то наказано, можно выдохнуть... но от такого расклада как-то не становится легче, да и радоваться особо некому.
наверное, у меня нет сердца, или не тех поубивали, или просто жанр джалло не предназначен для сильного сопереживания - то есть я посмотрела это кино весьма хладнокровно, изредка вздрагивая в наиболее удачных моментах и жалея некоторых жестоко умерщвленных персонажей. тем не менее смотреть было нескучно, а крепко сколоченный детективный сюжет практически до конца хранил свои загадки.
очень хорошие актеры, особенно некоторые - второго плана. отец давно убитой девушки. акушерка, прячущая слабоумного сына. порочный граф с лицом ухоженного старого павиана. сложилось впечатление, что ни одно лицо не было выбрано случайно, и что кастинг был очень тщательным. из главных героев, пожалуй, самым ярким был священник в исполнении Крейга Хилла. влюбленную парочку сыграли Лино Каполиккьо и Стефания Казини, снявшиеся также в других фильмах этого жанра.
фильм просмотрен в рамках кинорулетки на тему джалло, и это был довольно интересный новый опыт. возможно, мне даже относительно повезло с выбором фильма - судя по уже написанным отзывам, далеко не все образцы жанра понравились участникам.