на этот раз три зарубежных сериала детективно-триллерного направления.
во всех трех много внимания уделяется семейным отношениям, частной жизни, социальным проблемам.
расположила в порядке возрастания симпатии к самим сериалам и их героям. но это субъективно.
первый - самый респектабельный и невыносимо повесточный, второй - аккуратненький и довольно традиционный, третий - теряет половину книжных достоинств серии, зато упрощает и систематизирует слишком рваную структуру книг.
И повсюду тлеют пожары
Little Fires Everywhere
2020, мини-сериал, 1 сезон, 8 серий
режиссеры Линн Шелтон, Зинга Стюарт, Майкл Уивер
в маленький образцовый городок, почти Степфорд, но с другой начинкой, приезжают двое новеньких - черная мама с черной же дочкой, в замызганной и ни разу потом не помытой машине.
на дворе конец 90-х, а город славен тем, что его кредо - свободное сожительство всех рас. там выпячивают "отсутствие" расизма до такой степени, что молодежь больше ни о чем не умеет общаться, кроме как придираться, а ты меня полюбила как черного или несмотря на это.
и это два десятка лет назад?
черная Мия (Керри Вашингтон) быстро находит дом, и его белая владелица Элена (Риз Уизерспун) делает ей скидку, нанимает помогать по дому и практически вводит в семью. дети начинают дружить и даже влюбляться.
а бездомная и безденежная художница Мия проходит ураганом по этим респектабельным людям и их друзьям.
но сказать, что Мия злодейка и поколебала спокойствие приличных щедрых людей, тоже нельзя. ибо в этой истории все хороши, у всех свои недостатки или скелеты в шкафах, и если местами кто-то вызовет сочувствие, в другой серии уже и след его простыл.
сопереживала я, может быть, только детям (далеко не ангелам, впрочем) и приемной мамаше младенца Мирабел.
тупая китаянка, чуть не угробившая младенца, видимо должна вызвать сочувствие только разрезом глаз.
художница, конечно, куда многограннее, и у нее есть достоинства и некие оправдания, но их весомость не всегда коррелирует с ее деяниями.
домовладелица должна смешить графиком, включающим даже секс с мужем по средам и субботам, бесить авторитарностью и бесцеремонностью, но у нее тоже изредка (реже, чем хотелось бы) обнаруживается человечность, как она ее себе представляет.
вспоминался "Ледяной ветер". совершенно иной сюжет, но вот так же, пока родителей кружит безумная вакханалия, их неприютные дети пытаются разобраться в себе, в своих отношениях друг с другом и взрослыми, с действительностью.
но в отличие от того фильма, сериал просто лопается от повесточных требований. где-то к концу намекается, что белым достались какие-то бонусы, чтоб они терпели черных и были к ним добры.
некоторые герои всерьез рассчитывают, что некоторые вещи, довольно вопиющие, сработают только потому, что кто-то не белый.
смотришь и в очередной раз констатируешь, что борьба с расизмом бывает еще отвратительнее самого расизма. что в ней есть наглость, фальшь, чрезмерные требования и несусветные потакания.
если и есть в фильме душещипательное содержимое и здравые посылы, они похоронены элементарным превышением концентрации актуальности.
да, я слышала, что роман Селесты Инг не такой, что он логичнее и вообще лучше. но читать и смотреть одно и то же не всегда получается.
детективом это можно считать весьма условно - как в БМЛ, в первой серии мы видим финал, а его расшифровку и предшествующие события в течение всех серий.
Исчезновение
Disparue
2015, мини-сериал, 1 сезон, 10 серий
режиссер Шарлотта Брандстром
французский детективный сериал сначала показался весьма банальным и проходным, потом понемногу стал завоевывать внимание. совсем уж оригинальным он не вышел, но достаточно интересным в итоге оказался.
семья - папа (Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль) владеет семейным рестораном вместе со своим братом, мама - госслужащая (Аликс Пуасон). трое детей - юноша Тома, старшеклассница Леа (Камилль Раза), малышка Зои.
накануне своего 17-летия Леа отпрашивается на рок-фестиваль и не возвращается. родители пытаются найти ее через друзей, с которыми она ушла, но безрезультатно. обратились в полицию, те начали розыск, но довольно долго не могли найти никаких зацепок.
оказалось, что Леа каким-то образом отделилась от своих знакомых, и больше о ней ничего неизвестно. понемногу начали находить какие-то мелочи, связанные с той ночью, но ничего определенного они не дали. разве что звонок с ее телефона, который ровным счетом ничего не пояснил, только запутал.
нам, конечно, показывают пару сыщиков, которые ведут дело, и немного их личной жизни. но по большей части камера следует за большой семьей Морель, в которой также играют большую роль брат отца (Лоран Бато), овдовевший после несчастного случая, и его дочь Крис (Зои Маршаль), дружившая с Леа.
вот за ними мы и следим, за них переживаем. как они приходят в отчаяние от "бездействия" полиции, от отсутствия новостей. как начинают собственные расследования, порой мешая полиции, а иногда и узнавая что-то новое.
естественно, оказывается, что почти все персонажи что-то скрывали, но толку от этого не было довольно долго. и только с середины сериала ситуация сильно меняется, что служит катализатором для прорыва. но вплоть до последней серии нельзя ни в чем быть уверенным - я поняла только в ее начале, кто виноват, и примерно представила, как именно. но и после этого меня немножко поводили за нос. хотя в итоге я оказалась права.
в общем, любителям детективов и семейных драм это может показаться интересным. актерские работы неплохи. особенно хороши два брата-ресторатора, ну и мама Фло неплохо справилась - у родственников самые сложные роли, их переживания на самом деле весьма цепляют.
а вот сыщики (Франсуа-Ксавье Демезон и Алис Поль) ничем особенным не запомнились. разве что тем, что несмотря на несложившиеся личные жизни, они не страдают особыми психотравмами, не отличаются провидческими талантами и ведут себя достаточно адекватно, это теперь редкость.
Преступления прошлого
Case Histories
2010 - 2013, 2 сезона, 9 серий
режиссеры Марк Йобст, Дэн Зефф
Джексон Броуди - бывший коп, о чем он сообщает во всех сложных случаях, когда не знает, чем завоевать доверие или успокоить случайных собеседников.
сейчас он частный детектив, и его жизненное амплуа - 33 несчастья. потому что за ним все время кто-то гонится и норовит пристукнуть, чтоб не лез в чужие дела, или по ошибке, или по случайному стечению обстоятельств - и он почти никогда не ходит целым, без синяков, царапин, сломанных ребер. не припомню серии, чтоб он с начала до конца проходил с целым лицом.
у него есть бойкая любимая дочурка, но она не всякий раз рядом, потому что жена его бросила.
еще у Джексона, как водится, есть контора с секретаршей, но порой дела находят его безо всякой конторы, стоит только выйти на улицу.
также у него есть бывшая коллега Луиз, с помощью которой ему удается узнать что-нибудь о происшествиях, чего ему знать уже не положено.
сериал снят по книгам Кейт Аткинсон, и если учесть, что одна книга вписывается в пару часовых серий или (во 2 сезоне) в одну полуторачасовую, можно угадать, как все сжато показано. сокращено количество фигурантов, иногда из двух сделан один, Луиз появляется раньше, бывшая жена пока свободна, а с наследством старухи-кошатницы все совсем не так - во втором сезоне про это вспомнили и решили таки кое-как восстановить. Джексон практически не путешествует, в отличие от книги, все происходит в Эдинбурге или около.
тем не менее, основные происшествия на месте, и самые яркие персонажи тоже. только расследования проводятся как-то очень быстро.
в книге мне не хватало брутальности главного героя, но в фильме ее добавили, взяв на роль Броуди актера Джейсона Айзекса.
из минусов - бесконечный повтор флешбэка из детства Джексона, который отчасти определил его род занятий. мне кажется, хватило бы 1-2 раз, но впечатление, что один и тот же эпизод по несколько раз за серию. однажды я засекла - три минуты! одно и то же! иногда в сокращении. это даже злить начало, сколько ж можно. зато из этого флешбэка совершенно непонятно, почему это произошло, и я видела в отзывах, что люди совершенно неверно все поняли. хорошо, что второй сезон обошелся без этого.
а еще в книге интересная структура преступного компонента. в каждом томе есть основная тема преступлений, и они подаются в парном виде - дважды маньяк-убийца целой семьи, дважды пропавшие девушки и так далее. в сериале это несколько сокращено, убраны лишние на взгляд сценаристов дела.
не поняла, откуда во 2 сезоне взялись расследования во 2 и 3 сериях - у Аткинсон этого не нашла, зато история с погибшей наездницей явственно помнится откуда-то еще, может, из Гранчестера.
ну а в целом приятный детективчик, который сильно завязан на личной жизни сыщика. в отличие от нынешней тенденции, он, хоть и имеет детскую психотравму, достаточно здоров и не слишком депрессивен, легко выходит сухим из воды и порой тайно подсобляет своим подопечным скрыть детали происшедшего от полиции. а еще у него активная личная жизнь, потому что он парень хоть куда, и всякой женщине приятно оказаться под его защитой. только вот не всякая выдержит его образ жизни.
посмотрела и прочитала все, что успело выйти на русском языке - оба сезона и пять книг. написано это несколько неровно, много перескоков из одной параллельной линии в другую, из прошлого в настоящее. а достоинство книг в очень живых персонажах, весьма симпатичных порой. особенно Аткинсон удаются смышленые девочки разных лет, которых в фильме чуть меньше, но тоже есть. а еще женщины с неудавшейся личной жизнью, но стойкие и предприимчивые.