На "Маяке" куски дирижабля

Mar 23, 2007 19:51


А вот и столичная станция "Маяковская", в оформлении которой использован не только полудрагоценный камень орлец - разновидность родонита (скалывают, гады, на память), - но и куски самого настоящего дирижабля.


Металлические арки - это ребра жесткости, шпангоуты от дирижабля по проекту Циолковского, оболочка которого была выполнена из листов нержавеющей стали. 
Действительно, Константин Эдуардович, который посвятил жизнь, как думает обыватель, изобретению ракет, на самом деле в доброй половине работ предлагал строить дирижабли. Его мечтой был цельнометаллическое воздушное судно, способное доставлять сверхтяжелые грузы, да и утечка подъемного газа через такую оболочку была бы минимальной. На базе комбината "Дирижаблестрой" при жизни Циолковского был построен 30-метровый цельнометаллический прототип такого аппарата.
Одним из первых изобретений Циолковского был цельнометаллический дирижабль. Это было его любимое детище. Для того времени его конструкция была более чем прогрессивной. Она имела неоспоримые преимущества перед господствовавшими тогда в небе матерчатыми конструкциями. Но один факт до сей поры остается почти незамеченным: Циолковский изобрел аэростат-трансформер и предвосхитил появление авиационных комплексов с изменяющейся в полете конфигурацией. Конструкция его дирижабля отличалась еще и тем, что предполагала сложные механические преобразования летательного аппарата в полете.
От предшествующих конструкций дирижабль Циолковского принципиально отличался тем, что был цельнометаллическим. Этим обеспечивалась значительная прочность аппарата. Но, кроме того, в его конструкции закладывалась возможность трансформации. Благодаря гофрированной оболочке аэростат должен был укорачиваться или удлиняться.Над разработкой своих идей о создании цельнометаллического дирижабля и хорошо обтекаемого моноплана ученый работал почти все время с 1885 по 1898 год. Эти научно-технические изобретения натолкнули Циолковского на ряд важнейших открытий. В области дирижаблестроения он выдвинул ряд совершенно новых положений. В сущности говоря, он был зачинателем теории металлических управляемых аэростатов. Константин Эдуардович разработал метод так называемых гидростатических испытаний дирижаблей. Для определения прочности тонких оболочек, какими являются оболочки цельнометаллических дирижаблей, он рекомендовал наполнять их опытные модели водой. Этот метод применяется сейчас во всем мире для проверки прочности и устойчивости тонкостенных сосудов и оболочек. 
По задумке ученого-самоучки, особая стягивающая система изменяла бы объем аэростата - своего рода металлическая гармошка. Еще предусматривался подогрев наполнителя оболочки теплом отработанных газов двигателя. Все это позволило бы влиять на величину подъемной силы в нужном направлении.
Идею построения металлического аэростата, способного "превращаться" в полете, Циолковский разработал еще в 1880-х годах, потом полвека потратил на то, чтобы добиться его постройки. Как он утверждал, тому мешала обычная российская расхлябанность и консерватизм. К тому же, такой дирижабль вообще не мог быть построен. Время "трансформеров" еще не настало.
Хочется вспомнить слова Циолковского: «Сделайте серебряный дирижабль, и он вам будет давать 100 процентов чистой прибыли на затраченный капитал, даже дирижабль из червонного золота даст приличный процент». 









На первой стадии испытаний цельнометаллического дирижабля на базе "Дирижаблестроя" (ныне ФГУП ДКБА) программа была свернута, а это уже был конец 1930-х, а на горизонте маячила война. Дирижабль, чтоб не пропадало добро, разобрали, и теперь каждый может полюбоваться на дирижабль будущего, если, абстрагируясь, постоит на станции "Маяковская".





Previous post Next post
Up