Д Е Н Ь
В Е Л И К О Й
П О Б Е Д Ы !
С ПРАЗДНИКОМ!
ПОДВИГ СОЛДАТА-ОСВОБОДИТЕЛЯ - БЕССМЕРТЕН, СОВЕТСКОМУ НАРОДУ-ПОБЕДИТЕЛЮ СЛАВА!
К началу войны Красная Армия располагала десятью дивизионами аэростатов заграждения. За годы войны общее число аэростатов заграждения достигало трех тысяч. Это был законченный боевой комплекс. Такую воздушную минно-троссовую завесу, которую обеспечивали посты с тандемными или одиночными аэростатными заградительными комплексами, можно было по своему размещению и эффекту сравнить с минированной акваторией… В период с 1941 по 1944 гг. по сообщению частей на фронтах ПВО зафиксировано более 121-го столкновения самолета с тросом аэростатов заграждения...
АЭРОСТАТЫ ЗАГРАЖДЕНИЯ КАК ВЕХА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПВО
Идея защиты наземных объектов от налетов авиации с помощью аэростатов защиты родилась в 1916 г. в Италии, которая подвергалась бомбардировкам австро-венгерской авиации…
Британский тип аэростата зараждения в период войны
Аэростаты над Ленинградом
Аэростаты заграждения у Крымского мостаСоветские аэростаты заграждения
Германский аэростат заградитель времен Второй мировой войны.
Американские аэростаты заградители времен войны.
В Советском Союзе интерес к аэростатным системам воздушного заграждения возник в конце 1920-х годов. В 1929 г. под Москвой была испытана британская система воздушного заграждения в виде «фартука»: к аэростатам крепилась прочная сеть-ловушка для самолетов. ЦК ВКП(б), оценив все значение для обороны страны аэростатов заграждения, издало Постановление, на основе которого в Красной Армии начали формироваться аэростатные подразделения. Постановление Реввоенсовета от декабря 1930 г. «О ПВО тыла» открыло новую страницу противовоздушной обороны, когда для защиты от авианалетов стали применяться специальные аэростаты заграждения. И уже с 1931-1932 гг. советская промышленность начала серийный выпуск аэростатов заграждения, боевые автолебедки, полевые установки газодобычи и др. воздухоплавательное имущество, а также было начато производство промышленным способом подъемного газа - водорода.
К 1934 году были сформированы первые военные подразделения, специализирующиеся на аэростатных заграждениях. В соответствии со взглядами военных специалистов той поры, в противовоздушной обороне крупного объекта должно быть три пояса аэростатных заграждения. Первый пояс - вокруг защищаемого объекта на налётоопасных направлениях. Второй пояс должен быть развёрнут на окраинах объекта: его задача не дать самолетам снизиться для точного бомбометания. Третий пояс требовалось создавать внутри объекта: на площадях, в скверах, стадионах…
Впервые советские аэростаты заграждения в боевой обстановке были опробованы во время советско-финской войны 1939-40 гг. В состав 2-го корпуса ПВО (Ленинградский Военный округ) входили 3-й и 4-й полки аэростат заграждения. Посты аэростатов заграждения были выставлены, в основном, вокруг Ленинграда в несколько рядов и, частично, в центральной части города в шахматном порядке. Причём, наибольшая плотность постов аэростат заграждения приходилась на северо-запад города, на наиболее вероятном направлении налета финской авиации.
На вооружении полков стояли одиночные аэростаты заграждения и аэростаты заграждения системы тандем «КВ-КН» и «КТВ-КТН». Было также и несколько экспериментальных систем триплет «ТВ-ТС-ТН»[1]. Высота подъема одиночного аэростата заграждения составляла 2,5 км, а тандема - до 4,5 км. аэростаты заграждения поднимались в воздух только в случае обнаружения подразделениями корпуса ПВО финских самолетов.
Согласно общей численности, на территории СССР во время войны требовалось иметь около 2200 постов аэростатов заграждения. Однако возможности промышленности позволили поставить в армию только 850 постов аэростатного заграждения. Но на 1 июля 1943 года на всех фронтах и в войсках имелось уже 2554 аэростатов заграждения. А к началу 1944 года - уже 3026 постов. Советское командование, высоко оценивая значение аэростатов заграждения в системе ПВО, поставило выпуск такой техники на поток. За период войны действовало около 2800 постов аэростатов заграждения.
В период с конца 1941 по 1945 год аэростаты заграждения прикрывали следующие города: Москву (1-я, 2-я, 3-я дивизии аэростат заграждения ); Ленинград (3, 4, 11 и 14 полки аэростат заграждения ), Баку (5-й полк аэростат заграждения ), Одесса (6-й ОД аэростат заграждения ); Батуми (7-й ОД аэростат заграждения ); Севастополь (1-й отдельный отряд аэростат заграждения Ч.Ф.); Куйбышев (2-й отряд аэростат заграждения ); Киев (4-й и 14 отряды аэростат заграждения ); Саратов (4-й ОД аэростат заграждения ); Запорожье (6-й ОД аэростат заграждения ); Харьков (6-й ОД аэростат заграждения ); Сталинград (6-й и 26-й ОД аэростат заграждения ); Горький (8-й и 28 ОД аэростат заграждения ); Ярославль (1-й отряд аэростат заграждения ); Воронеж (9-й отряд аэростатов заграждения , 4-й отряд аэростатов заграждения ); Поти (1-й морской воздухоплавательный дивизион аэростатов заграждения ); Ростов-на-Дону (9-й отряд аэростатов заграждения); Мурманск (6-й отряд аэростатов заграждения); Архангельск (26-й отряд аэростатов заграждения); Ригу (26-й отряд аэростатов заграждения); Хабаровск (12-й отряд аэростатов заграждения); Владивосток (72-я морская бригада аэростатов заграждения ); Плоешти (15-й отряд аэростатов заграждения).
АЭРОСТАТНЫЙ ПОСТ
Незадолго до войны были созданы отдельные дивизионы и полки аэростатов заграждения; полк состоял из 216 постов аэростатных заграждения, и мог обеспечивать прикрытие территории порядка 200 кв. км; дивизион (54…81 пост) мог прикрыть 75 кв. км.
Постом аэростатами заграждения называется место установки аэростата ПВО вместе с прикрепленной к нему командой, состоящей из 10-12 чел. Личный состав готовил площадку, разворачивал оболочки аэростатов, заполнял их водородом из баллонов или газгольдеров, устанавливал в откопанный котлован лебедки, создавал земляное убежище для бойцов, а также обеспечивал связь, маскировку, текущий ремонт аппаратов... И все это делалось в условиях войны - оперативно и профессионально.
На каждом посту аэростатов заграждения хранилось до 500 куб. м водорода, заключенного в тончайшие прорезиненные оболочки аэростата и газгольдеры. Доставляли водород к боевым позициям по воздуху - в газгольдерах, цилиндрических прорезиненных емкостях объемом 125 куб. м. А также на дирижабле СССР В-12 и чуть позже вторым таким же дирижаблем (он был назван "Победа").
Нередко посты ощущали дефицит не только в водороде, но и топливе для лебедок. За один боевой подъем всех аэростатов полка аэростатов заграждения сжигалось около 1,5 тонн бензина. Для оперативного решения хозяйственных задач посты имели некоторые полномочия и самостоятельно устанавливали связи с промышленными предприятиями, предоставлявшими воздухоплавателям топливо, водород, средства ремонта и обслуживания техники.
На каждом посту находилось два одинаковых аэростата, которые - в зависимости от обстановки - поднимали в воздух по одиночке или тандемом, вытягивая трос с автомобильной лебедки. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км. К тросу аэростат крепился системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток, что объясняется довольно просто: при свете дня противнику легко было их уничтожить и бомбежки городов предпринимались фашистами чаще всего ночью. С первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты. Многим бойцам аэростатных постов была знакома такая картина, когда с рассветом в небе появлялась пара истребителей "Ме-109", которые, двигаясь вдоль граничной линии заграждения, вели прицельный огонь по аэростатам зажигательными снарядами. И вытекавший из пробоин водород воспламенялся факелом. Наземная команда опускала аппарат, получивший огромное количество пробоин, и тут же принимались посильные меры по его ремонту, чтобы восстановить линию обороны.
СЕРИЙНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ ВРЕМЕН ВОЙНЫ
Всего четыре завода в СССР серийно производили аэростатные системы, и в зонах боевых действий остро ощущался их недостаток. Советские конструкторы, трудившиеся в ведущих авиационных и воздухоплавательных научных организациях, таких как Дирижаблестрой, старались создавать высокоэффективные аэростатные комплексы и, отработав технологию, запускать серию в производство. Аэростаты заграждения второго поколения, имевшие аэродинамическую форму и пневматическое оперение, были надежны и просты в эксплуатации. Ряд серий аэростатов заграждения, запущенных в производство еще в начале 1930-х и обеспечивших ПВО до 22 июня 1941 г. и на первом этапе войны, постоянно пополнялись новыми разработками: конструкторы повышали ветроустойчивость аппаратов (решались задачи по оптимизации форм оболочек и оперения), просчитывали возможность снижения объёма аэростатов для экономии подъёмного газа, что вызвало необходимость применения новых аэростатных материалов, добились наращивания потолка подъема аппаратов, создавали системы вооружения привязного троса и, наконец, упрощалась эксплуатация и техническое обслуживание аэростатов заграждения.
Аэростаты заграждения во время Великой отечественной войны были представлены тремя типами: триплет (три сцепленных аэростата - «один над другим»), тандем (два сцепленных аэростата - «один над другим») и одиночные системы.
Триплет в боевых действиях использовался достаточно редко, хотя и поставлялся на посты. Серийный выпуск аэростатов для этой «триады» с объемом 450 куб. м и стягивающей системой для поддержания внутреннего давления был налажен незадолго до начала войны. Зачастую аэростаты использовались для тандемов или одиночных комплексов, а третий аппарат использовался в качестве резервного. Запуск триплета был достаточно трудоемким, ведь три связанных между собой аэростата длиной по 20 метров могли легко спутать тросы и оказаться «вне игры», а во время войны непредсказуемость или неработоспособность техники оборачивается большими потерями.
Тандемы времен войны, серийно выпускавшиеся для ПВО, представлены следущими моделями аэростатов заграждения: «КВ-КН»
[1] (запущен в серию в 1932 г.), «КТВ-КТН» (1938), «К6В-К6Н» (1940) и «БАЗ-136В-Н» (1942). Эти «двойки» широко использовались для прикрытия важных объектов, обеспечивая высокую степень их защиты от нападения с воздуха. Такими комплексами прикрывались стратегически важные объекты, такие как насосные станции, склады, железнодорожные узлы, промышленные предприятия, госпитали…
Перед войной на вооружение были приняты тандемные системы и даже триплетная, а вот одиночные аэростаты заграждения практически не разрабатывались - в их качестве применялись верхние и нижние аэростаты тандемных систем.
Реальные нужды армии потребовали наладить массовый выпуск именно одиночных привязных аэростатов заграждения. Аэростаты-«одиночки» военных лет представлены следующими сериями: «МАЗ-1» (1943), «БАЗ-136» (1942), «КО-1» (1942) и «КАЗ» (1945 ). Их запуск осуществлялся в считанные минуты, а простота эксплуатации позволяла привлекать к их обслуживанию даже неподготовленный персонал. Нередко одиночные аэростаты заграждения дополнялись минным вооружением. Чаще всего такие аэростаты поднимали ночью, когда немецкие летчики не могли их обнаружить. Одиночные аэростаты можно было оперативно разворачивать во время боевых операций или устанавливать пост на небольшом участке…
Во время войны практиковалось использование нескольких схем ПВО с помощью аэростатов заграждения: «защитный ряд», «шахматный ряд», «кольцевая защита», «полевая защита». Был накоплен тактический опыт применения аэростатов заграждения. Посты научились поднимать аэростаты заграждения с водных акваторий; управлять подъемами воздухоплавательных средств ПВО удавалось даже в масштабах целых полков и дивизий аэростатов заграждения; для выполнения специальных задач создавались небольшие маневренные подразделения, отряды и звенья аэростатов заграждения...
Британская
модель барражаВоздухоплавательные посты ПВО СССР ставили чаще всего такой барраж
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ СОВЕТСКИХ СИСТЕМ АЭРОСТАТОВ ЗАГРАЖДЕНИЯ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
индекс;
год
объём;
тип конструкции
потолок, км;
ветроустойчивость, м/с
диаметр троса, мм;
прочность троса, т.
ОДИНОЧНЫЕ СИСТЕМЫ
МАЗ-1
1943
125
Стягивающая
1,2
30
3,1
0,75
БАЗ-136
1942
490
Стягивающая
3,2
20
3,75
1,2
КО-1
1942
500
Стягивающая
3,85
20
4,0
1,4
КАЗ
1945
675
Комбинированная
4,4
20
3,8
1,8
СИСТЕМЫ "ТАНДЕМ"
КВ-КН
1932
290-230
Стягивающая
2,3-4,2
15
3,3-3,1
1,5-0,7
КТВ-КТН
1938
400-350
Стягивающая
2,2-4,8
18
4,0-3,8
1,5-0,75
К6В-К6Н
1940
400-350
Стягивающая
2,5-4,8
20
4,0-3,8
1,5-0,75
БАЗ-136В-Н
1942
490-490
Стягивающая
2,5-5,8
20
4,0-3,8
1,5-0,75
СИСТЕМА "ТРИПЛЕТ"
ТВ-ТС-ТН
1937
450-450-450
Стягивающая
2,9-2,3-1,9
20
4,0-3,8-3,1
1,5-0,75-0,7
Что происходило в момент столкновения аэростата заграждения с самолетом противника?
…От удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета. Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина. Это был законченный ударный комплекс. Такую воздушную минно-тросовую завесу, которую обеспечивали посты с тандемными или одиночными аэростатными заградительными комплексами, можно было по своему размещению и эффекту сравнить с минированной водной акваторией…
В боевой узел входили: инерционный механизм (ИЗ-4), парашют типа ПКП и - позднее - мина осколочно-фугасного действия с ударным взрывателем. При достаточной плотности постов, а именно - поднятых тросов, вероятность столкновения самолетов, летящих в зоне поднятых тросов, составляла 20-30 процентов; то есть, каждый 4-й - 5-й самолет должен был быть сбит. В период с 1941 по 1944 гг. по сообщению частей на фронтах ПВО зафиксировано более 121-го столкновения самолета с тросом аэростатов заграждения...
Как правило, воздухоплавательные посты аэростатов заграждения обслуживали женщины-добровольцы
МОСКВА
Противовоздушная оборона Москвы создавалась как мощная комплексная оборона, в которой должны были найти широкое применение все рода войск: истребительная авиация, зенитная артиллерия среднего и малого калибров, зенитные пулеметы, прожекторы и аэростаты заграждения. Все рода войск должны были сражаться в тесном взаимодействии, дополняя в бою друг друга. Основными средствами ПВО считались истребительная авиация, зенитная артиллерия среднего калибра, прожекторы и аэростаты заграждения, которые должны были прикрывать всю Москву, как единый объект.
Ни одна европейская столица не имела такой надежной системы ПВО как Москва. "Закрывали" небо даже с помощью специальных сетей, которые поднимали на аэростатах по сигналу воздушной тревоги.
Аэростаты заграждения использовались в центральной части города путем создания зоны заграждения радиусом 5 - 6 км от центра города. Кроме того, были созданы полосы заграждения вдоль западной и южной окраин города глубиной 2 - 4 км, а также прикрыты водонасосные станции.
22 июня 1941 г. в 4 часа 40 минут штаб I-го корпуса ПВО, в ведении которого находилась Москва, отдал приказ о приведении в боевую готовность всех частей. Один из пунктов этого приказа предписывал командирам полков заграждения подполковнику П.И. Иванову и майору Э.К. Бирнбауму развернуть полки на позициях в течение суток, обеспечив подъем аэростатов. 1-й и 9-й полки аэростатов заграждения должны были прикрывать столицу как единый объект радиусом 6-8 км. Кроме того, имелись воздушные заграждения на подступах вдоль западной и южной окраин города глубиной 2-4 км. К началу массированных налетов немецкой авиации на Москву число аэростатных постов было доведено до 124, а к концу первого года войны количество аэростатных постов возросло до 303. Первый налет на Москву был предпринят 22 июня 1941 года, когда более 200 бомбардировщиков шли четырьмя эшелонами с интервалом 30-40 минут. На дальних подступах к столице авиация противника частично была рассеяна советскими истребителями. Огонь зенитной артиллерии практически остановил налет, но несколько бомбардировщиков все-таки прорвались. Аэростаты заграждения уже тогда показали свою высокую эффективность, помешав сбрасывать бомбы на жизненноважные объекты.
…Директива немецко-фашистского командования от 8 июля 1941 года предписывла уничтожить советскую столицу с воздуха. Для этой цели привлекался 2-й воздушный флот (1600 самолетов) и лучшие авиационные эскадры, вооруженные новейшими бомбардировщиками: 3-я (60 ед. - Ю-88), 4-я «Вевер», бомбившая города Англии (70 ед. - Ю-88), 25-я «Гриф» (60 ед. - Ю-88), 28-я (75 ед. - Хе-111), бомбившая Париж и Амстердам, 53-я «Легион Кондор» (70 ед. - Хе-111) - убийца мирного населения Испании, Югославии, Польши, Греции, 54-я, 55-я эскадры дальних бомбардировщиков и 100-я бомбардировочная группа (30 ед. - До-215, До-217).
С июля по декабрь 1941 г. вражеская авиация совершила более 120 налетов на Москву, в которых участвовало свыше 7 тысяч самолетов. Однако прорваться удалось только 229 бомбардировщикам, большинство из которых, приближаясь к зоне аэростатных заграждения, беспорядочно сбрасывали бомбы…
В апреле 1942 года был образован Московский фронт ПВО, что позволило предпринять дополнительные меры защиты города от налетов; был сформирован 13-й полк аэростатов заграждения, который возглавил подполковник В.М. Шевченко.
21 мая 1943 года на базе действующих полков аэростатов заграждения были сформированы три дивизии аэростатов заграждения. Небо Москвы прикрывали уже 440 постов…
Участник Великой Отечественной войны В.А. Устинович в своих воспоминаниях писал, что, знакомясь с протоколами допросов пленных немецких летчиков, часто встречалось похожее высказывание: «Уберите из Москвы аэростаты заграждения, и вы узнаете силу немецкой авиации»…
Посты аэростатных заграждения имели полномочия самостоятельно решать хозяйственные задачи - в том числе и добывать водород для аэростата. Нередко можно было видеть на улицах столицы, как четыре бойца - нередко это были девушки - сопровождали от Московского электролитного завода до своего поста газгольдер с водородом; там он наполнялся... Фабрика «Красная Роза» вырабатывала сырье для изготовления оболочек аэростатов, завод «Каучук» занимался их изготовлением и ремонтом.
Позиции аэростатчиков располагались в городе в шахматном порядке на расстоянии 800-1000 метров друг от друга: на центральных площадях, вокруг Кремля, у гостиницы «Балчуг», на Чистых прудах, ВДНХ, в ЦПКиО, около станций метро «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Павелецкая», «Автозаводская», в районе Таганской площади, на стадионе Юных пионеров, в Петровском парке и т. д… Аэростатчики поднимали в небо Москвы наполненные водородом оболочки-«колбасы» 268 раз... С июля 1941-го по апрель 1942-го ПВО города сбили около 1,5 тысячи неприятельских самолетов, из них 17 случаев столкновения бомбардировщиков противника с тросом, при этом 7 самолетов разрушилось…
Салют в честь Победы. Над Москвой образовали купол из лучей множества прожекторов, а в центре портрет И. Сталина на аэростате заграждения. Вечером 24 июня 1945 г. - после Парада Победы - многим запомнилась музыка, которая лилась сверху, из репродукторов, поднятых на аэростатах заграждения…
ЛЕНИНГРАД
Ленинградские войска ПВО к началу Отечественной войны уже имели некоторый опыт боевого применения аэростатов заграждения, приобретенный во время войны с белофиннами.
К 30 июля полки аэростатов заграждения Ленинграда имели в развернутом боевом состоянии 297 постов, в наличие у которых имелось 145 ед. аэростатных систем тандемов и 152 ед. одиночных аэростатных заградительных систем. В состав 2-го корпуса ПВО (Ленинградский Военный округ) входили 3-й и 4-й полки аэростатных заграждения. На вооружении полков стояли одиночные аэростаты заграждения и аэростат заграждения системы тандем «КВ-КН» и «КТВ-КТН». Было и несколько экспериментальных систем триплет «ТВ-ТС-ТН».
Для защиты стратегически важных объектов таких как Колпино (Ижорский завод), город Волхов, ГЭС, железнодорожная станция Мга, станции Волосово и др. было сформировано еще три маневренных отряда, состоящих из 27 постов
Посты аэростатов заграждения, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину составляло около километра. Посты были установлены также на территориях промышленных предприятий, городских площадях, припортовых площадках, в парках, скверах, дворах домов, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Первую массированную попытку прорыва к Ленинграду "Юнкерсы-88" предприняли в ночь на 23 июля. Они шли от перешейка, как раз на наши посты. Аэростатное заграждение было достаточно плотным, и самолеты, оповещенные об этом разведкой, шли на высоте больше пяти километров, исключавшей прицельное бомбометание.
Аэростаты заграждения на проспекте 25-го Октября. Фото Д. Трахтенберга. 1941.
Отряд под командованием лейтенанта В.А. Меншутина - 31-й пост разместили на баржах, которые вывели в Финский залив и расставили их там на якорях. Поднимавшиеся с них аэростаты прикрывали гавань, порты, город со стороны залива, подходы к Кронштадту. Связь с постами - только по рации. Иногда баржи срывало с якорей и несло в открытое море - в сторону противника. В таких случаях выручали моряки. Они выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно.
Тактика применения аэростатных заграждения совершенствовалась от боя к бою. В апреле 1942 года во время внезапного штурмового налета немцев на корабли Балтийского флота, переведенные на зиму из Финского залива в Неву, командир корпуса ПВО генерал-майор Г. Зашихин приказал поднять аэростаты в разгар воздушного боя. Немецкие бомбардировщики, оказавшись в ловушке, стали спешно освобождаться от груза, потеряв при этом 25 самолетов. Корабли почти не пострадали.
Зима 1942-1943 года. Около 500 раз с наступлением сумерек поступала в полки аэростатных заграждения команда: "Поднять аэростаты". И через две минуты над городом всплывали аэростаты, поднимаясь выше и выше, пробивая облачность, уходя на свой "потолок".
Событием, вызвавшим большой политический резонанс, стало исполнение в осажденном Ленинграде Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Однако мало кому известно, что трансляция была проведена с помощью кабель-антенны, поднятой аэростатом заграждения. В дальнейшем радиостанция с такой антенной обеспечивала резервную связь командования фронта со Ставкой, а основная осуществлялась через подводный кабель.
АЭРОСТАТЫ ЗАГРАЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
В 1945 году в Советском Союзе было составлено "Наставление по боевому применению аэростатов заграждения", в котором обобщался как отечественный, так и зарубежный опыт боевого применения аэростатов заграждения во Второй мировой войне. В частности, там отмечалось, что аэростаты заграждения являются одним из средств противовоздушной обороны и имеют задачей затруднять действия авиации противника в зоне заграждения; они применяются в сочетании с другими средствами ПВО, дополняя и усиливая их.
В 1953 году прошёл испытания образец аэростата «МАЗ-51», принятый на вооружение в 1955 году. Со стальным тросом диаметром 5 мм он имел практический потолок 4000 м при допустимой скорости ветра на потолке до 29 м/с. Его тормозное вооружение ТВ-1 и минно-режущее вооружения МВ-2 позволяли вести борьбу с летящими со скоростью до 700 км/час авиасредствами и беспилотными снарядами типа крылатых ракет. В 1956 году был разработан высотный аэростат заграждения, рассчитанный на потолок до 9000 м при скорости ветра - на рабочей высоте - до 30 м/с.
До начала 1960-х годов части аэростат заграждения привлекались для защиты советских ядерных полигонов. В 1961 г., во время Карибского кризиса, в СССР было сформировано два отдельных дивизиона аэростатов заграждения для перекрытия воздушного моста ФРГ - Западный Берлин. С нормализацией отношений между СССР и США дивизионы были расформированы. В то же время, малообъёмные морские аэростаты заграждения «МАЗ-1» и «МАЗ-55» использовались для защиты караванов советских торговых кораблей, идущих на Кубу, от провокаций американских самолетов.
Последней военной операцией, в которой массово использовались отечественные аэростат заграждения являлось аэростатное прикрытие Асуанской плотины во время египто-израильского противостояния 1968-1970 гг., проводимое в рамках операции по усилению ПВО Египта "Кавказ". С середины 1970-х годов вопрос о возобновлении использования аэростат заграждения начал регулярно подниматься как в западных, так и в отечественных военно-научных кругах. И на сегодняшний день аэростаты заграждения, заметно обновившиеся как внешне, так и технологически, готовы начать свою новую службу в рядах ПВО.
И сегодня аэростаты-заграждения, изготавливаемые на Долгопрудненском КБ автоматики - ФГУП ДКБА - поступают на вооружение подразделений ПВО (реально они находятся на консервации на складах частей ПВО), а испытывают новые образцы на базе ВИЦ в - городе Вольске (Саратовская обл.).
[1] Последняя буква индекса означает боевой порядок аэростата: «В» - верхний, «Н» - нижний; в триплете «С» - средний.