Ежедневно мимо этого дома проходят тысячи человек. Недалеко, возле памятника Н.Г.Чернышевскому, отдыхают на лавочках, пьют прохладительные и горячительные напитки; перебегают через Покровку или просто задумчиво смотрят по сторонам. Мимо проезжают машины, переполненные пассажирами троллейбусы. Изредка приходят экскурсионные группы, толпятся в арке дома напротив и слушают экскурсовода. А ему есть,что рассказать ведь этот дом не только жемчужина архитектурного облика Москвы, но и молчаливый свидетель нашей истории:
Улица Покровка, дом 22. Кстати, это дворец. По документам, принадлежал вначале Апраксину. Но... есть повод думать иначе. В этой истории Апраксин мог стать подставным лицом.
За свой характерный внешний вид дом получил прозвище «дом-комод». Дом Апраксиных-Трубецких является единственным памятником русского барокко, который относится к московской жилой частной архитектуре. Современники называли этот дом московским миниатюрным зимним дворцом. И ведь на самом деле, «дом-комод» имеет огромное сходство со знаменитым Зимним дворцом Растрелли. История дома-дворца началась с того, что владельцем его был сподвижник Петра І, граф М. Ф. Апраксин, которым сначала были куплены просто несколько не очень больших владений. На одном из этих приобретенных владений, которые раньше принадлежали поручику Крюкову, стоял довольно длинный корпус, построенный из камня (на восточной стороне).
Дом Апраксиных был построен предположительно в 1766 году Ухтомским, или Растрелли (данных, увы, нет) и представлял собой существующий и по сей день трехэтажный каменный дом. На протяжении следующих трех лет, около главного здания создавались хозяйственные постройки, которые представляли собой два одноэтажных флигеля и были расположены вдоль боковых границ усадьбы, причем флигель с восточной стороны, видимо включил в себя старый корпус, которым еще владел поручик Крюков. По одной из версий, дворец построили по приказу государыни Елизаветы для Алексея Разумовского. Здесь они венчались. Молебен отслужили в соседней церкви Воскресенья на Покровке.
Прошло время. Екатерине II предложили узаконить брак с Орловым. Она решила, что для начала хорошо бы объявить свою предшественницу, покойную ныне Елизавету, официально супругой Разумовского (создать прецедент). С этой целью к старику Разумовскому приехали гонцы с удивительным для его почтенного возраста предложением - стать монаршим вдовцом. Но... получили отказ. Екатерине так и не суждено было стать Орловой.
В 1772 году дворец купил Дмитрий Юрьевич Трубецкой. Так как сам дом москвичи называли "комод", то и хозяину дома дали прозвище - Трубецкой-комод. Трубецкие довольно известная и именитая фамилия, а приставка была придумана для отличия от большого количества однофамильцев Трубецких в Москве и Петербурге.
Во дворце устраивались балы, обеды, маскарады. Даже детские былы! Там было всё как у взрослых - музыка, фраки, платья, лакеи. Лакеи, правда, разносили не шампанское, а лимонад и пастилу. На одном из таких балов познакомились мальчики: некто Пушкин и некто Тютчев. Два будущих гения, которые, кстати, после этой встречи ни разу друг о друге не вспомнили.
Михаил Погодин, современник, писал: "Пушкин с сестрою учился танцевать в семействе князя И.Д. Трубецкого, на Покровке, близком к их дому и семейству. Княжны, ровесницы Пушкина, рассказывали мне, что Пушкин всегда смешил их своими эпиграммами, сбирая их около себя в каком-нибудь уголку".
Интересна также квартира управляющего домом - Корнильева. У него жил племянник - некто Дима Менделеев. Да, тот самый будущий учёный. К нему заходили в гости Евгений Баратынский, Федор Глинка, Гоголь.
Дом продолжил достраиваться в 1774-1775 годах. Оба флигеля были надстроены вторыми этажами, а также возведены переходы, которые соединяли флигели с домом. Западный флигель, к тому же был удлинен. В восточном флигеле поместили парадную лестницу.
В 1783 году в глубине был построен двухэтажный корпус (в наше время представляет собой трехэтажный, поскольку был надстроен). В самом корпусе был сделан в центре проезд, поскольку корпус замкнул двор.
В результате усадьба приобрела вид сложного объема с оригинальной выпукло-вогнутой формой фасада. Такие изогнутые формы характерны и для декора здания: колонны коринфского ордена, разорванные фронтоны, крупные наличники, которые были украшены пышной лепниной, которая характерна для стиля рококо и имеет характерные мотивы раковин. Вот это и стало причиной того, что усадьбу стали сравнивать с Зимним дворцом в Петербурге.
Однако следует отметить, что дом Апраксиных-Трубецких значительно отличается от всех дворцов, датированных серединой XVIII столетия. А в «доме-комоде» основу планировки составляют криволинейные помещения разного размера и формы, к тому же изгибы их стен выражены непосредственно в самом объеме здания.
Особый парадный вид всему ансамблю придают флигели несколько ниже основного здания и продольные фасады, которые обработаны в стиле раннего классицизма и более сдержаны. Во внутреннем интерьере дома Апраксиных-Трубецких сохранилась отделка овального центрального зала, а также дверей ХІХ века, а также чугунные лестницы и изразцовые печи второй половины ХІХ столетия.
Весь внутренний облик «дома-комода» отличается большим количеством помещений. Эти помещения соединяются и составляют сложную систему, второстепенную роль здесь отыгрывает анфиладная связь. Стоит сказать, что в ХІХ веке в доме был пожар после которого интерьеры были изменены, а в сохранности осталась только основная планировка.
В некоторых из помещений сохранились декоративные колонны, которые относятся к разному времени. На некоторых дверях можно увидеть рисунки в стиле ампир, а угловые печи (вогнутые и прямые) облицованы изразцами второй половины ХІХ века. В тоже время на чугунные заменили деревянные лестницы. Одна из чугунных лестниц была винтовой и до недавнего времени существовала в юго-западной части здания.
Замыкающий корпус сохранил только центральный проезд сводчатой формы, к тому же сохранился горизонтальный руст, а боковые здания, которые находятся на узком заднем дворе, уже полностью перестроены.
В 1861 году дом отдали под четвёртую мужскую гимназию. Одним гимназия нравилась, другим - нет. Здесь учились К.С. Станиславский, писатель Дурылин, Алексей Ремизов, Савва Морозов (да, тот самый), философ Владимир Соловьев, экономист и статист Каблуков, Жуковский ("отец русской авиации"), филолог Шахматов.
Один из циркуляров большого начальства того времени:
"До сведения моего дошло, что ученики средних учебных заведений г. Москвы, воспользовавшись ослаблением в летнее вакационное время надзора за ними со стороны педагогического персонала, стали позволять себе уклонения от установленной для них формы одежды и даже нарушение правил, предписанных г. министром народного просвещения относительно поведения учеников вне стен учебных заведений... Суконные фуражка делаются не установленной формы (по образцу офицерских), а с прямой тульей, на манер прусских, летним фуражкам придается совершенно произвольная форма, воротнички рубашек делаются цветные или полосатые, учебные принадлежности...носятся не в ранцах, а связанные ремнями или в платках. Ученики старших классов носят длинные волосы, усы и бороды, иногда встречаются на улицах ученики с тростями, в партикулярных пальто и даже в цветных рубашках (вместо форменных блуз) под форменными пальто. Что же касается поведения учащихся вне стен учебных заведений, то некоторые ученики, вопреки установленным для них правилам, посещают трактиры, кофейни и другие подобные заведения и прогуливаются в позднее время по Тверскому бульвару, Кузнецком мосту и в пассажах, иногда даже вместе с женщинами вольного поведения".
После 1917 года в усадьбе Апраксиных-Трубецких располагались разные учреждения и были обустроены коммунальные квартиры. В середине 1960-х годов особняк занимал научный институт, и именно тогда была проведена первая реставрация памятника (научная) и его фасадам был придан первоначальный облик, который был в середине XVIII столетия.
В настоящее время во внутренней части архитектурного ансамбля, вход со двора, располагается МОНИИАГ (Московский Областной Научно-Исследовательский Институт Акушерства и Гинекологии), где уже многие годы ежедневно рождаются замечательные малыши и малышки. Буквально в нескольких метрах от родильного отделения МОНИИАГа, за его стеной находится старинная церковь - Введения Во Храм Пресвятой Богородицы Храм в Барашах . Я думаю, что намоленность этого места помогает благополучным родам.