Идеальный муж

Nov 06, 2015 09:45

Человек, который ловил самого себя / The Man Who Haunted Himself (Великобритания, 1970, реж. Бэзил Дирден)

Роджер Мур ещё не Джеймс Бонд, но уже образец английского джентльмена цветущих лет, знающего толк в тёмных сторонах жизни. Его персонаж мистер Пэлхам выглядит, как зануда, разговаривает, как зануда, и живёт, как зануда, словно бы сексуальной революции не существовало, а дизайн не продвинулся далее 1910-х. Но этот человек-атавизм живёт посреди 1970 года, где жёны смеют открыто вожделеть собственных мужей, а дизайн не приемлет ничего, что навевает мысли о нафталине и крахмале.



Когда все вокруг почему-то стали говорить, что Пэлхам сделал то-то и сказал то-то, а он не делал, не говорил и вообще был в другом месте, то наличие предполагаемого двойника стимулировало мощнейший кризис личности. Двойник, если он существует, удачлив и дерзок, и мистер Пэлхам вот-вот окажется вытеснен из собственного кабинета. Из собственной семьи. Из собственной постели. И поделом! Кому нужен скучный импотентный трудяга, когда флюиды очарования испускает харизматичный хозяин жизни?



Бэзил Дирден - режиссёр-загадка. Глядя, как он умудрялся делать классное кино из пустяковейших сценариев, не могла понять, почему его не понесло в сторону извращённой интеллектуальности. Разве у него не было амбиций? Разве слава Годара и Бергмана не стучала в его горячее сердце?
Стучала. Она всем стучит. Но не у всех есть горячее сердце. Поэтому слава Годара и Бергмана стучит режиссёрам в холодный мозг и мы получаем то, что получаем.
А у Бэзила явно имелось сердце нужной температуры. Но и холодный мозг тоже имелся. Он взял роман "The Strange Case of Mr. Pelham" Энтони Армстронга (1957 год) и снял невероятно литературный фильм, но снял его как кинематографист с горячим сердцем, который языку слов предпочитает язык движущихся образов.
Доступная мне суть дальнейших финтов и аллегорий разъяснена в первом же эпизоде, когда мистер Пэлхам, даром что имеет одутловатую хомячью морду...



...демонстрирует способность быть ещё тем живчиком. (Тень на лице актёра - не дефект освещения, а режиссёрский ход). Вот она, сексуальная революция на уровне консерваторов. Были импотентами, станут хозяевами жизни. А костюм тот же самый, и никто со стороны не догадается, просто мир вокруг станет ощутимо жёстче.



двойники, 1970-1979, британия рулит

Previous post Next post
Up