Настоящие люди / Реальные люди (1-й сезон, серии 1-10, Швеция, 2012)

Nov 24, 2013 16:53

О дивный новый мир, где молодёжь послушна, вежлива и трудолюбива. И никогда не старится.



Но что это? Дорогостоящая домработница, приставленная зятем к одиноко живущему тестю, отказала старику-гипертонику в чашке кофе. Вот такая она, этот домашний Гитлер в фартуке.



- Только чай! - провозгласила новоявленная фрекен Бок и заварила полезный для здоровья ...пакетик.



Держать дома чай в пакетиках, атрибут дешёвки и фастфуда? Я б не удивлялась, этой заразе сейчас подвержены многие, но речь идёт о роботе-домохозяйке, запрограммированной на идеальные действия. Похоже, снимая сериал о непростых взаимоотношениях людей и андроидов, шведы рассказали о себе чуть больше, чем планировали. Их идеальный мир не включает в себя ничего сложного, многоаспектного, трудоёмкого, требующего внутренней дисциплины и следования ритуалам. Максимальное упрощение - таково то, что снаружи. Вот интересно, а изнутри - тоже всё в готовых пакетиках?

Забавно, в русской Википедии в статье "Андроид" в разделе "Андроиды в литературе и кино" нет упоминания шведского сериала. Сунулась в английскую версию статьи - нет упоминания! Только шведы сами себя рекламируют, но кто ж по-шведски кроме них читает, нет таких героев. А ведь получился вполне качественный сериал, его вовсю с "Blade Runner" сравнивают (хотя не совсем по делу, если честно).

Центральная интрига "Настоящих людей" - небольшой такой бунт андроидов против поработителей и одновременный небольшой бунт людей против андроидов. Рассмотрены все основные составляющие процесса - психологическая, социальная, экономическая. Андроиды создавались, чтобы заменить разнорабочих и домашнюю прислугу, но закономерно доросли до статуса управленцев среднего звена и незаменимых членов семьи (включая супружеские отношения). Выживаемым из всех сфер людям, - тем, кто был плох в работе, в общении, в постели, - приходится несладко. Как бы и поделом, но слишком уж трудно провести грань между обиженными справедливо и обиженными несправедливо.
Замах на утопию шведам ни к чему, сериал вполне реалистичен. Фантастическое допущение только одно - в современном мире производятся и успешно функционируют миллионы роботов с высокой степенью человекоподобия и высоким искусственным интеллектом.
Несколько роботов втайне, посредством гениального компьютерного кода, освобождены от ограничений, придуманных Айзеком Азимовым. Закономерный итог - полиция ведёт первое в мире дело о неслыханном случае убийства людей андроидами, а спецслужба вприпрыжку гоняется за секретным кодом.
Тем временем частное лицо ведёт дело о вполне обыденном случае похищения андроида для продажи на рынке секс-рабов, а кинозритель ведёт дело о вывертах свободы воли. Домашнее насилие, совершенно одинаковое по отношению к людям и роботам, христианское милосердие к тем и другим, террористические ячейки с обеих сторон, - пожалуй, здесь особых открытий не сделано. А вот презрение девушки-робота к лесбиянке - это отличная находка. Быть отверженным не значит самому быть толерантным, гонимый не значит праведник. Люблю, когда мне об этом напоминают. Хотя лучше, чем булгаковский Шариков, этого никто никогда не сделает.

В формате полнометражного фильма сходные проблемы решались в канадской чёрной комедии "Зомби по имени Фидо" 2006, но там в большей степени авторов интересовал страх перед соседом, которого ты никогда не замечал, а он может стать внезапно агрессивен (а ты ему тоже сосед и тоже можешь показаться агрессивным). Образ "чужого" нынче так широк, могуч и вариативен - выбирай не хочу. Креатор шведского сериала Ларс Лундстрём выбрал "чужих"-роботов и решил обыграть их в ключе проблем ассимиляции мигрантов. Одна из главных героинь сделана азиаткой по внешности, среди второстепенных персонажей-андроидов есть слащавый индус, красивый негр, офисная мулатка, хотя это было совершенно необязательно, ведь у роботов нет этнического происхождения, как Барби и Кена их делают разных цветов только из маркетинговых соображений.
Кстати, в сериале (по крайней мере, в первом сезоне, а премьеру второго IMDb назначила на декабрь 2013) расовая фишка совершенно не использована, при том что различие в карьерных и сексуальных перспективах белых и цветных андроидов могло бы усилить драматизм. Из родной России глядючи, никак не понять: то ли проблемы расовой нетерпимости в Швеции незначительны, то ли, наоборот, слишком болезненны, чтоб лишний раз выпячивать. Но уж об идеальных эльфах-мигрантиках, тихих, послушных и услужливых, шведы здесь намечтались вдосталь. Шведы и один из режиссёров с нешведским именем Леван Акин.

И в связи с темой мечты о тихих эльфах ВНИМАНИЕ! Молодым мужчинам, планирующим в перспективе обзавестись законной половиной, категорически не советую смотреть этот возмутительный сериал, принижающий достоинство современной женщины. Домашний робот Анита разобьёт ваши сердца. Вы оцените то, как она молча предпочитает быть полезной, и отныне не сможете с прежним смирением смотреть в сторону курящих, матерящихся, не часто моющих голову и громко говорящих по телефону дев с ляжками в обтяжку. Всё равно каждому из вас в перспективе достанется как раз такая, так что лучше не забивайте себе мозг выдуманными альтернативами.



А также вы, мальчики, придёте в ужас от самой мысли, что морщинистая дама климактерического возраста способна цинично и безжалостно развратить невинного домашнего робота, пушистое существо с доверчивыми глазами. Я и сама в ужасе. Мальчик (кхм, актёр Johannes Bah Kuhnke 1972 г.р. и давно не мальчик) был достоин чего-то лучшего, но слепо покорялся программе. Представляю, что бы сказал на это вампир Спайк из ещё одного сериала.



Положительные стороны "Настоящих людей" 
- Персонажи - и люди, и роботы, - проявляют себя с неожиданной стороны.
- Сценаристы не цепляются за тех главных героев, чьи образы исчерпали себя и перестали быть интересными.
- Грим и пластика движений актёров на роли роботов весьма убедительны.

Отрицательные стороны:
- Не все персонажи успели хоть как-то себя проявить, а некоторыми персонажами сценаристы откровенно пренебрегли.
- На доверчивые зрительские умы способна отрицательно воздействовать пропаганда использования чайных пакетиков в образцовых домохозяйствах. Это совершенно недопустимо, чайные пакетики могут быть символами только зла и убожества! Да, я из числа непримиримых.

2010-2019, шведское кино, киборги в кино, сериалы, фантастика

Previous post Next post
Up