Токийский скиталец (Япония, 1966, реж. Сэйдзюн Судзуки)

May 31, 2013 14:10





Молодой телохранитель Тэцу хотел быть якудза, но босс велел жить честно и чтить Уголовный кодекс. Тэцу пытался жить честно, но это ещё труднее, чем быть якудза.
Так куда же податься прирождённому самураю в мире, где самураи стали чем-то архаичным и быстро вымирают?

Фирменное чувство юмора в этом фильме Судзуки проявил всего один раз, но зато в самый неожиданный момент. Несмотревшему трудно поверить, но это ОЧЕНЬ смешной кадр.



Смычка искусства кино с искусством дизайна, вот что хотел воспроизвести Тарантино в "Убить Билла". На мой взгляд, Квентин не слишком смел в цветовой палитре, его тянет на гармонические сочетания. А вот у Судзуки кругом будоражащая дисгармония.
Понятный мир якудза рушится, кругом предательство, подлость, забвение устоев. Сиреневое с красным - цветопоэзия хаоса чувств, и толика серого - холод логически принятых решений.









О, слишком много серого. Девушка так надеялась на что-то яркое. Но всё яркое - это она сама и есть, а Тэцу старается слиться с серой вселенной, иначе хаос чувств не удастся контролировать.







Главная фишка фильма, которую скриншотами не передашь, - особенное построение мизансцен-перестрелок. Персонажи, снятые на довольно близких планах, ловко ныряют за всякого рода укрытия, и вместо противников Тэцу видит всё больше чужие локти и коленки. Такая манера постановки и съёмки причиняет зрителю определённый дискомфорт, позволяет, так сказать, вжиться в дезориентированность Тэцу.

Парень так молод! Как же он оказался представителем вымирающего вида? И даст ли его умирающий мир достойный бой новым, циничным временам без чести и совести?





Никто не понимает Тэцу лучше, чем его смертельный враг, такой же дезориентированный и вымирающий.



Постепенно Тэцу постигает, что встроенность в социальную структуру больше не является гарантией стабильности. В новом мире всё держится на личных порывах и симпатиях, то есть на ломке социальных структур. Это чудесный мир новых возможностей, но Тэцу себя в нём не видит.



Самурай с порывами и симпатиями? Как этому научиться и не сойти с ума?
Да, понадобится вторая серия. Ужель "Рождённый убивать" 1967 года? ...он же чёрно-белый! да и главгерой немножко сошёл с ума.



Бедный Тэцу, в этой серии или в следующей, но тебе всё-таки однажды придётся умереть молодым, хоть ты и бессмертен, как бессмертна твоя грустная песня "Я токийский скиталец".
Вот думаю, не воображал ли себя бессмертным самураем другой персонаж другого фильма ("Подземка" Люка Бессона). Он лежал и пел, а все ждали, что он сейчас умрёт. И ведь такая перекличка с фильмом Судзуки по пунктам распада устоев, хаоса чувств, вписанности в социальные структуры и импульсивности в личных симпатиях.


боевики, самурайские фильмы, криминала будни нелегки, арт-кино, 1960-1969, японское кино

Previous post Next post
Up