Большая скука (Болгария, 1973, реж. Методи Андонов)

Mar 20, 2012 23:59

Вы часто видели таких полковников КГБ?





Допустим, это полковник болгарского КГБ, но тем страннее видеть его в костюме хиппи, с длинными патлами. Особенно, если знать, каким Джеймсом Бондом он умеет прикидываться, когда захочет.





Полковник американского КГБ путём нечеловечески хитрых интриг пригласил полковника болгарского КГБ на дружескую пати на нейтральной территории в Очень Западной Европе.





Обещал девочек и развлечения.





А сам придвинулся поближе, стал жарко дышать в ухо и бормотать "Отдайся мне здесь и сейчас, а то придут мои парни, и ЭТО будет намного мучительнее и больнее!"





Болгарский полковник стоял насмерть. Но и американец был настойчив, да и жалко его, неприкаянного бедняжку из капиталистического ада. Напился, ничего не соображает, просит отдаться.
Эх, нам бы день простоять, да ночь продержаться, да кровью сердца не истечь. Добрая славянская душа легко поддаётся на зов чужого одиночества.





"Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?"... Мужицкая лапа потомка болгарских крестьян и турецких янычар прикрыла кровоточащую рану у нежного сердца. Какие маленькие пистолетики могут убивать сильных мужчин... и какие странные предложения поступают от американских полковников. Американцы больше не выведывают секреты. Они просто тебя хотят. Здесь и сейчас, желательно по любви. Брови сами вверх ползут, чесслово.





Вот хорошо, галстук снял! А то бы неловко могло получиться. В порыве страстей (патриотических) любая удавка в дело идёт, знаете ли...
Но посмотрите, как американец (он в звёздно-полосатой рубашке) держит руки. С американской разведкой всё только по добровольному согласию сторон, и ничего насильно!





Таков вкратце основной конфликт "Большой скуки".
Сценарий, если титры не врут, Богомил Райнов сам по своему же роману написал.
С целью завербовать серьёзного противника, американская разведка пожертвовала мелкой завербованной рыбёшкой. Серьёзный противник пришёл разбираться насчёт рыбёшки, и всё его "опасное задание" оказалось фикцией, набором никому не нужных телодвижений. Но провокация американцев уже начала действовать, и на пустом месте болгарин рискует заработать репутацию "предателя" в глазах своих коллег. Денег нет, огнестрельное ранение лишает последних сил, приходиться бомжевать и спать в коробках. Остаётся только верить в "своих" и приходить каждый день в условленное место. Дождётся ли наш бессмысленный герой связного, который вывезет измученного "хиппи" обратно в Болгарию?..





Роман не читала, а фильм для восприятия исключительно сложен. Там в прихотливом порядке смонтированы как бы три пласта духовной жизни полковника КГБ.
1) Накануне. Фаустианское искушение в споре с американцем о купле-продаже бессмертной души.
2) Сегодня. Отчаяние от мысли, что американец мог быть прав.
3) В воображении, перпендикулярно реальности. Поиск якорей, за которые можно зацепиться, чтобы доказать американцу, что он всё-таки не прав. Воображаемый пласт сбивает с толку окончательно - тем более, ни одного якорька, даже самого малюсенького, главгерою найти не удалось. Если не считать неудачный брак с красоткой, пошедшей по рукам от избыточной любви к отсутствующему в командировках мужу.

При таком вызывающе нелинейном повествовании манера съёмки соответственная. Болгары ограбили Годара и его сподвижников и сделали вид, что так оно и должно быть в кино на шпионскую тему. Очень правильный ход, если учесть, что в шпионском кино классическим МакГаффином неожиданно оказался сам шпион. Полный выверт идеи потребовал именно таких средств художественной выразительности, чтоб зритель слегка обалдел и чуточку сошёл с ума... вместе с обалдевшим главгероем. Там крУгом голова идёт, реально. Мне пришлось параллельно просмотру подключить экранчик с маджонгом, чтоб слегка успокоить вздрюченную нервную систему.
Ну а эротический подтекст процесса вербовки болгарина американцем, полагаю, снимает вопрос о новаторской смелости мальчиковой сцены у камина во "Влюблённых женщинах" Кена Рассела.

Конечно, выиграет тот, кому есть на кого опереться. У одного из двоих большая крепкая тень всегда рядом, всегда ему видна.
Американец думает, они наедине лицом к лицу стоят, когда из пистолетов друг в друга целятся. Э нет, любезный. Тень видишь? Это весь болгарский народ - символически - морально поддерживает славнейшего из своих сынов.
А на кого ты можешь опереться, алкаш заокеанский?





На Рутрекере фильм доступен с дубляжом киностудии имени Довженко.

шпионы в кино, гомоэротический дискурс, 1970-1979, арт-кино, болгарское кино

Previous post Next post
Up